Равновесие несимметричной композиции




Достигнуть равновесия в асимметричной композиции сложнее, чем при симметрии. В асимметричной композиции более активную роль играет плоскость, в которой расположены элементы. Возрастает значениеформы отдельных объектов. Если главный элемент композиции — фигура с мягкими округлыми формами, чаще всего она располагается наплоскости немного выше центра листа и сдвинута влево.

Если композиция состоит из объектов сложной выразительной формы, она имеет, как правило, ярко выраженный динамический характер. В этом случае элементы располагают так, чтобы в поле листа оставалось свободное пространство, определяющее направление движения.

Сложная геометрическая форма одного элемента, как правило, главного в композиции, может быть уравновешена несколькими другими объектами более простой формы.

Ниже приведены примеры равновесия в асимметричных и симметричных композициях.

Часто равновесия добиваются с помощью цветовых акцентов. Как и форма, цвет дает неисчерпаемые возможности для создания образа. Мы уже говорили о том, что цвет может придать легкость или увеличить зрительную массу композиции, уменьшить объем, разложить плоскую композицию на выступающие и удаленные планы. В живописи форма "лепится", в первую очередь, цветом, а не геометрией. Яркое цветовое пятно способно нарушить равновесие любой композиции.

Вспомним, что интенсивные насыщенные тона кажутся "тяжелее" светлых и прозрачных, объекты различных цветов зрительно приближаются или удаляются. Кроме того, цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, в какой части он расположен. Процитируем Иттена: "В нижней части композиции синий цвет тяжел, в верхней же кажется легким. Темно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжелого, неминуемого и грозного, а в нижней он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Желтый цвет в верхней части производит впечатление легкости и невесомости, в нижней же — он бунтует, словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому, как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры. Так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны от которой распределяется "вес" Цветовых масс".

Особую роль играет цвет в формальной композиции. Лучше всего иллюстрируют эти принципы работы художников-супрематистов, которые выражали эстетическую ценность беспредметной картины в полноте ее живописно го содержания.

Равновесие в композиции напрямую связано с понятием центра.

Центр композиции

Гармония фона и переднего плана, цвета и графических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции. Цельность произведения определяется возможностью сразу охватить его взглядом и одновременно определить основную часть, вокруг которой располагаются не столь значимые, но, тем не менее, необходимые элементы композиции. Всегда можно выделить главное и второстепенное. Даже в орнаментах, где нет геометрического центра, можно определить главный мотив и подчиняющиеся ему части.

В общем случае, центром композиции является главный смысловой элемент. Слово "центр" не следует понимать буквально, это понятие достаточ­но условное. Им может быть самый большой элемент, самый маленький или даже пустое пространство на листе. Центр можно выделить контрастным цветом или сложной формой. Место его размещения может быть любым, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа.

Чем больше элементов используется в композиции, тем сложнее работа по ее созданию. Для многоэлементной композиции любого типа очень важно структурное построение, соотношение составляющих ее частей. Отдельные элементы объединяют в группы по два-три для сохранения целостности восприятия. Отдельные группы предметов объединяются осью или плоскостью симметрии; при этом внутри самих групп симметрии быть не должно. Она выделяет группу в самостоятельную композицию, нарушая, таким об­разом, соподчиненность.

Для изображения сложных событий, нескольких идей, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров. Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не "потерялись" отдельные части композиции.

Особо подчеркивается "субординация" между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером и цветом так, чтобы направить взгляд зрителя сначала на них, а затем — на менее значимые.

Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

Многоэлементные фронтальные композиции могут содержать различные формы: линейные, плоские, шрифтовые. Типичный пример — оформление печатного текста с иллюстрациями. На одной странице часто необходимо разместить текст, фотографии, графический рисунок, элементы оформления: рамки, подложки, декоративные знаки.

Положение центра определяется ритмическими отношениями всех элемен­тов и общей формы. В многоэлементной композиции старайтесь соблюдать ограничения (не более трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме.

 

Избегайте пестроты и дробности. Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции. Лаконичные композиции могут быть очень выразительными.

Не ленитесь перебирать множество вариантов, даже если Вам кажется, что композиция готова, пробуйте что-либо изменить. Ставьте задачу нахождения взаимосвязи частей композиции. Убедитесь, что ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого, части композиции нельзя поменять местами, нельзя добавить какой-либо новый элемент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: