4.1. Общие требования для образовательного учреждения
Настоящий подраздел носит фундаментальный характер и устанавливает основополагающие
требования ИСО 9001 применительно к образовательному учреждению. Требования ограничиваются
следующим. Образовательное учреждение должно:
a) определять процессы, включающие в себя формирование образовательной программы,
организацию учебного процесса, предоставление образовательных услуг, организацию и проведение
аттестации обучающихся, и управлять этими процессами;
b) устанавливать условия приемки образовательной продукции (услуги) при реализации
образовательных процессов;
c) постоянно улучшать эти процессы и выделять необходимые ресурсы.
Образовательное учреждение должно точно определить область применения системы
менеджмента качества в организации. Например, это могут быть кафедра (факультет) или школа в
рамках более крупного образовательного учреждения, образовательное учреждение в целом или все
образовательные учреждения федерального или регионального (муниципального) подчинения.
Установление области применения поможет образовательному учреждению идентифицировать
высшее руководство и понять характер систем и процессов, необходимых для достижения
удовлетворенности потребителя и постоянного улучшения деятельности образовательного
учреждения.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Это также поможет идентифицировать предоставляемые услуги, что является существенным в
|
идентификации и определении потребителей и других заинтересованных сторон.
Система менеджмента качества в образовании должна быть основана на терминологии,
содержащейся в учебных планах, учебном и других процессах образовательного учреждения, его
организационной структуре, ответственности, ресурсах, которые обеспечивают качество обучения.
Требования системы менеджмента качества должны охватывать большую часть деятельности
персонала и поставщиков образовательного учреждения. Управление обучением может быть
осуществлено во время следующих процессов:
- анализ потребностей в обучении (профориентация);
- формирование учебного плана;
- организация и проведение учебного процесса;
- организация и проведение оценки и аттестации обучающихся;
- повышение образовательного потенциала организации;
- функционирование библиотек, мастерских и лабораторий.
-----------------------------------------------------------------
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 4. Система менеджмента качества ¦
¦ ¦
¦ 4.1. Общие требования ¦
¦ Организация должна разработать, задокументировать, внедрить ¦
¦ и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, ¦
¦ постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требова- ¦
¦ ниями настоящего стандарта. ¦
¦ Организация должна: ¦
¦ a) определять процессы, необходимые для системы менеджмента ¦
¦ качества, и их применение во всей организации (см. 1.2); ¦
|
¦ b) определять последовательность и взаимодействие этих ¦
¦ процессов; ¦
¦ c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения ¦
¦ результативности как при осуществлении, так и при управлении ¦
¦ этими процессами; ¦
¦ d) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых ¦
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
¦ для поддержки этих процессов и их мониторинга; ¦
¦ e) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих ¦
¦ процессов; ¦
¦ f) принимать меры, необходимые для достижения запланирован- ¦
¦ ных результатов и постоянного улучшения этих процессов. ¦
¦ Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в ¦
¦ соответствии с требованиями настоящего стандарта. ¦
¦ Если организация решает передать сторонним организациям вы- ¦
¦ полнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продук- ¦
¦ ции требованиям, она должна обеспечивать со своей стороны конт- ¦
¦ роль за таким процессом. Управление им должно быть определено в ¦
¦ системе менеджмента качества. ¦
¦ Примечание - В процессы, необходимые для системы менеджмента ¦
¦ качества, следует включать процессы управленческой деятельности ¦
¦ руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла ¦
¦ продукции и измерения. ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по ¦
улучшению деятельности
¦ ¦
4. Система менеджмента качества
¦ ¦
4.1. Менеджмент систем и процессов
¦ Успешное руководство и управление организацией требует сис- ¦
тематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха,
¦ следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему ме- ¦
неджмента, разработанную для постоянного улучшения результатив-
¦ ности и эффективности организации с учетом потребностей заинте- ¦
ресованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими
¦ аспектами включает менеджмент качества. ¦
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Высшему руководству необходимо создать организацию, ориенти-
¦ рованную на потребителя, посредством: ¦
a) определения систем и процессов, которые могут быть четко
¦ поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения резу- ¦
льтативности и эффективности;
¦ b) обеспечения результативного и эффективного выполнения и ¦
управления процессами, а также показателями и данными для опре-
¦ деления удовлетворительной деятельности организации. ¦
Примерами деятельности по созданию ориентированной на потре-
¦ бителя организации являются: ¦
- определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению
¦ деятельности организации; ¦
- сбор и использование данных и информации о процессах на
¦ постоянной основе; ¦
- развитие в направлении постоянного улучшения;
¦ - использование подходящих методов для оценки улучшения ¦
процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства.
¦ Примеры самооценки и процессов постоянного улучшения ¦
приведены в Приложениях А и В соответственно.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
4.2. Требования к документации
4.2.1. Общие положения
При планировании системы менеджмента качества и разработке руководства по качеству
образовательные учреждения могут устанавливать требования или ссылаться на требования, не
установленные ИСО 9001 (см. ИСО/ТО 10013), такие как следующие, но не ограниченные ими:
- необходимые организации термины и определения;
- общая стратегия организации;
- законы и нормативно-правовые акты, применяемые в организации;
- необходимая компетентность преподавательского состава (поставщиков образования);
- аккредитованные и сертифицированные образовательные программы;
- учебные программы и учебные планы;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
- программы повышения квалификации, подготовки и переподготовки преподавательского
состава и персонала;
- вспомогательные службы организации.
4.2.2. Требования к документации в образовательном учреждении
4.2.2.1. Руководство по качеству
Руководство по качеству должно включать в себя описание области применения системы
менеджмента качества образовательного учреждения, последовательность и взаимодействие его
образовательных и вспомогательных процессов. Руководство по качеству должно включать в себя все
применимые документированные процедуры, требуемые ИСО 9001, и критерии, на которых
основана система менеджмента качества, или содержать ссылки на эти процедуры и критерии.
4.2.2.2. Управление документацией в образовательном учреждении
Целью управления документацией является обеспечение постоянной актуализации и
доступности документации системы менеджмента качества. Для достижения этой цели
образовательное учреждение должно установить документированную процедуру, описывающую
порядок:
- изменения, анализа и одобрения внутренней документации, включая ее идентификацию и
статус пересмотра;
- управления внешней документацией, главным образом необходимыми нормативно-
правовыми актами, которые следует постоянно актуализировать;
- обеспечения доступности документации персоналу организации;
- управления официальными документами обучающихся для обеспечения прослеживаемости
образовательных услуг и верификации выполнения требований на установленных образовательных
этапах.
Документация, относящаяся к определению процессов обучения, их управлению и контролю, а
также документация по вспомогательному обслуживанию должна быть управляемой (см. 7.1).
Документация, выпущенная внутри организации, должна быть проанализирована и одобрена на
предмет ее адекватности и соответствия установленным требованиям.
Информация об издании учебников или учебных материалов, практикумов, учебных пособий
или другой учебной литературы должна быть управляемой и прослеживаемой на этапе
проектирования и разработки.
Процедуры регистрации курса, структура планов учебных занятий, инструкции по структуре
научно-исследовательского отчета и т.д. должны поддерживаться в актуализированном состоянии
для обеспечения необходимой корректности и комплектности документации системы менеджмента
качества, находящейся в обращении.
Система управления документацией должна включать в себя условия управления внешней
документацией (например, законодательные акты, правила, постановления правительства,
нормативно-правовые акты в области аттестации и т.д.).
4.2.2.3. Управление записями в образовательном учреждении
Записи обеспечивают информацию о текущей деятельности организации, например о
результатах, полученных на каждом этапе учебно-педагогического процесса (предоставления
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
образовательных услуг).
Образовательное учреждение должно обратить внимание на срок хранения записей и порядок
распоряжения ими, которые обычно установлены в соответствии с законодательными и/или
обязательными требованиями.
Образовательное учреждение должно управлять записями об обучении и обучающихся в
соответствии с установленными процедурами <*>. Это такие документы, как:
--------------------------------
<*> ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ N 5351-1 ОТ 09.07.1993 ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ (С
ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 19.07.1995, 20.07.2004).
- отчет о проектировании и разработке учебного процесса (например, о составлении учебного
плана);
- записи о квалификации преподавателей (свидетельства, сертификаты и другие документы,
подтверждающие квалификацию);
- записи об оценке воздействия процесса обучения (например, оценка качества преподавания);
- записи о работах, выполненных обучающимися, и отчеты по обучению;
- свидетельство об окончании учебного заведения (свидетельство, удостоверение, диплом и
т.д.);
- записи о потерях, ущербе или недобросовестном использовании обучающимися
вспомогательных материалов;
- жалобы;
- записи об участии в исследованиях;
- записи о производственной практике;
- записи об авторском праве и/или разрешение на право использования информации.
Особые требования, установленные к записям системы менеджмента качества образовательного
учреждения, определены в разделах 5 - 8 исходя из 4.2.4.
-----------------------------------------------------------------
¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦
¦ ¦
¦ 4.2. Требования к документации ¦
¦ 4.2.1. Общие положения ¦
¦ Документация системы менеджмента качества должна включать: ¦
¦ a) документально оформленные заявления о политике и целях в ¦
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
¦ области качества; ¦
¦ b) руководство по качеству; ¦
¦ с) документированные процедуры, требуемые настоящим ¦
¦ стандартом; ¦
¦ d) документы, необходимые организации для обеспечения эффек- ¦
¦ тивного планирования, осуществления процессов и управления ими; ¦
¦ e) записи, требуемые настоящим стандартом (4.2.4). ¦
¦ Примечания ¦
¦ 1. Там, где в настоящем стандарте встречается термин "доку- ¦
¦ ментированная процедура", это означает, что процедура разработа- ¦
¦ на, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем ¦
¦ состоянии. ¦
¦ 2. Степень документированности системы менеджмента качества ¦
¦ одной организации может отличаться от другой в зависимости от: ¦
¦ a) размера организации и вида деятельности; ¦
¦ b) сложности и взаимодействия процессов; ¦
¦ c) компетенции персонала. ¦
¦ 3. Документация может быть в любой форме и на любом носи- ¦
¦ теле. ¦
¦ ¦
¦ 4.2.2. Руководство по качеству ¦
¦ Организация должна разработать и поддерживать в рабочем сос- ¦
¦ тоянии руководство по качеству, содержащее: ¦
¦ a) область применения системы менеджмента качества, включая ¦
¦ подробности и обоснование любых исключений (1.2); ¦
¦ b) документированные процедуры, разработанные для системы ¦
¦ менеджмента качества, или ссылки на них; ¦
¦ c) описание взаимодействия процессов системы менеджмента ¦
¦ качества. ¦
¦ 4.2.3. Управление документацией ¦
¦ Документами системы менеджмента качества необходимо управ- ¦
¦ лять. Записи - специальный вид документов, и они должны управ- ¦
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
¦ ляться согласно требованиям, приведенным в 4.2.4. ¦
¦ Для определения необходимых средств управления должна быть ¦
¦ разработана документированная процедура, предусматривающая: ¦
¦ a) официальное одобрение документов с точки зрения их доста- ¦
¦ точности до их выпуска; ¦
¦ b) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное ¦
¦ официальное одобрение документов; ¦
¦ c) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра ¦
¦ документов; ¦
¦ d) обеспечение наличия соответствующих версий документов в ¦
¦ местах их применения; ¦
¦ e) обеспечение сохранения документов четкими и легкоиденти- ¦
¦ фицируемыми; ¦
¦ f) обеспечение идентификации документов внешнего происхожде- ¦
¦ ния и управление их рассылкой; ¦
¦ g) предотвращение непреднамеренного использования устаревших ¦
¦ документов и применение соответствующей идентификации таких до- ¦
¦ кументов, оставленных для каких-либо целей. ¦
¦ 4.2.4. Управление записями ¦
¦ Записи должны вестись и поддерживаться в рабочем состоянии ¦
¦ для предоставления свидетельств соответствия требованиям и резу- ¦
¦ льтативности функционирования системы менеджмента качества. Они ¦
¦ должны оставаться четкими, легкоидентифицируемыми и восстанавли- ¦
¦ ваемыми. Должна быть разработана документированная процедура для ¦
¦ определения средств управления, требуемых при идентификации, ¦
¦ хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения ¦
¦ и изъятии записей. ¦
L-----------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по ¦
улучшению деятельности
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
¦ ¦
4.2. Документация
¦ Руководству организации следует определить документацию, ¦
включая соответствующие записи, необходимую для разработки,
¦ внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента ¦
качества и поддержки результативного и эффективного выполнения
¦ процессов. ¦
Характер и степень документированности должны отвечать конт-
¦ рактным, законодательным и другим обязательным требованиям, пот- ¦
ребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных
¦ сторон, а также устраивать организацию. ¦
Документация может быть в любой форме или на любом носителе
¦ исходя из потребностей организации. ¦
С целью обеспечения документацией, отвечающей потребностям и
¦ ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учиты- ¦
вать:
¦ - контрактные требования потребителей и других заинтересо- ¦
ванных сторон;
¦ - использование организацией международных, национальных, ¦
региональных и отраслевых стандартов;
¦ - соответствующие законодательные и другие обязательные ¦
требования;
¦ - решения организации;; ¦
- источники внешней информации, касающиеся возможностей
¦ организации;; ¦
- информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных
¦ сторон. ¦
Разработку, использование и управление документацией следует
¦ оценивать с учетом результативности и эффективности организации ¦
на основе таких критериев, как:
¦ - функциональность (например, скорость обработки); ¦
- простота в использовании;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
¦ - потребность в ресурсах; ¦
- политика и цели;
¦ - текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту ¦
знаний;
¦ - сравнение с лучшими системами документации; ¦
- взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинте-
¦ ресованных сторон организации. ¦
Доступ к документации предоставляется работникам организации
¦ и другим заинтересованным сторонам исходя из политики обмена ¦
информацией в организации.
¦ 4.3. Использование принципов менеджмента качества ¦
Для успешного руководства организацией и ее функционирования
¦ необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Ре- ¦
комендации руководству организации, предлагаемые в настоящем
¦ стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества. ¦
Эти принципы были разработаны для применения высшим руковод-
¦ ством с целью улучшения деятельности организации. Они включены ¦
в содержание настоящего стандарта и приведены ниже.
¦ a) Ориентация на потребителя ¦
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны
¦ понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требова- ¦
ния и стремиться превзойти их ожидания.
¦ b) Лидерство руководителя ¦
Руководители обеспечивают единство цели и направления дея-
¦ тельности организации. Им следует создать и поддерживать внут- ¦
реннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены
¦ в решение задач организации. ¦
c) Вовлечение работников
¦ Работники всех уровней составляют основу организации, и их ¦
полное вовлечение дает возможность организации с выгодой исполь-
¦ зовать их способности. ¦
d) Процессный подход
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
¦ Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятель- ¦
ностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
¦ e) Системный подход к менеджменту ¦
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов
¦ как системы вносят вклад в результативность и эффективность ор- ¦
ганизации при достижении ее целей.
¦ f) Постоянное улучшение ¦
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следу-
¦ ет рассматривать как ее неизменную цель. ¦
g) Принятие решений, основанных на фактах
¦ Эффективные решения основываются на анализе данных и инфор- ¦
мации.
¦ h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками ¦
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения вза-
¦ имной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценнос- ¦
ти.
¦ Успешное использование организацией восьми принципов менедж- ¦
мента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сто-
¦ рон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и ¦
повышение стабильности.
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --