Первый вопрос
Ø Рост интереса в русском обществе к гуманитарным и мировоззренческим аспектам и более широкое понимание различных сторон культурного процесса. Влияние успехов в развитии образования на литературу искусство и зодчество.
Ø Распространение просветительской философии. Идеи об усовершенствовании человеческой натуры и руководстве гуманными принципами. Представления о внесословной ценности человека.
Ø Утверждение капиталистического уклада в России и становление национального самосознания. Формирование русской интеллигенции. Преодоление региональной локальности и складывание общенациональной культуры. Осознание самобытности отечественной культуры и включение ее в мировой культурный процесс.
Второй вопрос
Ø Развитие просветительских идей в России: круг социо-культурных проблем, умеренное и радикальное просветительство. Трансформация общественно-политических взглядов императрицы Екатерины II. Развитие отечественной журналистики и распространение в массах общественно-политических идей.
Ø Консервативное направление общественно-политической мысли. Развитие сословных дворянских представлений в публицистическом творчестве М. М. Щербатова. Основные идей консерваторов: сплочение дворянства, сохранение крепостного права, повреждение нравов и порочность деспотизма правителя.
Ø Умеренная критика крепостнических порядков в России А. Я. Поленовым, Я. П. Козельским, Н. И. Новиковым и др. публицистами. Мнения о возможных путях реформирования государства и общества. Возникновение и распространение масонства в России в XVIII в. Идейный багаж отечественных масонов.
Ø Радикальное течение русского просветительства. Развенчание феодально-крепостнической системы в произведениях А. Н. Радищева. Мысль об изменении существующего в России порядка революционным путем.
|
Третий вопрос
Ø Дальнейшее развитие классицизма в отечественной литературе. Школа А. П. Сумарокова и ее творческое наследие. Переплетение консер-вативных и просветительских идей в произведениях Сумарокова. Ранняя лирика Г. Р. Державина. Первые ростки реализма в поэзии.
Ø Зарождение художественно-реалистического направления в отечественной литературе. Сходство раннего реализма с классицизмом и их содержательно-методологическое своеобразие. Развитие реалис-тического направления в драматургии Д. И. Фонвизина.
Ø Развитие сентиментализма в отечественной литературе и превращение его в главенствующее направление в конце столетия. Связь сентиментализма с реализмом и различия методов в изображении человека. Художественные произведения Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева как высшая точка развития сентиментализма в русской литературе.
Четвертый вопрос
Ø Русское зодчество в середине столетия. Распространение объемно-пространственных композиций. Специфика русского барокко 40 – 60-х гг. XVIII в.: синтетичность, использование опыта других европейских архитектурных стилей и отечественной традиции. Отражение лучших достижений времени в работах Ф. Б. Растрелли. Его творческие открытия и находки. Интерпретация барочных форм московскими зодчими. Д. В. Ухтомский и его архитектурная команда.
Ø Утверждение классицизма в отечественном зодчестве. Основные черты и особенности нового архитектурного стиля. Характеристика раннего и строгого классицизма. Распространение палладианства (Д. Кваренги, Н. А. Львов, Ч. Камерон) и псевдоготики (дворцово-парковый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова).
|
Ø Характерные черты и особенности творчества выдающихся зодчих эпохи — В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова. Разработка архитек-турных проектов и воплощение их в жизнь.
Ø Деятельность «Комиссии строительства столичных городов» и меры по замене в российских городах стихийной застройки планомерными ансамблями.
Пятый вопрос
Ø Русское изобразительное искусство в середине столетия. Развитие стиля рококо (П. Ротари, Г. Х. Гротт) и самобытной отечественной живописной школы (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов).
Ø Открытие Академии художеств и изменение характера отечественной живописи. Утверждение классицизма как ведущего направления в изобразительном искусстве. Развитие новых жанров: исторического (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов), пейзажа (С. Ф. Щедрин), бытового (М. Шибанов).
Ø Расцвет русского портрета в конце столетия. Характерные черты и основные достижения замечательных мастеров этого жанра: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Становление реалистического направления в портретном жанре.
Ø Взлет отечественной скульптуры во 2-й половине столетия. Характеристика творчества Ф. Г. Гордеева, М. И. Козловского, раннего И. П. Мартоса. Медный всадник Э. М. Фальконе. Ф. И. Шубин и становление русского реалистического скульптурного портрета.
|
Темы докладов
v Философия просвещения и отечественная культура.
v Основные направления развития русской национальной культуры во 2-й половине XVIII в.
v Публицистическое наследие Екатерины II.
v Общественно-политическая мысль в России во 2-й половине XVIII в.
v Русская оппозиционная просветительская идеология (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).
v Закат литературного классицизма в России (А. П. Сумароков, Г. Р. Державин).
v Зарождение реализма в русской литературе 2-й половины XVIII столетия.
v Сентименталистское направление в отечественной литературе.
v Архитектурное наследие Ф. Б. Растрелли.
v Русский архитектурный классицизм 2-й половины XVIII столетия.
v Основные направления развития отечественной живописи 2-й половины XVIII столетия.
v Русский портрет конца XVIII в.
v Русская скульптура 2-й половины XVIII столетия.
Тема 6. “Золотой век” российской культуры первой половины XIX века.
1. Основные тенденции историко-культурного процесса первой половины XIX века.
2. Расцвет художественной литературы.
3. Живопись и скульптура.
4. Архитектура эпохи ампира и кризис классицизма.