Министерство образования и науки Российской Федерации




Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

 

 

История культуры России

 

Планы семинарских занятий и методические рекомендации к изучению специального курса для студентов всех специальностей

Саратов 2006

 

 

Рекомендуют к печати:

Кафедра истории Отечества и культуры Саратовского государственного технического университета

 

 

История культуры России

Планы семинарских занятий и методические рекомендации к изучению специального курса для студентов всех специальностей

Составили: к. и. н. Рязанова Диана Александровна

к. и. н. Сапрыкин Роман Вячеславович

 

 

Рецензент: д. и. н. Лобачева Г. В.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Условия современной жизни ставят перед нашим обществом новые, все более сложные задачи, требующие принципиального обновления и критической переоценки системы сложившихся ценностей. Не случайно, что одним из приоритетных направлений развития системы высшего образования на настоящем этапе стала его гуманитаризация — подъем общего культурного уровня будущих специалистов. В решении этой насущной задачи и заключается цель курса «История культуры России».

Слово культура принадлежит к числу наиболее часто встречающихся во всех языках и употребляется в самых разных случаях. Оно происходит от латинского ciltura (возделывание, улучшение, воспитание, почитание) и в настоящее время существует уже более 500 его толкований. До сих пор в отечественной и зарубежной науке не выработано единого определения этого феномена. В самом широком понимании культура — это все созданное трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия, язык, письменность и литература, религиозные и атеистические представления о мире, нормы морали и политические системы, произведения искусства и способы общения людей. Таким образом, культура — исторически развивающаяся, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.

Культура наиболее ярко, динамично и полно находит свое выражение в развитии научных и философских представлений, литературы, зодчества, различных видов искусства. Отсюда проистекает более узкое, но весьма распространенное понимание культуры как совокупности литературы, изобразительного и прикладного искусства, архитектуры музыки и театра.

История культуры занимается комплексным изучением культуры в узком понимании (науки, техники, фольклора и быта, общественной мысли и литературы, искусства) и выступает в качестве синтезирующей дисциплины по отношению к наукам, изучающим частные стороны историко-культурного процесса. История русской культуры одна из важных составных частей мировой культуры. Ее предметом является изучение общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития отечественной культуры и особенностей ее функционирования в данных исторических условиях.

Настоящее пособие предназначено для помощи студентам Саратовского государственного технического университета в изучении курса «История русской культуры» и, прежде всего, в самостоятельной подготовке к семинарским занятиям.

Подготовка сообщений и докладов

Материалы, представленные в настоящем учебно-методическом пособии, могут быть использованы студентами при подготовке рефератов, докладов и сообщений. При этом студенты обязаны соблюдать основные универсальные правила организации научной информации. В работах такого рода должны присутствовать следующие необходимые структурные элементы: название темы, план работы, введение, основная содержательная часть, заключение, список использованных источников и литературы. Доклад не должен являться простым пересказом положений, взятых из литературы. Тем более он не должен представлять собой работу компилятивного характера, то есть совокупность выписок из источников и литературы. Автор доклада должен продемонстрировать умение самостоятельной работы с исторической литературой, способность отбора основного материала, логичность и обоснованность приводимых положений.

Во введении непременно следует поставить проблему, обосновать ее актуальность, дать краткую характеристику используемых в работе источников и научных публикаций, четко сформулировать цель и задачи работы.

Основная часть доклада должна быть посвящена раскрытию сущности темы на конкретных исторических фактах, событиях и явлениях, почерпнутых из источников и литературы. Причём первая его глава, как правило, носит вводный характер. Она содержит описание исторического фона, на котором раскрывается дальнейшее содержание темы. Текст первой главы должен быть тесно связан с основным содержанием доклада, а её объём не превышать 5–6 страниц. Каждый раздел работы должен завершаться кратким выводом. В заключительной части обязательно наличие основных результирующих выводов по затронутым в работе проблемам. Наконец, обязательным атрибутом работы является наличие ссылок на использованные в процессе обработки информации источники и исследовательскую литературу. Только при соблюдении всех этих требований может оцениваться уже собственно содержательная часть работы.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство X-начала XX века. М., 1989.

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств: Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века // Всеобщая история искусств. М., 1955. Т. 3.

Балакина Т. И. История русской культуры. М., 1996.

Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века. М., 1992.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999.

Георгиева Г. С. Русская культура: история и современность. М., 2001.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., Вып. 1., 1987; Вып. 2, 1989.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

Из истории русской культуры. Сост. В. Я. Петрухин. М.. 2000.

История и культура древнерусского города. М., 1989.

История культуры Древней Руси. В 2 т. М., 1948–1951.

История российской культуры. Имена и факты. ХIV-ХХ вв. / Мещерякова, М.,2001.

Как была крещена Русь. М., 1988.

Калашников В. И. Боги древних славян. М., 2002.

Кара-Мурза Г. С. Советская цивилизация. М., 2002.

Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М., 1992–1993.

Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси: Материалы к курсу «Культура Древней Руси». Пособие для студентов вузов. М., 1994.

Кондаков И. В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.. 2003.

Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.

Красников Н. П. Русское православие, государство и культура. М., 1989.

Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972.

Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII–начала XIX в. М., 1983.

Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д, Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески ХI–ХV вв. М., 1973.

Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII–нач. ХХ вв.). СПб., 1994.

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981.

Мезин С. А. История русской культуры Х–XVIII веков: Книга для чтения. М., 2000.

Очерки русской культуры XIII–XV вв. В 2 ч. М., 1969–1970.

Очерки русской культуры XVI века. В 2 ч. М., 1976–1977.

Очерки русской культуры XVII века. В 2 ч. М., 1979.

Очерки русской культуры XVIII века. В 4 ч. М., 1985–1990.

Петров-Стромский В. Ф. Тысяча лет русского искусства: история эстетика, культурология. М., 1999.

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск — М., 1995.

Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. Л., 1984.

Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры: Первая половина XIX в. М., 1975.

Сахаров А. М., Муравьев А. В. Очерки истории русской культуры IХ–ХVII вв. М., 1984.

Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI–XVII века. М., 1996.

Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. М., 1992. Ч. 1.

Эйдельман Н. Я. Герцен против самодержавия: Секретная политическая история России XVIII–XIX веков и Вольная печать. М., 1984.

Яковкина Н. И. Русская культура начала ХХ века: Учебное пособие. Л., 1972.


ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Формирование и развитие культуры Древней Руси в домонгольский период IX – 1-я четверть XIII вв.

1. Язычество древних славян и православное христианство — главные основы древнерусской культуры. Возникновение письменности и распространение образования.

2. Литература и общественно-политическая мысль в домонгольской Руси.

3. Становление и первые шаги древнерусского зодчества.

4. Развитие изобразительного искусства.

Методические рекомендации

Первый вопрос

Ø Влияние религии на формирование мировоззрения человека на ранних этапах общественного развития. Языческие культы восточных славян как одна из форм ранней религии. Пантеон славянских богов.

Ø Отражение религиозных представлений восточных славян и их соседей (финно-угоров, балтов и др.) в народном фольклоре и других культурных формах: заговоры, заклинания, пословицы, поговорки, загадки, обрядовые песни и т.д. Сверхъестественный мир древних славян в русских народных сказках. Возникновение и развитие былинного эпоса.

Ø Проникновение христианства на Русь и его влияние на формирование и развитие местной культуры. Возникновение новых направлений и жанров в литературе и искусстве после принятия православия. Причины слабого развития скульптуры. Культурный феномен двоеверия.

Ø Сведения о славянской письменности до принятия христианства: пиктографическое письмо и протокириллица. Создание славянской азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием (глаголица и кириллица). Распространение грамотности после крещения Руси. Церкви и монастыри — культурные центры Древней Руси.

Второй вопрос

Ø Основные черты древнерусской литературы домонгольского периода. Публицистическая составляющая средневековой русской литературы.

Ø Летописание — ведущий и самобытный жанр древнерусской литературы. Основные черты летописания времен Киевской Руси. Старейший летописный свод: «Повесть временных лет» и его предшественники. Изменение характера русского летописания с распадом государства. Главные центры летописания удельной Руси.

Ø Особенности других значимых жанров древнерусской литературы (жития святых, слова (речи), поучения, хожения). Характеристика наиболее ярких произведений эпохи: «Сказание, страсть и похвала святых мучеников Бориса и Глеба», «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» и других.

Ø Общественно-политическая составляющая содержания древнейших литературных произведений Руси. Идея о единстве русской земли в «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве». Обоснование государственно-идеологической концепции Киевской Руси в «Слове о законе и благодати» и иных литературных памятниках. Призыв к сильной княжеской власти и образ идеального государя в произведениях удельного периода.

Третий вопрос

Ø Зарождение каменного строительства на Руси и первые каменные здания. Византийский период древнерусского зодчества: заимствования и новации.

Ø Главные особенности крестово-купольного типа храма. Основные элементы интерьера, детали внутреннего и внешнего убранства древнерусских церквей. Приемы и техника строительства.

Ø Особенности светского строительства на Руси в домонгольский период. Оборонительные сооружения (кремли), дворцовые ансамбли, усадьбы.

Ø Изменения в древнерусском зодчестве с распадом единого государства. Формирование региональных архитектурных школ (новгородской, владимирской, южнорусской) и их отличительные особенности.

Четвертый вопрос

Ø Возникновение на Руси различных видов живописи и их роль в жизни общества. Основные черты древнерусской живописи: условность, символичность, следование церковным канонам.

Ø Монументальная живопись как главный вид изобразительного искусства времен Киевской Руси. Общая характеристика мозаики и фрески. Основные правила расположения картин из Священного писания на стенах древнерусских храмов.

Ø Развитие станковой живописи — иконописи. Происхождение икон. Основные правила иконографического канона. Виды икон. Украшение книг малыми иконами — древнерусская книжная миниатюра.

Ø Перемены в древнерусской живописи в удельный период. Причины исчезновения мозаики и замены ее фреской. Постепенное складывание региональных школ живописи, их характерные черты.

Темы докладов

v Язычество древних славян.

v Быт и нравы Древней Руси.

v Идеалы древнерусского человека в «Поучении» Владимира Мономаха.

v Архитектура древнерусских храмов. Символика, технология, традиция.

v Новгородская школа зодчества

v Южнорусская школа зодчества.

v Древнерусская живопись домонгольского периода: основные черты и направления развития.

Тема 2. Русская культура 2-й половины XIII – XVI вв. Эпоха предвозрождения в России.

1. Золотая Орда и русская культура.

2. Общественно-политическая мысль в XIV–XVI столетиях. Золотой век древнерусской публицистики.

3. Русская литература от удельных времен к централизованному Московскому государству.

4. Формирование национальной российской архитектурной школы.

5. Развитие русской живописи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: