Методические рекомендации. Третий вопрос. Четвертый вопрос




Первый вопрос

Ø Влияние крупных событий и процессов отечественной истории (иностранная интервенция 1-й четверти XVII в., народные восстания, закрепощение крестьян, укрепление абсолютизма и др.) на развитие культуры. Складывание общероссийского рынка и преодоление культурной изолированности отдельных регионов страны. Изоляционизм и расширение культурных связей со странами Западной Европы.

Ø Влияние церкви на развитие культурной жизни страны. Кризис религиозного мировоззрения. Конфликт духовной и светской властей. Раскол Русской православной церкви и его культурные последствия.

Ø Основной смысл и содержание процесса обмирщения русской культуры. Проявления обмирщения в различных областях культурной жизни.

Второй вопрос

Ø Рост политической активности общества в годы смуты. Отражение национального самосознания и патриотических чувств в различных памятниках эпохи: прелестных письмах, летучих листках, писаниях, повестях.

Ø Дискуссия о характере власти и составе политической элиты. Антифеодальные представления участников народных восстаний XVII в. Укрепление и развитие идеи абсолютной монархии в произведениях И. Тимофеева, А. Палицына, С. Полоцкого, Ю. Крижанича и др. публицистов. Образ идеального царя и складывание основ идеологии просвещенного абсолютизма.

Ø Церковный раскол и обострение идейно-политической полемики. Основные идеи раскольников: изоляционизм, отрицание крепостного строя, демократизация церкви и др. Антираскольнические выступления видных идеологов никоновской реформы (С. Полоцкого, патриарха Иоакима).

Третий вопрос

Ø Обмирщение русской литературы. Видоизменение старых и появление новых литературных жанров. Возникновение художественной литературы.

Ø Трансформация житийного жанра в повести-житие (биографические повести). Распространение переводной светской литературы, ее характеристика.

Ø Развитие бытовой и остросюжетной повести. Новые черты в изображении главного героя, построение сюжета, идейно-смысловое содержание произведений этого типа. Наиболее яркие произведения данного направления: «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне» и др.

Ø Обострение социальных конфликтов и возникновение демократической сатиры. Обличительные пародии на суд («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»), падение нравов горожан («Азбука о голом и небогатом человеке»), монашескую жизнь («Калязинская челобитная») и др. Связь нового жанра с народным творчеством.

Ø Первые театры в России и зарождение отечественной драматургии. Появление рифмованной поэзии. Творчество первых поэтов: Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева.

Четвертый вопрос

Ø Расширение спектра гражданских каменных строений. Усиление светских мотивов в русском зодчестве XVII в. Борьба государства и церкви за сохранение канонических традиций в русской архитектуры.

Ø Развитие деревянного зодчества. Многообразие русских храмовых построек из дерева: клетские, шатровые, ярусные, многоглавые церкви. Основные черты этих типов построек. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском как вершина русского деревянного зодчества XVII в.

Ø Теремной дворец Московского Кремля, гостиные дворы в Москве, Архангельске и другие крупные светские каменные постройки XVII в. Формирование во 2-й четверти столетия своеобразного архитектурно-живописного стиля — «узорочья». Его основные черты.

Ø Оформление в конце столетия нового архитектурного стиля — нарышкинского (московского) барокко. Особенности нового стиля. Характерные детали внутреннего и внешнего убранства построек этого типа. Сходства и различия московского и западноевропейского барокко.

Пятый вопрос

Ø Борьба живописных школ в 1-й половине столетия. «Годуновская школа» и попытка оживить отечественную живопись с помощью возврата к монументальным традициям прошлого. «Строгановская школа» и привнесение в религиозную живопись усиленного эстетического начала. Основные черты этого направления. Возникновение синтетического «годуновско-строгановского» стиля в монументальной живописи 2-й четверти столетия.

Ø Постепенный отход от канонических догм. Осмысление гуманистической культуры запада и поиск новых сюжетов и форм. Художественная концепция Симона Ушакова и Иосифа Владимирова. Отражение взглядов изографов-новаторов в собственных произведениях и творчестве учеников.

Ø Развитие монументальной живописи в XVII столетии. Новые черты русской фрески этого времени: орнаментальность композиции, сочетание живописных поверхностей с архитектурными, «бытовизм», использование фольклорных элементов.

Ø Предпосылки возникновения светской живописи. Зачатки пейзажа в произведениях отечественных художников. Становление портретной живописи. Основные черты русских парсун XVII в. Русская гравюра.

Темы докладов

v На переломе эпох: основные факторы и процессы развития отечественной культуры в XVII столетии.

v Развитие идеи абсолютной монархии в русской публицистике XVII в.

v Идейная борьба никониан и раскольников.

v Развитие сатирического жанра в русской литературе XVII в.

v Становление отечественной художественной литературы в XVII столетии.

v Деревянное зодчество в XVII столетии.

v Распространение светского начала в каменном зодчестве XVII в. «Узорочье».

v Нарышкинское (московское) барокко.

v Отечественные школы живописи 1-й половины XVII в.

v Развитие русской портретной живописи в XVII столетии.

v Русская иконопись 2-й половины XVII в.

Тема 4. Культурный переворот в России 1-й половины XVIII в.

1. Особенности отечественного культурного процесса в 1-й половине XVIII в.

2. Общественная мысль и публицистика.

3. Русская литература на заре нового времени.

4. Архитектура и изобразительное искусство новой России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: