Эксплуатация самоходных дорожно-строительных машин




 

И прицепных агрегатов

 

Общие положения

 

6.3.1. Машинисты тягача и прицепной машины должны знать и выполнять систему взаимной

сигнализации.

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

При трогании с места машинист тягача обязан подать предупредительный звуковой сигнал и,

получив ответный от машиниста прицепной машины, плавным включением муфты сцепления

начать движение. Предупредительный звуковой сигнал необходимо подавать также при торможении,

изменении скорости, поворотах и остановках машин, а также при включении и выключении рабочих

органов машины.

 

6.3.2. Включение и выключение рабочих органов дорожных машин, в особенности лебедок,

производят плавным (без рывков) движением рычагов управления.

 

6.3.3. Сигнал немедленной остановки необходимо подавать в случае угрозы аварии или

несчастного случая, а также:

 

при обнаружении неисправности, поломке отдельных частей и т.п.;

 

при наличии препятствий, которые нельзя преодолеть;

 

если между прицепной машиной и тягачом окажется человек.

 

6.3.4. Во время работы дорожных машин запрещается:

 

находиться посторонним лицам в зоне действия машины, а также на ее площадке управления,

раме, рабочих органах, кожухах;

 

сходить с площадки управления и входить на нее;

 

отцеплять прицепную машину до полной остановки тягача;

 

осматривать колеса и удалять предметы, застрявшие между покрышками.

 

6.3.5. Одновременная и совместная работа двух или нескольких прицепных агрегатов, идущих

друг за другом, допускается с соблюдением между ними дистанции не менее 20 м.

 

6.3.6. Во время работы машин с канатно-блочным управлением нельзя допускать перегрева

барабанов, ленты тормоза и фрикционов лебедки. В случае обрыва каната барабан лебедки

необходимо немедленно выключить.

 

6.3.7. При работе дорожных машин, оборудованных ручными лебедками, поднимать и опускать

рабочий орган машины разрешается только после полной остановки агрегата.

 

6.3.8. На дорожных машинах с канатно-блочной системой управления запрещается:

 

направлять рукой или какими-либо предметами канат, наматываемый на барабан лебедки;

 

запасовывать канаты при рабочих органах машины, находящихся в рабочем положении;

 

доводить полиспасты до упоров (во избежание перенапряжения каната);

 

работать с изношенными блоками и выколотыми ребордами блоков;

 

работать с канатами, имеющими на одном шаге свивки 10% изношенных проволочек, а также с

неправильно сращенными канатами и канатами с узлами.

 

6.3.9. Во время движения дорожных машин (за исключением машин на базе автомобильного

шасси) на подъеме и спуске следует избегать переключения передач. Запрещается движение и работа

на откосах и косогорах с углом больше допустимого для данного типа машины. Движение дорожных

машин на спусках следует производить на первой передаче и при необходимости притормаживать

рабочими органами.

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

6.3.10. При устройстве насыпей расстояние от края гусеницы или колеса до бровки земляного

полотна не должно быть менее 1 м.

 

6.3.11. При работе машин с ходовой частью в виде сдвоенных пневматических колес

запрещается находиться сзади ведущих колес машины.

 

Во время остановки машины необходимо осматривать пневматические колеса и удалять

предметы, застрявшие между покрышками. Работа машин со слабонакаченными или спущенными

шинами, а также с изношенными покрышками не допускается.

 

6.3.12. Площадка управления, рычаги и штурвальные колеса должны быть чистыми и сухими.

Запрещается загромождать площадку посторонними предметами.

 

6.3.13. При работе в ночное время самоходные и прицепные агрегаты должны быть

оборудованы:

 

лобовым и общим освещением, обеспечивающим достаточную видимость пути, по которому

перемещается машина или агрегат, видимость фронта работ и прилегающих к нему участков на

расстоянии не менее 10 м;

 

освещением рабочих органов и механизмов управления;

 

задним сигнальным светом;

 

аварийным освещением.

 

Экскаваторы

 

6.3.14. Ответственным за соблюдение правил по технике безопасности и противопожарных

правил является сменный машинист экскаватора, который обязан следить за выполнением этих

правил всеми рабочими, обслуживающими экскаватор и транспортные средства.

 

6.3.15. Перед началом работы сменный машинист экскаватора обязан внимательно осмотреть:

 

двигатель и все узлы механизма, а также состояние смазки;

 

состояние тормоза, фрикционов управления и в случае необходимости отрегулировать их так,

чтобы они легко и быстро включались и выключались. Тормозные ленты должны притормаживаться

при легком нажиме на рычаги;

 

состояние стальных канатов, их запасовку, заделку и крепление;

 

состояние заправки двигателя, наличие достаточного количества воды в системе охлаждения и

масла в картере двигателя;

 

состояние ограждения вращающихся частей;

 

натяжение гусеничных лент ходовой части (отрегулировать их в соответствии с инструкцией по

эксплуатации);

 

натяжение цепных передач;

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

наличие и исправность инвентаря и инструментов, необходимых при работе экскаватора;

 

наличие огнетушителей.

 

6.3.16. Для обслуживания механизмов, находящихся внутри кабины экскаватора, устанавливают

трапы, лестницы, ступеньки и пр., которые должны содержаться в исправном состоянии.

 

6.3.17. Запрещается пребывание в кабине экскаватора лиц, кроме занятых непосредственно

работой по управлению и обслуживанию механизмов экскаватора или обучающихся этому.

 

Посторонние лица допускаются в кабину с разрешения администрации и только в присутствии

машиниста экскаватора. Запрещается загромождать кабину экскаватора посторонними предметами.

 

6.3.18. На каждом экскаваторе должны быть вывешены правила управления, схема пускового

устройства и электрооборудования и правила ухода за агрегатами.

 

6.3.19. При наличии в районе производства работ подземных коммуникаций (кабелей, газовых,

водопроводных, канализационных труб и т.д.) работы следует вести в соответствии с требованиями

глав 2 и 4 настоящих Правил.

 

6.3.20. При наличии непосредственно на разрабатываемом участке электрокабеля,

высоконапорных водопроводных линий и газопроводов работа экскаватора запрещается.

 

6.3.21. При взрывных работах экскаватор необходимо отводить не менее чем на 50 м от места

взрыва.

 

6.3.22. Площадка, на которой устанавливают экскаватор во время работы, должна быть ровной и

горизонтальной.

 

6.3.23. Гусеницы (колеса) экскаватора во время его работы должны быть заторможены.

 

Запрещается подкладывать под гусеницы или катки гусениц бревна, камни и другие предметы

для предупреждения смещения экскаватора во время работы.

 

6.3.24. До начала работы экскаватора необходимо проверить надежность грунта. При работе

обратной лопаты и драглайна необходимо проверить надежность откоса выемки или траншеи против

обрушения под действием массы экскаватора. В случае необходимости откос должен быть укреплен.

 

При работе в слабых грунтах экскаватор нужно устанавливать на специальные деревянные

щиты (слани).

 

6.3.25. Путь для передвижения экскаватора должен быть тщательно выровнен и спланирован.

Передвижение экскаватора с заполненным ковшом запрещается. Щиты можно перекладывать с

помощью ковша экскаватора, для чего они должны быть снабжены специальным приспособлением

для их захвата.

 

6.3.26. Во время работы экскаватора обслуживающий его машинист обязан внимательно следить

за опорными домкратами, не допуская их ослабления.

 

6.3.27. Забой при экскаваторных работах должен представлять собой:

 

для прямой лопаты - поверхность, возвышающуюся над уровнем расположения экскаватора и

под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора; вертикальные или близкие к ним

стенки забоя допускаются лишь в плотных грунтах;

 

для обратной лопаты - поверхность, находящуюся ниже уровня расположения экскаватора под

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

углом естественного откоса грунта в сторону экскаватора и образующую стенку траншеи, на бровке

которой находится экскаватор;

 

для драглайна - торцевую поверхность выемки, на бровке которой находится экскаватор; она

также должна быть наклонена под углом естественного откоса в сторону от экскаватора.

 

6.3.28. Высота забоя, разрабатываемого экскаваторами, не должна превышать: для прямой

лопаты - максимальной высоты копания ковша, в зависимости от рода грунта допускается

увеличение этой высоты, но не более чем в 1,5 раза по сравнению с наибольшей высотой копания и

обязательным условием недопущения свесов (козырьков), которые могут при обрушении засыпать

людей, обслуживающих экскаватор; при работе в карьерах такое увеличение максимальной высоты

забоя должно быть обязательно согласовано с Госгортехнадзором СССР; для обратной лопаты и

драглайна - наибольшей глубины копания при данной установке экскаватора.

 

6.3.29. Находиться людям на бровке забоя в пределах призмы обрушения или вблизи его стенки

внизу запрещается.

 

6.3.30. Одновременная работа экскаватора в двух уступах, расположенных один под другим,

запрещается.

 

6.3.31. Необходимо постоянно следить за состоянием забоя, при возникновении опасности

обрушения немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю

работ или мастеру.

 

6.3.32. Извлеченные из разрыхленной породы крупные куски породы надо располагать так,

чтобы они не мешали в случае необходимости быстрому отходу экскаватора от забоя.

 

6.3.33. Во время работы экскаватора запрещается находиться кому бы то ни было в зоне работы

стрелы. Опасная зона работы крана или экскаватора равна окружности, описанной радиусом, равным

длине стрелы, плюс 5 м.

 

6.3.34. Во избежание несчастных случаев при обрыве подъемного каната или аварии рабочего

механизма запрещается кому бы то ни было находиться в забое на расстоянии ближе 15 м от

экскаватора, а также производить в этом радиусе подсобные работы.

 

6.3.35. При эксплуатации экскаваторов запрещается:

 

менять вылет стрелы при заполненном ковше или подвешенном грузе, за исключением лопат,

не имеющих напорного механизма;

 

подтягивать с помощью стрелы груз по горизонтальному или наклонному направлениям;

 

регулировать тормоза при поднятом ковше;

 

менять канат при нахождении экскаватора у подошвы забоя;

 

работать с изношенным канатом.

 

6.3.36. При эксплуатации экскаватора необходимо соблюдать следующие правила:

 

очищать ковш, а также осматривать его и устранять неисправности можно только с разрешения

машиниста; при этом необходимо убедиться, что ковш опущен и устойчиво упирается в грунт;

 

осмотр и обслуживание головных блоков допускается только во время остановки экскаватора с

разрешения машиниста;

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

во время движения одноковшового экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по

направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5 - 0,7 м. Запрещается передвижение

экскаватора с нагруженным ковшом.

 

6.3.37. Переезд через искусственные сооружения (мосты и т.п.) экскаваторов с ковшом объемом

более 0,4 куб. м допускается после проверки прочности этих сооружений и получения разрешения

соответствующих организаций.

 

6.3.38. Во время перерыва в работе экскаватор необходимо переместить от края траншеи на

расстояние не менее 2 м, а ковш опустить на грунт.

 

6.3.39. В процессе работы экскаватора, оборудованного прямой или обратной лопатой,

необходимо:

 

при наполнении ковша не допускать чрезмерного врезания его в грунт, вызывающего

излишнюю нагрузку на зубья;

 

поворот на выгрузку, а также передвижку экскаватора начинать только после выхода ковша из

грунта; в противном случае возможно повреждение рукоятки и стрелы, а при повороте -

опрокидывание экскаватора;

 

при копании в тяжелых грунтах не выдвигать рукоятку до отказа;

 

при подъеме ковша (механической лопаты) не допускать упора блока ковша о блок стрелы;

 

при опускании стрелы или ковша не допускать ударов их о раму или гусеницу, а также ударов

ковша о грунт;

 

следить за правильной намоткой канатов на барабаны лебедок, не допуская их перекрещивания

на барабане, ни в коем случае не направлять наматывающиеся канаты руками.

 

6.3.40. При пробивке экскаватором пионерной траншеи необходимо следить, чтобы при

повороте на разгрузку хвостовая часть не задевала за боковую стенку забоя.

 

6.3.41. При работе драглайна нельзя допускать значительных отклонений ковша от оси стрелы,

которые могут произойти при сбрасывании ковша на повороте.

 

6.3.42. Если на пути ковша при его заполнении встречается препятствие, его необходимо

обойти путем подъема ковша, запрещается преодолевать препятствие резким рывком ковша.

 

Бульдозеры

 

6.3.43. При работе бульдозеров всех типов необходимо соблюдать следующие правила:

 

внимательно следить за режущей кромкой отвала и при обнаружении препятствий

останавливать машину;

 

не перемещать грунт бульдозером на подъем или уклон более 30°;

 

при перемещении грунта бульдозером на подъем необходимо следить за тем, чтобы отвал не

врезался в грунт;

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

сбрасывая грунт под откос отвалом бульдозера, не выдвигать последний за бровку откоса

насыпи (выемки);

 

не поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом;

 

не работать в глинистых грунтах в дождливую погоду.

 

6.3.44. Для бульдозеров с гидравлическим управлением:

 

температура масла в гидравлической системе работающей машины должна быть не выше 60 °С;

 

предохранительный клапан гидравлической системы должен быть отрегулирован механиком по

манометру на наибольшее допустимое давление [30 кгс/кв. см (3 МПа)] и запломбирован; запрещается

регулировать этот клапан самому бульдозеристу.

 

6.3.45. Бульдозерист должен следить за исправным состоянием шлангов и их присоединением.

При разрыве шланга необходимо немедленно выключить двигатель и остановить бульдозер.

 

6.3.46. При работе на пересеченной местности или транспортировании бульдозера по плохой

дороге скорость его не должна быть больше скорости, достигаемой на первой или второй передаче

трактора.

 

6.3.47. Монтировать навесное оборудование на трактор и демонтировать его следует только под

руководством бригадира и в его присутствии.

 

6.3.48. Запрещается во время работы двигателя находиться в пространстве между трактором и

рамой бульдозера, между трактором и отвалом или под трактором.

 

6.3.49. Поднимать тяжелые части бульдозера необходимо только исправными домкратами и

талями. Применять ваги и другие средства, не обеспечивающие необходимой устойчивости и

опасные для людей, запрещается.

 

6.3.50. Регулировать механизмы бульдозера должны два человека, из которых один находится у

регулируемого механизма, а другой - у рычагов управления. Особое внимание должно быть обращено

на безопасность в моменты включения муфты сцепления и рукояток управления.

 

6.3.51. Во время случайных остановок бульдозера при работе отвал должен быть опущен на

землю. Запрещается переезд бульдозера задним ходом с опущенным отвалом.

 

Скреперы

 

6.3.52. Сцепка прицепных скреперов с трактором должна быть жесткой, непосредственно за

прицепную скобу дышла с помощью предохранительного шкворня, рассчитанного на срез при

максимальном тяговом усилии соответствующего трактора. Запрещается применять для сцепки

шкворень большей прочности, чем это установлено расчетом.

 

6.3.53. Работа скрепера с незашплинтованным предохранительным шкворнем запрещается.

 

6.3.54. Не допускается приближать прицепные скреперы к откосу выемки на расстояние менее

0,5 м и к откосу свежеотсыпанной насыпи на расстоянии менее 1 м.

 

6.3.55. Запрещается перемещать грунт на подъем или уклон более 30° и разгружать скрепер,

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

двигая его назад под откос.

 

6.3.56. Очищать ковш скрепера от налипшего на него грунта разрешается лопатой или скребком

только после полной остановки трактора, очищать ковш руками или ногами запрещается.

 

6.3.57. В процессе работы запрещается садиться на скрепер или становиться на его раму.

Тракторист должен следить за тем, чтобы никто не заходил в пространство между скрепером и

трактором.

 

6.3.58. Если необходимо остановить на некоторое время агрегат, тракторист обязан остановить

двигатель трактора.

 

6.3.59. Работа скреперов в мокрых глинистых грунтах или в дождливую погоду запрещается.

 

6.3.60. При переездах ковш скрепера должен быть поднят над землей не менее чем на 0,35 м.

 

6.3.61. Транспортировать скрепер разрешается только с выключенным насосом. Ковш должен

быть дополнительно закреплен на раме крюком или канатом.

 

6.3.62. На агрегатах с гидравлическим управлением между дышлом скрепера и трактором

должен быть введен предохранительный канат, имеющий длину меньше длины гибких шлангов

между скрепером и трактором. Кроме того, необходимо придерживаться правил эксплуатации

бульдозеров с гидравлическим управлением.

 

Автогрейдеры и грейдеры

 

6.3.63. Работа автогрейдера и грейдера на участках, где имеются крупные камни, запрещается.

 

6.3.64. При развороте автогрейдера или грейдера в конце профилируемого участка, а также на

крутых поворотах движение их должно осуществляться на минимальной скорости.

 

6.3.65. Работа прицепным грейдером должна производиться на гибкой сцепке с помощью троса

длиной 7,5 - 10 м. Работа на жесткой сцепке допускается только при первом проходе.

 

6.3.66. Сцепку, расцепку, смену ножей и установку откосника и удлинителя нужно производить

в брезентовых рукавицах.

 

6.3.67. Установку откосника и удлинителя, вынос ножа в сторону для срезки откосов, а также

перестановку ножа должны выполнять двое рабочих.

 

6.3.68. Прицепной грейдер разрешается транспортировать в прицепе к трактору со скоростью не

более 9 км/ч, а в прицепе к автомобилю - со скоростью до 30 км/ч. При транспортировке грейдера на

буксире на нем должен находиться рабочий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: