Тема: Мыслители древности о воспитании (семинар 1)




  Конфуций (китаец) 551-479 гг. до н.э. Его книга «Беседы и суждения» Аристотель Сократ Не оставил трудов (грек) VIII в. до н.э. - V в. н. э Платон Древнеримские философы (Сенека, Цицерон, Квинтилиан)
Основная педагогическая идея основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров» Содержание обучения в школе Конфуция составляли: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. Основной способ обучения — самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя заключалась в том, чтобы открывать новую перспективу размышлениям ученика Основные методы обучения: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. . Особое внимание он обращал на изучение древности, ее литературно-исторических памятников. В процессе учебы, считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее, стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование. Мальчики и девочки должны получать разное образование, но обязательно в государственных школах. Образование должно быть равно для всех граждан и “забота об этом воспитании должна быть, заботою государства, а не делом частной инициативы”,так как от того насколько образованы граждане будет зависеть жизнь в стране главным дидактическим достижением можно назвать "майевтику" ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.   Майевтика направлена на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: "Я знаю только то, что я ничего не знаю". Он учил своих учеников вести диалог, логически мыслить. Целью образования видел не столько передачу знаний, сколько развитие умственных способностей. Сократ видел главную цель педагогической деятельности в освобождении человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и в сознании гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям, которые помогают в практической деятельности человека. Педагогической деятельности Сократ придавал исключительно важное значение. И к учителю, и к ученику он предъявлял высокие требования: первый должен был пользоваться непререкаемым авторитетом и любовью ученика, а второй должен быть освобожден от влияний семьи, господствующих общественных воззрений, привычного уклада жизни. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (трехлетнего) образования. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (дифференциация образования сообразно призвания человека).  
Об идеале человека Человек-материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки». Конфуций разделял людей по их природным возможностям: во-первых – это «Сыны неба», обладающие врожденной мудростью, другие – это «Благородные мужи», благодаря учению пришедшие к знанию. К третьим он относил «Чернь», не способных, по его мнению, к трудному процессу постижения знаний. Конфуций наделял идеального человека благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он пришел к идее разностороннего развития личности, отдавая при этом нравственному началу преимущество перед образованностью. школьное обучение начиналось- в возрасте 7-8 лет. После первого года проверяли степень умения читать и способность к учению. Через три года проверяли, питает ли ученик уважение к учению, приятно ли ему общество товарищей; через пять лет проверяли широту знаний и прочность привязанности к наставнику; через семь лет проверяли способность к научным рассуждениям и умение выбирать друзей. И наконец, через девять лет, при завершении обучения, учащийся должен был уметь делать умозаключения, «твердо стоять в науке». В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. человек - разумное мыслящее существо. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум, мышление. «Нравственное зло идет от незнания, значит, знание - это и есть источник нравственного совершенствования». Разделил граждан на категории: философы воины, ремесленники и земледельцы. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других.     «сделаться совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать»  
О смысле его жизни постоянное самосовершенствование, послушание старшим, неукоснительное и строгое соблюдение всех существующих норм и правил. .   Цель (сущность) пошлого человека — удовольствие. Более достойные стремятся к почету. Самой высокой целью является созерцание, т.к. оно не зависит ни от чего, кроме самого человека. Счастливый человек — это добродетельный человек (совершающий благие поступки). Бездеятельный человек не может быть счастлив. Жизнь человека есть череда ситуаций, в которых он делает правильный или неправильный выбор. Человек, который имеет только мнение о добродетели, может выбрать плохое действие. Человек, делающий правильный выбор, именно знает добродетель, т.к. ее практикует первой обязанностью индивида является познание самого себя Каждый человек, признавал Сократ, должен владеть понятием таких истин, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость.    
О цели воспитания целъ воспитания- благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение. Ритуал и канон составляют основу воспитания.     “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”, Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников. Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса усвоения знаний. Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала. Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.   Самое ценное в человеке - это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, т.е истину, можно познать и усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели.. Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения—это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. Воспитание – пожизненный процесс.  
О доминирующих способах педагогического воздействия - уважение к ученику; - принятие учеников такими, какие они есть; - собственный пример — основа воспитания; - терпимость; - единство учения и жизни; - равенство всех людей как учеников; - отказ от принуждения.     Педагогические принципы Сократа – отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным воспитательным средством Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского методов воспитания  
О стиле педагогического взаимодействия Конфуций выдвинул принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». «Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: