Струями высокого давления
5.4.1. К работе на коллектороочистительных машинах допускаются водители не ниже 2-го
класса, прошедшие техническое обучение по специальной программе.
5.4.2. Персонал, обслуживающий подобную машину, должен учитывать повышенную опасность
механизма коллектороочистительных машин.
5.4.3. Водитель коллектороочистительной машины является ответственным за исправное
состояние и безопасную работу машины.
5.4.4. Водитель коллектороочистительной машины обязан:
произвести внешний осмотр машины и оборудования;
принять машину, полностью заправленную топливом и с исправным комплектом
принадлежностей и приспособлений;
ознакомиться с записями в журнале технического состояния машины и устранить отмеченные в
журнале неисправности;
регулярно проверять качество и уровень масла в агрегатах;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
проверить состояние отстойника, расположенного перед трубопроводом насоса высокого
давления;
проверить состояние насоса высокого давления, а также соединение шлангов;
проверить состояние высоконапорных шлангов (запрещается работать шлангами с
поврежденной резиновой изоляцией или капроновой оплеткой);
по прибытии на объект проверить наличие удостоверений и сроки прохождения техминимума у
ответственного за организацию работ и у рабочих;
ознакомиться с водосточным колодцем, откуда намечено производить работы, уточнить
диаметр трубы и направление течения;
|
выполнять работу в защитной одежде;
не покидать рабочего места до выключения насоса высокого давления;
не допускать присутствия посторонних лиц вблизи рабочего места;
проверить пистолет-брандспойт на безопасное открывание и закрывание.
5.4.5. Запрещается блокировка спускового рычага пистолета-брандспойта.
5.4.6. Рабочее место работающего с пистолетом-брандспойтом должно быть очищено от масла,
снега, льда и воды.
5.4.7. Рабочий, выполняющий работу пистолетом-брандспойтом, должен всегда иметь твердую
опору и помнить, что при открывании клапана пистолета возникает значительная сила, которая
может выбить пистолет-брандспойт из рук или опрокинуть работающего.
5.4.8. Если работа производится не на твердой почве, то рабочий должен быть подстрахован с
помощью спасательного пояса и веревки.
5.4.9. Когда нет прямой видимости между водителем и работающим с пистолетом-
брандспойтом, водитель обязан обратиться к ответственному за организацию работ с просьбой о
выделении сигнальщика.
5.4.10. Включать насос высокого давления и работать со шлангом можно лишь в том случае,
если шланг с насадкой введен в начало прочищаемого канала не менее чем на 1 м. Запрещается
включать насос, если рабочий, вводивший насадку и шланг, все еще находится в колодце.
5.4.11. После включения насоса давление необходимо повышать постепенно до тех пор, пока
шланг с насадкой не начнет двигаться. Давление, развиваемое насосом, не должно превышать 100
кгс/кв. см (10 МПа).
5.4.12. При встрече насадки с препятствием необходимо прекратить перемещение вперед и
|
возвратить шланг назад, а затем, совершая возвратно-поступательные движения для предупреждения
заклинивания насадки и высоконапорного шланга в прочищаемом канале, довести прочистку до
конца.
5.4.13. Необходимо следить за уровнем воды в цистерне, не допуская работы насоса высокого
давления без воды. При необходимости произвести заправку цистерны.
5.4.14. При ненормальной работе механизмов прекратить работу, доложить об этом
ответственному за организацию работ, вызвать представителя технической службы, принять меры
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
для выяснения и устранения неисправностей или возвратиться в гараж.
5.4.15. Водитель должен в процессе работы, управляя барабаном, вместе с рабочими следить за
правильностью укладки шланга, не допускать при этом накладывания шланга с прилипшими
твердыми предметами.
5.4.16. В случае заклинивания насадки со шлангом в канале водитель обязан доложить об этом
ответственному за организацию работ. Для выяснения причины заклинивания рабочему необходимо
спуститься в колодец, соблюдая при этом все правила безопасности, и попытаться вручную удалить
шланг и насадку.
Глава 6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
И ПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Общие положения
6.1.1. Машины, механизмы, оборудование и приспособления должны иметь паспорта и
|
инвентарные номера, по которым их записывают в специальные журналы учета периодических
осмотров.
К управлению машинами запрещается допускать рабочих и обслуживающий персонал, не
имеющих удостоверений на право управления машиной.
6.1.2. Каждая машина (подъемный механизм) должна быть закреплена за определенным лицом
(водителем, оператором, крановщиком, машинистом), а сложные машины и установки - за
обслуживающей их бригадой. Закрепление машины за рабочим оформляют приказом
(распоряжением) по организации.
6.1.3. Запрещается работа на неисправной машине.
6.1.4. Запрещается находиться посторонним лицам в зоне работы машины.
6.1.5. Персонал, обслуживающий машину, должен быть обеспечен инструкцией по
эксплуатации машины, содержащей следующие сведения и требования:
назначение машины и область применения;
краткое описание устройства с общими видами основных узлов;
кинематическую схему и ее описание;
схему и описание системы управления машиной;
карту смазки с точным указанием места смазки, марки смазочного материала, способов и
периодичности его замены (для картеров и масляных ванн - объем картера или ванны);
сведения о регулировке механизмов; чертеж или схему регулируемого механизма, описание
порядка регулирования и периодичности выполнения регулировочных работ;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
сведения о порядке монтажа и демонтажа узлов с указанием их массы;
указания по перемещению машины собственным ходом, автомобильным и железнодорожным
транспортом;
указания по эксплуатации и техническому уходу за двигателем;
данные о предельных нагрузках и скоростях работы машины;
правила техники безопасности при работе на машине и ее обслуживании;
спецификацию стальных канатов, цепей, подшипников, тормозных фрикционных лент, колодок,
уплотнений и быстроизнашивающихся деталей;
для пневмоколесных машин - сведения о величине радиусов поворота и продольной
проходимости, о размере шин и допускаемом давлении в них, о расчетных нагрузках на оси.
6.1.6. Все самоходные машины должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией.
На машине или в зоне ее работы вывешивают инструкции по эксплуатации, предупредительные
надписи, знаки и плакаты по технике безопасности.
6.1.7. Работа экскаваторов, стреловых кранов, погрузчиков и других строительно-дорожных
машин непосредственно под проводами действующих воздушных линий электропередачи любого
напряжения запрещается.
6.1.8. При работе и передвижении указанных машин вблизи линий электропередачи должны
соблюдаться следующие требования:
работа с применением машин вблизи линии электропередачи, находящейся под напряжением,
допускается в том случае, если расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части машины, а
также от поднимаемого груза в любом положении (в том числе и при наибольшем подъеме или
вылете) до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее, м (СНиП III-4-80):
при напряжении линии, кВ, до
1 1,5
1 - 20 2
35 - 110 4
150 - 220 5
330 6
500 9
800 постоянного тока 9;
работа машины вблизи линии электропередачи, находящейся под напряжением, разрешается
при условии предварительной выдачи машинисту (крановщику) наряда-допуска, определяющего
безопасные условия производства работ, подписанного главным инженером (главным энергетиком)
строительно-монтажной организации, выполняющей работы;
для безопасного производства работ должен быть назначен ответственный из инженерно-
технических работников строительно-монтажной организации, фамилия которого указывается в
наряде-допуске;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
работа и перемещение машины вблизи линии электропередачи должна производиться под
непосредственным руководством ответственного лица.
6.1.9. При проезде под линией электропередачи, находящейся под напряжением, рабочие
органы машин должны находиться в транспортном положении. Передвижение машин вне дорог под
проводами линии электропередачи, находящейся под напряжением, следует производить в месте
наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).
6.1.10. При приемке вновь поступающих или отремонтированных машин необходимо их
испытать, т.е. проверить прочность креплений, ограждений опасных мест и работу механизма.
Об испытании составляют акт, делают соответствующую запись в журнале машины
(механизма), после чего механизм вводят в эксплуатацию.
6.1.11. Кабина машиниста должна соответствовать "Единым требованиям безопасности к
конструкциям строительно-дорожных машин" Министерства строительного, дорожного и
коммунального машиностроения. Машиниста обеспечивают защитными очками от солнечных лучей.
6.1.12. При необходимости передвижения механизмов, предназначенных для работы в
стационарном состоянии, их следует остановить, двигатель выключить и обесточить провода,
подводящие электроэнергию к электроприводу.
6.1.13. При установке, монтаже, демонтаже, ремонте и перемещении строительно-дорожных
машин и подъемных механизмов должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание
или самопроизвольное движение под действием ветра, собственной массы и по другим причинам.
6.1.14. Для машин должен быть подготовлен фронт работ с учетом соблюдения требований
техники безопасности (как для каждой отдельной машины, так и для комплекса машин при
одновременной работе).
6.1.15. Запрещается работа на машинах в непредусмотренной нормами спецодежде, спецобуви,
без соответствующих индивидуальных защитных и предохранительных средств, а также в одежде со
свободно висящими и болтающимися концами (шарфы, косынки и т.п.).
6.1.16. Перед началом работы необходимо проверить исправность машины. Особое внимание
следует обратить на исправность рулевого управления и фрикционного сцепления, тормозов,
звукового сигнала, освещения, сцепного устройства, состояние канатов или шлангов гидросистемы.
Об обнаруженных неисправностях, которые невозможно устранить своими силами, машинист, не
начиная работы, обязан доложить дежурному механику.
6.1.17. Крепление или соединение канатов должно выполняться заплеткой, постановкой
зажимов или другими способами, предусмотренными в правилах Госгортехнадзора СССР.
Надежность установки канатов и их закрепление должен ежедневно перед началом работ
проверять производитель работ или мастер.
Сращивать канаты грузоподъемных машин всех типов (экскаваторов, скреперов, бульдозеров и
подъемников), а также разбирать ряды каната на барабане металлическими предметами запрещается.
6.1.18. Во всех шпоночных, болтовых и клиновых соединениях ответственных частей машин
должно быть совершенно исключено самопроизвольное разъединение. Также должна быть
исключена возможность самопроизвольного отцепления прицепных машин от буксирующих.
6.1.19. Все валы и оси должны быть надежно закреплены таким образом, чтобы предотвратить
возможность их произвольного перемещения.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
6.1.20. При составных валах каждая часть их должна иметь не менее двух подшипников.
6.1.21. Необходимо регулярно проверять состояние шкивов механизмов, контролировать и
соблюдать установленные частоты вращения. Шкивы с выбоинами и трещинами к работе не
допускаются.
6.1.22. Все шкивы должны быть отбалансированы и прочно закреплены на валу. При каждом
шкиве должны быть ремненадеватель и поддержка, устроенные так, чтобы сброшенный со шкива на
поддержку ремень не мог коснуться ни вала, ни других вращающихся частей трансмиссии.
6.1.23. Чистка, смазка и ремонт машин допускаются лишь после их полной остановки.
При осмотре, чистке и ремонте машин с электроприводом необходимо прекратить подачу
напряжения на электродвигатели осматриваемой или ремонтируемой машины.
На пусковых устройствах (кнопках магнитных пускателей, рубильниках и т.п.) вывешиваются
плакаты: "Не включать - работают люди!", при этом вставки предохранителей в цепи
электродвигателей необходимо удалить. В случае исчезновения напряжения электродвигатели
должны быть выключены.
6.1.24. Дорожно-строительные машины и подъемные механизмы с электрическим приводом
должны быть заземлены в соответствии с требованиями "Инструкции по выполнению сетей
заземления в электроустановках" (СН 102-76) и ГОСТ 12.1.013-78.
Результаты периодических осмотров и проверки сопротивления заземляющих устройств
должны быть записаны в специальный журнал.
6.1.25. Гибкий питающий электрокабель передвижных машин должен закрепляться у
токоприемника на изоляторе и ежедневно осматриваться.
6.1.26. На трассе электрокабеля должны быть выставлены предупредительные плакаты или
знаки. Прокладку (перекладку) кабельной линии разрешается осуществлять только после ее
отключения и разрядки.
6.1.27. Движущиеся части машин должны быть ограждены в местах возможного доступа к ним
людей. Запрещается работать на машинах с неисправным или снятым ограждением движущихся
частей.
6.1.28. Защитные панели кранов должны быть закрыты на замок.