Методические рекомендации. Темы докладов. Тема 7. Русская культура второй половины XIX –начала XX веков.




Первый вопрос

Ø Влияние исторических событий на культурный процесс в России. (Наполеоновские войны, начало промышленного переворота, движение декабристов, повышение роли разночинной интеллигенции и др.). Подъем национального самосознания.

Ø Два этапа в развитии культуры. Первый — эпоха Александра I — время религиозных и философских исканий. Второй — вторая четверть XIX века — время самопознания, время оформления основных общественных течений. (Консерватизм, либерализм, революционно – социалистическое направление).

Второй вопрос

Ø Становление русского литературного языка. Смена художественных стилей. Романтизм и реализм. Повышение гражданской роли литературы, стремление к «народности».

Ø Творчество В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И, А. Гончарова, И. С. Тургенева и др. Журналы «Отечественные записки», «Современник».

Третий вопрос

Ø Переход от классицизма к романтизму. Мастера романтической живописи О. А. Кипренский и В. А. Тропинин, К. П. Брюллов. Художник-маринист И. К. Айвазовский.

Ø Зарождение бытового жанра. А. Г. Венецианов: у истоков реализма. «Гоголь в живописи» П. А. Федотов.

Ø Монументальная скульптура. П. А. Мартос и др.


Четвертый вопрос

Ø Основные особенности развития отечественного городского архитектурного ансамбля в начале XIX в. Взаимосвязь характера построек с общественной жизнью. Синтетический характер русского зодчества в начале столетия.

Ø Русский ампир — наивысшая точка развития классицизма. Его отличительные черты. Своеобразие московского ампира. Зодчество А. Н. Воронихина, В. П. Стасова, О. И. Бове, Д. И. Жилярди и др. Архитектурные ансамбли К. И. Росси.

Ø Кризис классицизма в 30 — 50-е гг. XIX столетия. Складывание эклектического стиля, его характерные черты. Особенности творчества О. Монферрана, А. Н. Штакеншнейдера. Русско-византийский стиль в зодчестве К. А. Тона.

Темы докладов

v Гражданские мотивы в лирике А. С. Пушкина.

v Лирика В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова (на выбор).

v Теория «официальной народности» и ее влияние на культуру.

v Русский театр в первой половине XIX века.

v Рождение литературной критики.

v Мировое значение «золотого века» русской культуры.

v Эпоха ампира в отечественной архитектуре.

Тема 7. Русская культура второй половины XIX –начала XX веков.

1. Особенности культурного процесса в пореформенной России. Публицистика и просвещение.

2. Русская классическая литература в поисках нравственного идеала. «Серебряный век» русской культуры.

3. Изобразительное искусство и скульптура.

4. Архитектура.

5. Зарождение русского кинематографа.


Методические рекомендации

Первый вопрос

Ø Влияние буржуазных реформ на историко-культурный процесс в России. Подъем общественного сознания и развитие критического реализма.

Ø Развитие системы образования. Появление высшего женского образования: курсы профессора В. И. Герье в Москве, профессора К. Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Роль земств в становлении сельской школы. Усиление правительственного надзора над просвещением в период контрреформ 80-х гг.

Ø Расцвет издательской деятельности. Публицистика как рупор общественного мнения. Художественно-литературные журналы: радикальные «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», либеральный «Вестник Европы». Исторические журналы: «Русская старина М. И. Семевского, «Русский архив» П. И. Бартенева. Развитие газетной публицистики: «Голос», «Московские ведомости» др.

Второй вопрос

Ø Русская литература — ядро историко-культурного процесса второй половины XIX века. Социальная направленность: обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом, нравственные искания — основные черты произведений Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова и др. Победа сторонников гражданского искусства (критического реализма) над приверженцами теории «чистого искусства». Поэзия Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

Ø Модернизм — течение, декларирующее отказ от «приземленного» восприятия реальности и обращение к вечным вопросам: о жизни и смерти, добре и зле, вечной красоте. Суть русского символизма. Отличие «старших» и «младших» символистов (В. Я. Брюсов, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, Андрей Белый). Мир человеческих чувств, экзотика дальних стран и былых веков у акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам). Разрыв со старой культурой и поиск новых стилей, форм у футуристов (В. В. Маяковский, Велимир Хлебников).

Третий вопрос

Ø Творчество передвижников — новый этап развития реалистической живописи. Переосмысление религиозной тематики в творчестве И. Н. Крамского «Христос в пустыне». Историческая живопись В. И. Сурикова: «Утро стрелецкой казни, «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова». Мастер батального жанра — В. В. Верещагин: «Апофеоз войны», «Балканская серия». Апогей реалистической живописи в работах А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. Е. Репина.

Ø Модерн в изобразительном искусстве. Утверждение идеи самодовлеющей ценности искусства «искусство для искусства», возрастание роли эстетической составляющей художественного творчества (соединение символической идеи и декоративного мотива). Деятельность художественных объединений. «Мир искусства» (М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих). «Союз русских художников» (А. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов), «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский), «Союз молодежи» и др.

Ø Русский авангард: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т. д. В. В. Кандинский, М. З. Шагал, П. А. Филонов, К. С. Малевич.

Ø Творчество русских скульпторов. Влияние импрессионизма на ваятелей. А. М. Опекушин, П. П. Трубецкой, С. Т. Коненков и др.

Четвертый вопрос

Ø Эклектика (смешение стилей). Стилизация под архитектурные стили минувших эпох как ведущий прием. Неорусский стиль (Храм воскресения Христова А. А. Парланда, Исторический музей В. О. Шервуда, мастер деревянной архитектуры И. П. Ропет), псевдовизантийский стиль (Большой Кремлевский дворец, железнодорожные вокзалы в Петербурге и Москве К. А. Тон). Неоготика, неоромантика, неоклассика — спектр эклектических экспериментов русских архитекторов второй половины XIX – начала ХХ в.

Ø В поисках новых форм: появление модерна в архитектуре. Понятие законченной эстетической среды. Ф. О. Шехтель.

Ø Строительство промышленных предприятий и доходных домов. Использование новых инженерных средств: металлических конструкций и железобетона.

Пятый вопрос

Ø «Движущаяся фотография» братьев Люмьер. Первая русская игровая картина «Стенька Разин». «Кинозвезда» начала века — Вера Васильевна Холодная.

Темы докладов

v Поэзия «Серебряного века».

v Деятельность художественных объединений.

v Русский театр во второй половине XIX — начала ХХ века. К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко.

v Деятельность русских меценатов: С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов.

v «Русские сезоны» С. П. Дягилева.

v Мировое значение российской культуры «серебряного века».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: