Процессный подход в образовательном учреждении




НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 В

СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS. GUIDELINES FOR THE APPLICATION

OF GOST R ISO 9001-2001 IN EDUCATION

ГОСТ Р 52614.2-2006

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным

законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения

национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской

Федерации. Основные положения".

 

Сведения о стандарте

 

1. Подготовлен Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля

и диагностики технических систем" (ОАО НИЦ КД) и Техническим комитетом по стандартизации ТК

10 "Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка рисков" на основе

собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.

 

2. Внесен Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального

агентства по техническому регулированию и метрологии.

 

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

регулированию и метрологии от 15 декабря 2006 г. N 309-ст.

 

4. Настоящий стандарт является идентичным международному стандарту IWA 2:2003 "Системы

менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в сфере образования"

(IWA 2:2003 "Quality management systems - Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education").

 

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного

международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

 

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных

международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых

приведены в дополнительном Приложении С.

 

5. Введен впервые.

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом

информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в

ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае

пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет

опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной

системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации

по стандартизации в сети Интернет.

 

Введение

 

Общие положения

 

Настоящий стандарт содержит руководящие указания для учреждений, предоставляющих

образовательные услуги, по внедрению результативной системы менеджмента качества,

соответствующей требованиям ИСО 9001.

 

Примечания

 

1. Для повышения результативности системы менеджмента качества текст ИСО 9004 оставлен

без комментариев для тех образовательных учреждений, которые выходят за рамки требований,

установленных ИСО 9001.

 

Известно, что стоимость внедрения и поддержания результативной и эффективной системы

менеджмента качества - величина определенная, тогда как доходы от дальнейшего

функционирования системы менеджмента качества таковыми не являются. Образовательные

учреждения заинтересованы в понимании и использовании стандарта ИСО 9004 и восьми

принципов системы менеджмента качества в соответствии со своими потребностями.

 

2. Для того чтобы совокупные затраты образовательного учреждения на внедрение и

поддержание системы менеджмента качества приводили к постоянному улучшению его

деятельности, внедрение и поддержание этой системы должны быть запланированы и выполнены

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

как проект или программа проектов в зависимости от размера и индивидуальных особенностей

образовательного учреждения.

 

3. Выделенные курсивом сноски в тексте настоящего стандарта приведены для пояснения текста

идентичного международного стандарта IWA 2:2003.

 

Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, помогут образовательным

учреждениям сопоставить положения стандартов ИСО по системам менеджмента качества с

педагогической практикой.

 

Учебный план образовательного учреждения может определить основные направления

обучения и формы оценки знаний. Однако наличие учебного плана не гарантирует удовлетворения

потребностей и ожиданий потребителей, если процессы образовательных учреждений

несовершенны. Потребность в предупреждении этих недостатков привела к разработке настоящего

стандарта в помощь образовательным учреждениям при внедрении ими системы менеджмента

качества. Дальнейшая оценка учебного плана и образовательных процессов в соответствии с

установленными требованиями может повысить результативность и эффективность учебного

процесса. Внутренние аудиты системы менеджмента качества обеспечивают верификацию

выполнения установленных требований, например достижение запланированных показателей.

 

Система менеджмента качества образовательного учреждения должна показать, что все в нем

работает хорошо. Система должна быть достаточно всеобъемлющей, чтобы она отвечала

объективным критериям качества для образовательных учреждений. Контроль качества -

основополагающий процесс в системе менеджмента качества. При оценке работы людей сложно

провести точное измерение. Оценку обычно проводят во время образовательного процесса.

 

Требования, приведенные в настоящем стандарте, могут быть дополнены в соответствии со

спецификой образовательного учреждения.

 

-----------------------------------------------------------------

 

¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования <*> ¦

 

¦ ¦

 

¦ 0.1. Общие положения ¦

 

¦ ¦

 

¦ Для создания системы менеджмента качества требуется страте- ¦

 

¦ гическое решение организации. На разработку и внедрение системы ¦

 

¦ менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребнос- ¦

 

¦ ти, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процес- ¦

 

¦ сы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не пред- ¦

 

¦ полагает единообразия в структуре систем менеджмента качества ¦

 

¦ или документации. ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ Требования к системе менеджмента качества, установленные в ¦

 

¦ настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требо- ¦

 

¦ ваниям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", ¦

 

¦ носит характер методических указаний для понимания или разъясне- ¦

 

¦ ния соответствующего требования. ¦

 

¦ Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внеш- ¦

 

¦ ними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки ¦

 

¦ способности организаций выполнять требования потребителей, рег- ¦

 

¦ ламентов и собственные требования. ¦

 

¦ При разработке настоящего стандарта были учтены принципы ¦

 

¦ менеджмента качества, установленные в ИСО 9000:2000 и ИСО ¦

 

¦ 9004:2000. ¦

 

L-----------------------------------------------------------------

 

--------------------------------

 

<*> ПРИВЕДЕННЫЙ В РАМКЕ ИЗ СПЛОШНЫХ ЛИНИЙ ТЕКСТ ИСО 9001 ИДЕНТИЧЕН

ТЕКСТУ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО РАЗДЕЛА ГОСТ Р ИСО 9001.

 

Процессный подход в образовательном учреждении

 

Образовательные учреждения, предоставляющие образовательные услуги, должны определить

свои процессы. Эти процессы обычно являются междисциплинарными и включают в себя в том

числе вспомогательные услуги, например:

 

- стратегический процесс для определения роли образовательного учреждения в социально-

экономической среде;

 

- подготовка и обеспечение компетентности профессорско-преподавательского состава;

 

- обслуживание производственной среды;

 

- разработка, анализ и актуализация учебных планов и программ;

 

- поступление и отбор абитуриентов;

 

- процесс обучения студентов и его оценка;

 

- итоговая оценка с присвоением обучающемуся академической степени, присуждаемой в

соответствии с дипломом или свидетельством о компетентности;

 

- вспомогательные процессы для реализации основных процессов обучения, направленных на

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

выполнение учебных планов и поддержку обучающихся до получения ими академической степени

или свидетельства;

 

- внутренний и внешний обмен информацией;

 

- измерение образовательных процессов.

 

-----------------------------------------------------------------

 

¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦

 

¦ ¦

 

¦ 0.2. Процессный подход ¦

 

¦ ¦

 

¦ Настоящий стандарт направлен на применение "процессного под- ¦

 

¦ хода" при разработке, внедрении и улучшении результативности ¦

 

¦ системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности ¦

 

¦ потребителей путем выполнения их требований. ¦

 

¦ Для успешного функционирования организация должна определить ¦

 

¦ и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов ¦

 

¦ деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с ¦

 

¦ целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как ¦

 

¦ процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно ¦

 

¦ вход следующего. ¦

 

¦ Применение в организации системы процессов наряду с их иден- ¦

 

¦ тификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут ¦

 

¦ считаться "процессным подходом". ¦

 

¦ Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности уп- ¦

 

¦ равления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в ¦

 

¦ рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. ¦

 

¦ При применении в системе менеджмента качества такой подход ¦

 

¦ подчеркивает важность: ¦

 

¦ a) понимания и выполнения требований; ¦

 

¦ b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения ¦

 

¦ добавленной ценности; ¦

 

¦ c) достижения результатов выполнения процессов и их резуль- ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ тативности; ¦

 

¦ d) постоянного улучшения процессов, основанного на объектив- ¦

 

¦ ном измерении. ¦

 

¦ Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качест- ¦

 

¦ ва, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между ¦

 

¦ процессами, представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показы- ¦

 

¦ вает, что потребители играют существенную роль при определении ¦

 

¦ входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требу- ¦

 

¦ ет оценки информации о восприятии потребителями выполнения их ¦

 

¦ требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все ос- ¦

 

¦ новные требования настоящего стандарта, не детализируя их. ¦

 

¦ Примечание - Кроме того, ко всем процессам может применяться ¦

 

¦ цикл "Планирование - Осуществление - Проверка - Действие" (PDCA ¦

 

¦ <*>). Цикл PDCA можно кратко описать так: ¦

 

¦ Планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необхо- ¦

 

¦ димые для достижения результатов в соответствии с требованиями ¦

 

¦ потребителей и политикой организации; ¦

 

¦ Осуществление (do) - внедрите процессы; ¦

 

¦ Проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте про- ¦

 

¦ цессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями ¦

 

¦ на продукцию и сообщайте о результатах; ¦

 

¦ Действие (act) - предпринимайте действия по постоянному ¦

 

¦ улучшению показателей процессов. ¦

 

¦ ¦

 

¦ --------------------------- ¦

 

¦ ¦ ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ ¦ ¦

 

¦--------- ¦ СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА ¦ < --- -------------¦

 

¦¦ ПОТРЕБИ- ¦ ¦ КАЧЕСТВА ¦ ¦ ¦ ПОТРЕБИТЕЛИ ¦¦

 

¦¦ ТЕЛИ ¦ L--------------------------- ¦ ¦ (И ДРУГИЕ ¦¦

 

¦¦ (И ДРУ- ¦ ---------------------------------- ¦ ¦ ЗАИНТЕРЕСО- ¦¦

 

¦¦ ГИЕ ЗА- ¦ ¦ ---------------- ¦ ¦ ¦ ВАННЫЕ ¦¦

 

¦¦ ИНТЕРЕ- ¦ <........> ¦ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ СТОРОНЫ) ¦¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦¦ СОВАННЫЕ ¦ ¦ -------¦ РУКОВОДСТВА ¦ < -- ¦ ¦ ¦ ¦¦

 

¦¦ СТОРОНЫ) ¦ ¦ \/ L---------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦

 

¦¦ ¦ ¦-------------------------------¦-- ¦-----------¦¦

 

¦¦ ¦ ¦¦ МЕНЕДЖМЕНТ ¦¦ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ ¦¦ ¦¦ Удовлетво- ¦¦¦

 

¦¦ ¦ ¦¦ РЕСУРСОВ ¦¦ И УЛУЧШЕНИЕ ¦ <....> ¦ ренность ¦¦¦

 

¦¦ ¦ ¦L-------------L------------------¦ ¦L-----------¦¦

 

¦¦ ¦ ¦ ¦ /\ ¦ ¦ ¦¦

 

¦¦ ¦ ¦ L- > ------------------------ ¦ ¦ ¦¦

 

¦¦-------¦ Вход ¦ ПРОЦЕССЫ¦---------- Выход ¦ ¦¦

 

¦¦¦ Требо- ++-+--- > ¦ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ++ Продукция ++--- > ¦ ¦¦

 

¦¦¦ вания ¦¦ ¦ ¦ ПРОДУКЦИИ ¦L----------¦ ¦ ¦¦

 

¦¦L-------¦ ¦ L----------------- ¦ ¦ ¦¦

 

¦L--------- L---------------------------------- L-------------¦

 

¦ ¦

 

¦ Условные обозначения: ¦

 

¦ --------> деятельность, добавляющая ценность; ¦

 

¦........> поток информации. ¦

 

¦ ¦

 

¦ Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества, основанной ¦

 

¦ на процессном подходе ¦

 

¦ ¦

 

¦ ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования ¦

 

¦ ¦

 

¦ 0.3. Связь с ИСО 9004 ¦

 

¦ ¦

 

¦ ИСО 9001 и ИСО 9004 были разработаны как согласованная пара ¦

 

¦ стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг ¦

 

¦ друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, ¦

 

¦ что у стандартов различные области применения, они имеют анало- ¦

 

¦ гичную структуру в целях создания условий для их использования ¦

 

¦ как согласованной пары. ¦

 

¦ ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента ка- ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ чества, которые могут использоваться для внутреннего применения ¦

 

¦ организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. ¦

 

¦ Он направлен на результативность системы менеджмента качества ¦

 

¦ при выполнении требований потребителей. ¦

 

¦ ИСО 9004 содержит рекомендации по более широкому спектру це- ¦

 

¦ лей системы менеджмента качества, чем ИСО 9001, особенно по пос- ¦

 

¦ тоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффек- ¦

 

¦ тивности и результативности. ИСО 9004 рекомендуется как руковод- ¦

 

¦ ство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель ¦

 

¦ постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требо- ¦

 

¦ ваний ИСО 9001. Однако он не предназначен для целей сертификации ¦

 

¦ или заключения контрактов. ¦

 

¦ ¦

 

¦ 0.4. Совместимость с другими системами менеджмента ¦

 

¦ ¦

 

¦ Настоящий стандарт согласован с ИСО 14001:1996 для улучшения ¦

 

¦ совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества поль- ¦

 

¦ зователей. ¦

 

¦ Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к дру- ¦

 

¦ гим системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей ¦

 

¦ среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, фи- ¦

 

¦ нансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет ¦

 

¦ организации согласовать или интегрировать свою собственную сис- ¦

 

¦ тему менеджмента качества с другими системами менеджмента с со- ¦

 

¦ ответствующими требованиями. Организация может адаптировать дей- ¦

 

¦ ствующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента ¦

 

¦ качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта. ¦

 

L-----------------------------------------------------------------

 

--------------------------------

 

<*> Plan - Do - Check - Act.

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: