Композиция
Выразительность отдельных частей изображения и цветовые сочетания очень важны, но произведение будет цельным только в том случае, если все его элементы взаимозависимы, согласуются друг с другом, подчинены одной идее. Иными словами, если все части произведения композиционно связаны.
Вспомним, что создание художественного произведения — это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом строится композиция. Она выражает определенную идею, определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения. Глубинный смысл композиции проявляется в том случае, если она вызывает ассоциации, соответствующие идейно-художественному замыслу. Законченная композиция — обязательное условие для любого художественного произведения.
Виды композиции
Из всего множества архитектурных, живописных, графических, скульптурных композиций можно выделить три основных вида: фронтальную композицию, объемную и пространственную.
Фронтальная композиция
Если художественное произведение создается в одной плоскости, речь идет о фронтальной (плоскостной) композиции. К этому виду относятся живописные полотна, витражи, гобелены, графические изображения, фотографии, плакаты, Web-страницы, рекламные листовки.
В самой фронтальной композиции глубина пространства может быть передана перспективными сокращениями, светотеневыми решениями, цветовыми пятнами, но все произведение рассматривается с одной точки, фронтально (рис. CD-3.1).
Совокупность всех элементов плоскостной композиции может образовывать гладкую поверхность или создавать рельеф (выпуклое изображение на плоскости). В случае переходного состояния между плоскостью и объемом, говорят об объемно-фронтальной композиции).
|
Различают несколько видов рельефа:
□ скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью, низкий рельеф {барельеф);
□ скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона на три четверти (горельеф);
□ "обратный" рельеф, слегка углубленный по отношению к фону;
□ рельеф, при котором изображение находится на одном уровне с фоном, но его контуры глубоко врезаны (глиптика).
При постоянном или незначительно изменяющемся уровне рельефа с помощью рельефной перспективы можно создавать иллюзию разной глубины объемно-фронтальной композиции.
Увеличение выступающих элементов и глубины рельефа приближает композицию к объемной.
Объемная композиция
Если при развитии композиции, наравне с двумя направлениями на плоскости, присутствует третье направление — глубина, — создается объемная форма. Этот принцип построения композиции применяется в скульптуре, малых архитектурных формах, объектах декоративно-прикладного искусства, при разработке дизайна бытовых или промышленных изделий, автомобилей, упаковок, трехмерных рекламных объектов и т. д.
Объемная композиция трехмерна. Ее можно рассматривать со всех сторон и чем больше пространства ее окружает, тем отчетливее проявляется ее общий вид, пластическая конфигурация. Общая форма композиции взаимодействует с внутренним пространством.
Форма выглядит монументальной, плотной, если она монолитна или внутреннее пространство между ее элементами минимально. При увеличении проемов или расстояний между элементами, составляющими форму, становится более открытой, динамичной (рис. CD-3.4). Масса элементов объемной композиции и окружающее пространство сочетаются так, что преобладает объем самой формы и при всей сложности, выглядит единым объектом. Внешнее пространство окружает форму проникая в нее.
|
Пространственная композиция
В пространственной композиции преобладают размеры пространства, в котором размещены объекты. Тем не менее, значение каждого, даже самого маленького элемента такой композиции, очень важно. Работа над пространственной композицией — это проектирование ландшафтов, интерьеров театральных действий, выставочных павильонов и стендов. Пространство может организовываться двумя способами.
- Внутри объектов (закрытое пространство). Примеры такой пространственной композиции — архитектура окруженных домами городских площадей, оформление музейных залов, интерьеров.
- Вокруг объектов (открытое пространство). Например — пирамиды Египта, которые "держат" вокруг себя неограниченное пространство.
Основные компоненты, с помощью которых создается пространственная композиция — объемы, формирующие пространство, и материалы, формирующие объемы.
3.2. Принципы построения композиции
Законы и принципы построения, рассмотренные ниже, справедливы для любого вида композиции. Композиционное построение — это приведение к целостности и гармонии всех частей произведения.
Нет четких правил гармоничного соединения отдельных элементов в единое целое, но эмоциональный художественный образ создается только тогда, когда соблюдаются определенные условия: в едином композиционном пространстве должны выделяться изобразительный центр, читаться общая форма, чувствоваться ритм. Замечательный художник Владимир Фаворский говорил, что в композиции нет правил, но есть законы.
|
"Всякое художественное произведение цельно и сложно. Цельность дает ему единство, а сложность — многообразное содержание. Сложность кучи камней не будет художественной сложностью. В ней нет главного и второстепенного, основного и подчиненного, элементов разного качества — все составляющие ее части имеют равную цену. Только логически члененное и при этом объединенное цельным художественным строем произведение становится действительно художественным". (В. А. Фаворский).
Основными законами композиции можно считать:
- равновесие;
- единство и соподчинение всех частей.
Для создания выразительной композиции нужно, чтобы как она сама, так и ее элементы обладали достаточной степенью структурной сложности. Это не значит, что композиция должна содержать много элементов, или что отдельные ее части должны иметь сложную форму или цвет. Структурная сложность зависит от разнообразия средств, принципов, методов организации Нельзя понимать композицию как набор объектов, расположенных в определенной последовательности в определенном месте. Хорошая композиция отличается от плохой так же, как поэзия — от набора зарифмованных слов.
Замечание об упражнениях
Как и в предыдущих разделах книги, в качестве инструмента можно использовать программу CorelDRAW. Однако, хочу Вас предостеречь: легкость построения геометрически правильных изображений провоцирует стремление быстр получить результат, Вместо того, чтобы работать над идеей композиции, начинающий дизайнер часто увлекается компьютерными эффектами и техническими приемами. Основная ошибка, характерная для компьютерных графических изображений, — сухость, отсутствие образа. Работа мозга более гармонично выражается в движении кисти или карандаша, чем в перемещении мыши на столе и маркера на экране компьютера, следовательно, построение композиции, как правило, должно начинаться с рукотворного эскиза. Придумайте художественный образ, а возможности компьютера помогут вам найти новые при мы для его графического воплощения.
3.2.1. Работа над формой
Определим форму как конечный результат художественного произведения. Она присуща как объемным, так и плоским предметам. Дизайнеры говорят о форме промышленного изделия, товарного знака, рекламного плаката. В общем случае, форма произведения — это расположение его составных частей в соответствии с законами композиции.
Композиционное построение не только наделяет форму гармонией, но оказывает определенное эмоциональное воздействие, выявляет смысл произведения. Иными словами, композиция определяет единство формы и содержания. Так, в абстрактном графическом произведении общая форма создается пятнами и линиями (мягкими и размытыми или четкими острыми), углами или дугами. Очень важную роль играет цветовое решение, мы уже говорили, что цвет существенно влияет на восприятие формы. Эти формальные средства воздействуют на эмоции, вызывают те или иные ассоциации, формируют некий художественный образ. Если в композиции изменить, переместить или убрать один из составляющих ее элементов, немедленно потребуется корректировка всех остальных ее элементов.
Рассм. структурную организацию формы и проанализируем связи и отношения, которые возникают между элементами композиции.
Равновесие
Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом и пластикой.
Равновесие формы – состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Наиболее очевидный прием – равновесие на основе симметрии.
Виды симметрии.
Симметрия – определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве.
Асимметрия – полное нарушение симметрии: повторяющиеся элементы отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвига или поворота.
Наиболее часто в природе и искусстве встречается зеркальная симметрия. Самый простой случай – симметрия двух плоскостей, но зеркальных плоскостей м.б. и больше.
Другой тип симметрии – осевая, или симметрия поворота. Если поворачивать из-е вокруг вертикальной оси, которая перпендикулярна плоскости листа, образуется узор с осевой симметрией. (3.8)
Еще один тип симметрии – перенос. В этом случае предметы расположены на равных расстояниях вдоль линии. По принципу переноса создаются орнаменты.
Орнамент — излюбленный прием прикладного искусства. В таких видах работ, как плетение, ткачество, роспись керамики, вышивка, резьба по камню идереву можно найти множество примеров симметричных композиций. Орнаменты используются в изделиях из кованого металла, выкладываются из камня при строительстве домов. Как правило, вид и характер орнамента зависит от особенностей материала и инструментов, с помощью которых он создается, то есть, хорошая орнаментальная композиция тектонична. Характер орнамента деревянной резьбы отличается от орнамента кованой решетки: узор из железа определяется конструкцией, придает ей прочность, оставаясь в то же время очень декоративным (рис. 3.13).
Широкие возможности для создания орнаментов предоставляет компьютерная графика. Операции копирования, переноса, распределения фрагментов изображения позволяют из простейших элементов создавать бесконечное разнообразие композиций.
Упражнение 3.2
Создать орнамент, используя программу CorelDRAW.
Для создания линейного орнамента в CorelDRAW нужно: нарисовать геометрический объект (можно нарисовать несколько элементов и скомпоновать их в группу), выделить этот объект, переместить его мышью строго по горизонтали (удерживая <Ctrl>) и создать копию. Нажать несколько раз комбинацию клавиш <Ctrl>+<D> для повторения операции перемещения и копирования.
В качестве основы может быть использован как геометрический примитив, так и сложная растровая картинка. Простейший пример создания орнамента в CorelDRAW приведен на рис. CD-3.14.
Мы уже упоминали осевую объемную симметрию, но может быть объемная симметрия более сложной формы. При винтовой симметрии элементы переносятся вдоль оси с поворотом, например, расположение цветков на стебле лилии или ступеней винтовой лестницы.
Частичное нарушение симметрии делает объект более сложным, динамичным, интересным. В живой природе нет абсолютной симметрии, формальной точности. Лицо человека, лист дерева, головка цветка, речная ракушка симметричны в целом, в своей основе, но различны в деталях. Это придает им особую выразительность. Такой вил симметрии называется диссимметрией. Она разрушает точное сходство, оставляя симметричность общей формы, Этот принцип лежит в основе многих произведений искусства. "Греки изображали своих атлетов сперва симметрично стоящими на обеих ногах. Но вот однажды скульптор передал молодое тело юноши в плавное движении, когда он опирался на одну ногу, а другую освободил. От этого бедра наклонились, плечевой пояс наклонился в противоположную сторону голова тоже наклонилась. Получилось движение, характерное для юноши стоящего свободно; и это движение передавало красоту юношеского тела и следовательно, прямо служило целям изображения. А, в сущности, совершилось громадное открытие. Художник тем самым открыл ось контрастной равновесия. И это открытие стало существенной чертой всякого искусства", -писал В. А. Фаворский.
Антисимметрия — симметрия с полярно противоположными, контрастными свойствами, противопоставлением. Ее зачастую используют как сильное средство для усиления выразительности. Яркий пример — "Автопортрет в костюмах Пьеро иАрлекина" В. Шухаева и А. Яковлева. Антисимметричные композиции часто используются для того, чтобы подчеркнуть символическое звучание образа. Например, маска со смеющейся и плачущей половинами лица, соединенные половинки Лупы и Солнца и т. д.
Вернемся к вопросу равновесия формы, Симметрия является условием равновесия. Как правило, композиции с вертикальной осью симметрии статичны.
Равновесие более сложно и интересно, если при компоновке элементов применены дисимметрия и (или) антисимметрия. Композиционное равновесие в этом случае отличается внутренней динамикой.