Налогообложение в начале XX века




Указанный период можно назвать начальным периодом урбанизации и развития капитализма в России. Оба этих процесса лишь набирали силу. Подъем промышленности, торговли, концентрация производства и капитала, строительная лихорадка, бурный рост населения еще впереди.

Ставка налога с недвижимого имущества в 1900 г. была доведена до законодательно установленного максимума, т.е. до 10%.

Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла – более чем в полтора раза, но структура ее оставалась неизменной. По-прежнему значительные поступления шли от трактирных заведений.

Резко увеличились сборы с лиц, содержащих лошадей, экипажи и собак. Конечно, город рос, в том числе территориально, а лошади оставались основным транспортным средством. Трамвай только начинал их теснить. Но главное в том, что к 1913 г. сюда добавились налоги на автоматические экипажи и велосипеды.

Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объему вышли платежи за прописку.

Финансовое положение России перед началом Первой мировой войны было довольно устойчивым.

Истинное значение налогов в бюджете дореволюционной России было существенно больше, чем кажется при рассмотрении доходных статей. Например, казенные железные дороги, принося высокие доходы (около 680 млн. руб.), сами же «съедали» их на свое содержание. Казенная винная монополия учитывается в расходах, поглощая более четверти тех доходов, которые дает государству. И лишь налоги обеспечивают доходы бюджета государства при минимальных затратах.

Исполнение бюджета России в 1914 г. не было доведено до конца. Мирное развитие страны прервалось. Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних.

Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

 

Существовали следующие виды налогов:

I. Прямые налоги: сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота, гербового сбор, наследственные пошлины.

II. Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение.

Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов, текстильных изделий и некоторых других потребительских товаров.

Прямые налоги являлись орудием финансовой политики – рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и в то же время становились существенным фактором роста доходов бюджета.

Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия. Он состоял из двух частей: патентного сбора и уравнительного сбора. Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения.

Уравнительный сбор устанавливался с суммы торгового (или вообще хозяйственного) оборота. Первоначально он был определен в 7%, из которых 3 шли в государственный бюджет, 3 – в местный бюджет и 1% - в пользу голодающих. Однако очень скоро это налогообложение было признано чрезмерным. Налог снизился в среднем в 2 раза с дифференциацией его по отраслям.

Уравнительный сбор представлял собой по сути дела налог с оборота, позволяющий относительно равномерно облагать все товары, улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов.

В общемировой практике налог с оборота в конечном счете эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В экономике России эволюция была обратной – в сторону сближения налога с оборота с акцизами – определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу государственной казны. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений.

Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т.п. поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного налога, но платили подоходный налог в размере 8%. Физические лица привлекались к уплате налогов, если имели годовой доход от 300 руб. и выше или имущество стоимостью около 300 руб.

Сельскохозяйственный налог. Рассчитывался в зависимости от количества земли и количества голов скота на одного человека. Скот приравнивался к пашне по соотношению: одна голова рабочего скота равнялась 0,8 десятины пашни. Налог соответствовал классовой политике, проводимой в деревне, приводил к сокращению зажиточных хозяйств, не стимулировал повышение эффективности труда.

В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80-х – 90-х гг.. Его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.

Глава 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: