09.09
Тема: Виды и язык искусства.
Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.
Задачи:
Образовательные: активизация познавательного интереса к искусству.
В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств, их язык и главные выразительные средства.
К концу урока дети должны:
Знать: виды искусств и “ язык” (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.
Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства.
Развивающие:
Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей
Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.
Воспитательная:
Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.
Оборудование:
Для учителя:
- компьютер
- проектор
- экран
- указка
Для учеников:
- ручка или карандаш
- тетрадь
- раздаточный материал
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Основная часть:
- Постановка цели.
- Работа в парах – взаимопроверка (поменяться карточками - по показу на экране проверить работу соседа). Оценка по предложенному учителем критерию. Выставить на карточке полученную оценку.
|
- Физ.минутка.
- Введение новых знаний в процессе компьютерной презентации.
-Закрепление новых знаний: соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками
- Самопроверка и самооценка по предложенному критерию.
3. Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент 1-2 мин
Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)
Вводное слово учителя
Что мы имеем в виду, когда говорим “ искусство”?
Ответы детей:
Учитель: живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) и др.- это всё – искусство.
Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданные сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.
Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусства.
Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины.
Живопись - когда украшали скалы росписями.
Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем.
Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и
|
расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков.
Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать искусство и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим.
В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств:
1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;
(Комплекс Ангкор. Та Пром. Территория современной Камбоджии; Михаил Врубель. Голова Ливийского льва. 1892 г. Горельеф (маска). Государственная Третьяковская галерея. Москва; Тициан. Денарий кесаря. 1516 г.).
2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;
(фотография дощечки №16 Велесовой книги).
3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.
Основными видами искусства являются: пластические искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ, дизайн), литература, кино, театр, музыка.
(Михаил Врубель. Микула Селянинович и Вольга. 1899 г. Камин, майолика. Третьяковская галерея; Рафаэль Санти. Дама с единорогом. 1505)
|
Живопись – (Анри Руссо. Заклинательница змей)по назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративну (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (Иван Крамской. Русалки. Христос в пустыне.) (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); миниатюру (Братья Лимбург. «Великолепный часослов…» ) (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.); иконопись (Андрей Рублев. «Троица», 1411 год или 1425-27. дерево, темпера. 142×114 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Симон Ушаков "Икона архангела Михаила" ).
Основное выразительное средств о живописи - цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства.
Живопись представлена разнообразными жанрами:
Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.
- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.
-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.
Графика (Гравюра Хокусая; Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1799. Офорт .) (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию (на бумаге), линогравюру, гравюру на картоне и др.
Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон.
Скульптура (Микеланджело Буонарроти. Пьета. ) (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю) - вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средств ами этого вида искусства.
Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф, горельеф, контррельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости.
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:
- памятники,
- монументы,
- мемориалы.
Станковая рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.
Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики
Архитектура (лат. architectura, от греч. architeкton - строитель) - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.
Основные средств а создания художественного образа в архитектуре - формирование пространства и архитектоника. В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство - создание новых городов и реконструкция старых.
Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
1. Монументально-декоративное искусство (архитектурное и садово-парковое)
2. Декоративно-прикладное искусство (вышивка, витражи, гобелены, чеканка)
3. Оформительское искусство (стенды, реклама, плакаты)
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы.
Основными народными промыслами России являются:
- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская
- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра
- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,
- Роспись по ткани - Павловские платки и шали
- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.
Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.
Литература подразделяется на:
- Художественную
- Учебную
- Историческую
- Научную
- Справочную
Основными жанрами литературы являются:
- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.
- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.
- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:
- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.
- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.
- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой
- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.
- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.
- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.
- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.
Кино -искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.
Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.
Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.
Определены также жанры кино:
- драма,
- трагедия,
- фантастика,
- комедия,
- историческое и т.д.
Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.
Основа театра - драматургия.
Театральные постановки подразделяются по жанрам:
- Драма;
- Трагедия;
- Комедия;
- Мюзикл и т.д.
Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз) - вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.
Музыка подразделяется:
- на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;
- на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.
Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ.
- Первичное освоение новых знаний: индивидуальная работа: игра-неразбериха.
- Работа в парах – взаимопроверка (поменяться карточками - по показу на экране проверить работу соседа). Оценка по предложенному учителем критерию. Выставить на карточке полученную оценку.
- Физ.минутка.
Но помимо классических видов искусства существуют еще и современные. К такому виду можно отнести:
(Photo Story2)
Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл.
Авторские куклы
Приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают совей неигрушечной глубиной.
Компьютерная графика
Современный вид искусства - компьютерная графика. Это вид графики, в которой для смешения изображений используются компьютеры. Результат этой деятельности так же называют компьютерной графикой.
Основные области применения
Сначала компьютерная графика шла только в научные учреждения и двигалась лишь академическим интересом. Со временем такой вид графики прочно вошел и в нашу повседневную жизнь. Перечислим основные сферы применения технологий компьютерной графики:
- Интернет, Цифровое телевидение,видеоконференции
- Графический интерфейс пользователя
- Визуальные эффекты, Спецэффекты
- Цифровая фотография
- Компьютерные игры
- Компьютерная томография.
- Компьютерная графика для кино и телевидения
Веб- дизайн
Само понятие «дизайн» появилось относительно недавно, оно итальянского происхождения и имеет множество вариантов перевода. Это и план, и замысел, и намерение; в другом значении – набросок, эскиз, рисунок; также его можно перевести как модель, шаблон, элемент, лежащий в основе чего-либо, схема или композиция. Появление веб- дизайна – это новый виток развития данного вида искусства, ведь продукты интернет- бизнеса – это выгодный способ реализации экономических интересов различных компаний, а, следовательно, - новый пласт коммерческой деятельности.
PinUp
Пинап – вид современного искусства. Это плакат, который прикалывается на стену. Чаще всего это изображение привлекательной девушки в определенном стиле, чаще полуобнаженной. В середине XX века пинап употребляется как обозначение, какого – либо стиля в американской графике.
Модель фотографии, которой становятся явлением поп – культуры, называется Pin-up girl. Часто эти девушки – актрисы, певицы или фотомодели. Их фотографии приклеивались к стенам казарм, общежитий и т.д.
Почтовое искусство
В связи с появлением различных значимых событий в XX веке и расширением тем, которым посвящались почтовые марки стали появляться марки с живописью. Становится, много коллекционеров со всего мира, их привлекает возможность знакомиться с картинами лучших музеев мира, не выходя из дома.
Создаются тематические и мотивные коллекции. Большой популярности пользуются эти коллекции у филателистов.
Боди-арт
Боди-арт одна из форм авангардного искусства. Главный объект в боди–арте – тело человека. Так же в качестве объекта в этом искусстве могут быть и фото, видео, а так же муляжи тела.
Прежде всего, тело в боди-арте – это вещь. Прямо перед зрителями разыгрываются композиции боди-арта, а так же демонстрируются в последующем в выставочных залах. Такое направление в искусстве возникло на стадии авангарда, а после получило широкое распространение в постмодернизме. Боди – арт в некоторых случаях близок к некоторым контркультурам: панк - культуре, сексуальной революции, хиппи-культуре, нудизму.
Татуировка, тату — виды модификации кожи, вживленный в слои кожи специальный красящий пигмент (краска для татуировки). Возможно сформированный в рисунок или в символ. Человеческая татуировка — декоративная модификация тела, в то время как на животных обычно используются для идентификации. Татуировка, это разновидность боди-арта - вид авангардного искусства.