Первый вопрос
Ø Влияние крупных событий и процессов отечественной истории (иностранная интервенция 1-й четверти XVII в., народные восстания, закрепощение крестьян, укрепление абсолютизма и др.) на развитие культуры. Складывание общероссийского рынка и преодоление культурной изолированности отдельных регионов страны. Изоляционизм и расширение культурных связей со странами Западной Европы.
Ø Влияние церкви на развитие культурной жизни страны. Кризис религиозного мировоззрения. Конфликт духовной и светской властей. Раскол Русской православной церкви и его культурные последствия.
Ø Основной смысл и содержание процесса обмирщения русской культуры. Проявления обмирщения в различных областях культурной жизни.
Второй вопрос
Ø Рост политической активности общества в годы смуты. Отражение национального самосознания и патриотических чувств в различных памятниках эпохи: прелестных письмах, летучих листках, писаниях, повестях.
Ø Дискуссия о характере власти и составе политической элиты. Антифеодальные представления участников народных восстаний XVII в. Укрепление и развитие идеи абсолютной монархии в произведениях И. Тимофеева, А. Палицына, С. Полоцкого, Ю. Крижанича и др. публицистов. Образ идеального царя и складывание основ идеологии просвещенного абсолютизма.
Ø Церковный раскол и обострение идейно-политической полемики. Основные идеи раскольников: изоляционизм, отрицание крепостного строя, демократизация церкви и др. Антираскольнические выступления видных идеологов никоновской реформы (С. Полоцкого, патриарха Иоакима).
Третий вопрос
Ø Обмирщение русской литературы. Видоизменение старых и появление новых литературных жанров. Возникновение художественной литературы.
|
Ø Трансформация житийного жанра в повести-житие (биографические повести). Распространение переводной светской литературы, ее характеристика.
Ø Развитие бытовой и остросюжетной повести. Новые черты в изображении главного героя, построение сюжета, идейно-смысловое содержание произведений этого типа. Наиболее яркие произведения данного направления: «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне» и др.
Ø Обострение социальных конфликтов и возникновение демократической сатиры. Обличительные пародии на суд («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»), падение нравов горожан («Азбука о голом и небогатом человеке»), монашескую жизнь («Калязинская челобитная») и др. Связь нового жанра с народным творчеством.
Ø Первые театры в России и зарождение отечественной драматургии. Появление рифмованной поэзии. Творчество первых поэтов: Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева.
Четвертый вопрос
Ø Расширение спектра гражданских каменных строений. Усиление светских мотивов в русском зодчестве XVII в. Борьба государства и церкви за сохранение канонических традиций в русской архитектуры.
Ø Развитие деревянного зодчества. Многообразие русских храмовых построек из дерева: клетские, шатровые, ярусные, многоглавые церкви. Основные черты этих типов построек. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском как вершина русского деревянного зодчества XVII в.
|
Ø Теремной дворец Московского Кремля, гостиные дворы в Москве, Архангельске и другие крупные светские каменные постройки XVII в. Формирование во 2-й четверти столетия своеобразного архитектурно-живописного стиля — «узорочья». Его основные черты.
Ø Оформление в конце столетия нового архитектурного стиля — нарышкинского (московского) барокко. Особенности нового стиля. Характерные детали внутреннего и внешнего убранства построек этого типа. Сходства и различия московского и западноевропейского барокко.
Пятый вопрос
Ø Борьба живописных школ в 1-й половине столетия. «Годуновская школа» и попытка оживить отечественную живопись с помощью возврата к монументальным традициям прошлого. «Строгановская школа» и привнесение в религиозную живопись усиленного эстетического начала. Основные черты этого направления. Возникновение синтетического «годуновско-строгановского» стиля в монументальной живописи 2-й четверти столетия.
Ø Постепенный отход от канонических догм. Осмысление гуманистической культуры запада и поиск новых сюжетов и форм. Художественная концепция Симона Ушакова и Иосифа Владимирова. Отражение взглядов изографов-новаторов в собственных произведениях и творчестве учеников.
Ø Развитие монументальной живописи в XVII столетии. Новые черты русской фрески этого времени: орнаментальность композиции, сочетание живописных поверхностей с архитектурными, «бытовизм», использование фольклорных элементов.
Ø Предпосылки возникновения светской живописи. Зачатки пейзажа в произведениях отечественных художников. Становление портретной живописи. Основные черты русских парсун XVII в. Русская гравюра.
|
Темы докладов
v На переломе эпох: основные факторы и процессы развития отечественной культуры в XVII столетии.
v Развитие идеи абсолютной монархии в русской публицистике XVII в.
v Идейная борьба никониан и раскольников.
v Развитие сатирического жанра в русской литературе XVII в.
v Становление отечественной художественной литературы в XVII столетии.
v Деревянное зодчество в XVII столетии.
v Распространение светского начала в каменном зодчестве XVII в. «Узорочье».
v Нарышкинское (московское) барокко.
v Отечественные школы живописи 1-й половины XVII в.
v Развитие русской портретной живописи в XVII столетии.
v Русская иконопись 2-й половины XVII в.
Тема 4. Культурный переворот в России 1-й половины XVIII в.
1. Особенности отечественного культурного процесса в 1-й половине XVIII в.
2. Общественная мысль и публицистика.
3. Русская литература на заре нового времени.
4. Архитектура и изобразительное искусство новой России.