Системы менеджмента качества




 

4.1. Общие требования для образовательного учреждения

 

Настоящий подраздел носит фундаментальный характер и устанавливает основополагающие

требования ИСО 9001 применительно к образовательному учреждению. Требования ограничиваются

следующим. Образовательное учреждение должно:

 

a) определять процессы, включающие в себя формирование образовательной программы,

организацию учебного процесса, предоставление образовательных услуг, организацию и проведение

аттестации обучающихся, и управлять этими процессами;

 

b) устанавливать условия приемки образовательной продукции (услуги) при реализации

образовательных процессов;

 

c) постоянно улучшать эти процессы и выделять необходимые ресурсы.

 

Образовательное учреждение должно точно определить область применения системы

менеджмента качества в организации. Например, это могут быть кафедра (факультет) или школа в

рамках более крупного образовательного учреждения, образовательное учреждение в целом или все

образовательные учреждения федерального или регионального (муниципального) подчинения.

 

Установление области применения поможет образовательному учреждению идентифицировать

высшее руководство и понять характер систем и процессов, необходимых для достижения

удовлетворенности потребителя и постоянного улучшения деятельности образовательного

учреждения.

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

Это также поможет идентифицировать предоставляемые услуги, что является существенным в

идентификации и определении потребителей и других заинтересованных сторон.

 

Система менеджмента качества в образовании должна быть основана на терминологии,

содержащейся в учебных планах, учебном и других процессах образовательного учреждения, его

организационной структуре, ответственности, ресурсах, которые обеспечивают качество обучения.

Требования системы менеджмента качества должны охватывать большую часть деятельности

персонала и поставщиков образовательного учреждения. Управление обучением может быть

осуществлено во время следующих процессов:

 

- анализ потребностей в обучении (профориентация);

 

- формирование учебного плана;

 

- организация и проведение учебного процесса;

 

- организация и проведение оценки и аттестации обучающихся;

 

- повышение образовательного потенциала организации;

 

- функционирование библиотек, мастерских и лабораторий.

 

-----------------------------------------------------------------

 

¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦

 

¦ ¦

 

¦ 4. Система менеджмента качества ¦

 

¦ ¦

 

¦ 4.1. Общие требования ¦

 

¦ Организация должна разработать, задокументировать, внедрить ¦

 

¦ и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, ¦

 

¦ постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требова- ¦

 

¦ ниями настоящего стандарта. ¦

 

¦ Организация должна: ¦

 

¦ a) определять процессы, необходимые для системы менеджмента ¦

 

¦ качества, и их применение во всей организации (см. 1.2); ¦

 

¦ b) определять последовательность и взаимодействие этих ¦

 

¦ процессов; ¦

 

¦ c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения ¦

 

¦ результативности как при осуществлении, так и при управлении ¦

 

¦ этими процессами; ¦

 

¦ d) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ для поддержки этих процессов и их мониторинга; ¦

 

¦ e) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих ¦

 

¦ процессов; ¦

 

¦ f) принимать меры, необходимые для достижения запланирован- ¦

 

¦ ных результатов и постоянного улучшения этих процессов. ¦

 

¦ Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в ¦

 

¦ соответствии с требованиями настоящего стандарта. ¦

 

¦ Если организация решает передать сторонним организациям вы- ¦

 

¦ полнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продук- ¦

 

¦ ции требованиям, она должна обеспечивать со своей стороны конт- ¦

 

¦ роль за таким процессом. Управление им должно быть определено в ¦

 

¦ системе менеджмента качества. ¦

 

¦ Примечание - В процессы, необходимые для системы менеджмента ¦

 

¦ качества, следует включать процессы управленческой деятельности ¦

 

¦ руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла ¦

 

¦ продукции и измерения. ¦

 

L-----------------------------------------------------------------

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по ¦

 

улучшению деятельности

 

¦ ¦

 

4. Система менеджмента качества

 

¦ ¦

 

4.1. Менеджмент систем и процессов

 

¦ Успешное руководство и управление организацией требует сис- ¦

 

тематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха,

 

¦ следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему ме- ¦

 

неджмента, разработанную для постоянного улучшения результатив-

 

¦ ности и эффективности организации с учетом потребностей заинте- ¦

 

ресованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими

 

¦ аспектами включает менеджмент качества. ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

Высшему руководству необходимо создать организацию, ориенти-

 

¦ рованную на потребителя, посредством: ¦

 

a) определения систем и процессов, которые могут быть четко

 

¦ поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения резу- ¦

 

льтативности и эффективности;

 

¦ b) обеспечения результативного и эффективного выполнения и ¦

 

управления процессами, а также показателями и данными для опре-

 

¦ деления удовлетворительной деятельности организации. ¦

 

Примерами деятельности по созданию ориентированной на потре-

 

¦ бителя организации являются: ¦

 

- определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению

 

¦ деятельности организации; ¦

 

- сбор и использование данных и информации о процессах на

 

¦ постоянной основе; ¦

 

- развитие в направлении постоянного улучшения;

 

¦ - использование подходящих методов для оценки улучшения ¦

 

процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства.

 

¦ Примеры самооценки и процессов постоянного улучшения ¦

 

приведены в Приложениях А и В соответственно.

 

L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --

 

4.2. Требования к документации

 

4.2.1. Общие положения

 

При планировании системы менеджмента качества и разработке руководства по качеству

образовательные учреждения могут устанавливать требования или ссылаться на требования, не

установленные ИСО 9001 (см. ИСО/ТО 10013), такие как следующие, но не ограниченные ими:

 

- необходимые организации термины и определения;

 

- общая стратегия организации;

 

- законы и нормативно-правовые акты, применяемые в организации;

 

- необходимая компетентность преподавательского состава (поставщиков образования);

 

- аккредитованные и сертифицированные образовательные программы;

 

- учебные программы и учебные планы;

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

- программы повышения квалификации, подготовки и переподготовки преподавательского

состава и персонала;

 

- вспомогательные службы организации.

 

4.2.2. Требования к документации в образовательном учреждении

 

4.2.2.1. Руководство по качеству

 

Руководство по качеству должно включать в себя описание области применения системы

менеджмента качества образовательного учреждения, последовательность и взаимодействие его

образовательных и вспомогательных процессов. Руководство по качеству должно включать в себя все

применимые документированные процедуры, требуемые ИСО 9001, и критерии, на которых

основана система менеджмента качества, или содержать ссылки на эти процедуры и критерии.

 

4.2.2.2. Управление документацией в образовательном учреждении

 

Целью управления документацией является обеспечение постоянной актуализации и

доступности документации системы менеджмента качества. Для достижения этой цели

образовательное учреждение должно установить документированную процедуру, описывающую

порядок:

 

- изменения, анализа и одобрения внутренней документации, включая ее идентификацию и

статус пересмотра;

 

- управления внешней документацией, главным образом необходимыми нормативно-

правовыми актами, которые следует постоянно актуализировать;

 

- обеспечения доступности документации персоналу организации;

 

- управления официальными документами обучающихся для обеспечения прослеживаемости

образовательных услуг и верификации выполнения требований на установленных образовательных

этапах.

 

Документация, относящаяся к определению процессов обучения, их управлению и контролю, а

также документация по вспомогательному обслуживанию должна быть управляемой (см. 7.1).

Документация, выпущенная внутри организации, должна быть проанализирована и одобрена на

предмет ее адекватности и соответствия установленным требованиям.

 

Информация об издании учебников или учебных материалов, практикумов, учебных пособий

или другой учебной литературы должна быть управляемой и прослеживаемой на этапе

проектирования и разработки.

 

Процедуры регистрации курса, структура планов учебных занятий, инструкции по структуре

научно-исследовательского отчета и т.д. должны поддерживаться в актуализированном состоянии

для обеспечения необходимой корректности и комплектности документации системы менеджмента

качества, находящейся в обращении.

 

Система управления документацией должна включать в себя условия управления внешней

документацией (например, законодательные акты, правила, постановления правительства,

нормативно-правовые акты в области аттестации и т.д.).

 

4.2.2.3. Управление записями в образовательном учреждении

 

Записи обеспечивают информацию о текущей деятельности организации, например о

результатах, полученных на каждом этапе учебно-педагогического процесса (предоставления

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

образовательных услуг).

 

Образовательное учреждение должно обратить внимание на срок хранения записей и порядок

распоряжения ими, которые обычно установлены в соответствии с законодательными и/или

обязательными требованиями.

 

Образовательное учреждение должно управлять записями об обучении и обучающихся в

соответствии с установленными процедурами <*>. Это такие документы, как:

 

--------------------------------

 

<*> ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ N 5351-1 ОТ 09.07.1993 ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ (С

ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 19.07.1995, 20.07.2004).

 

- отчет о проектировании и разработке учебного процесса (например, о составлении учебного

плана);

 

- записи о квалификации преподавателей (свидетельства, сертификаты и другие документы,

подтверждающие квалификацию);

 

- записи об оценке воздействия процесса обучения (например, оценка качества преподавания);

 

- записи о работах, выполненных обучающимися, и отчеты по обучению;

 

- свидетельство об окончании учебного заведения (свидетельство, удостоверение, диплом и

т.д.);

 

- записи о потерях, ущербе или недобросовестном использовании обучающимися

вспомогательных материалов;

 

- жалобы;

 

- записи об участии в исследованиях;

 

- записи о производственной практике;

 

- записи об авторском праве и/или разрешение на право использования информации.

 

Особые требования, установленные к записям системы менеджмента качества образовательного

учреждения, определены в разделах 5 - 8 исходя из 4.2.4.

 

-----------------------------------------------------------------

 

¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦

 

¦ ¦

 

¦ 4.2. Требования к документации ¦

 

¦ 4.2.1. Общие положения ¦

 

¦ Документация системы менеджмента качества должна включать: ¦

 

¦ a) документально оформленные заявления о политике и целях в ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ области качества; ¦

 

¦ b) руководство по качеству; ¦

 

¦ с) документированные процедуры, требуемые настоящим ¦

 

¦ стандартом; ¦

 

¦ d) документы, необходимые организации для обеспечения эффек- ¦

 

¦ тивного планирования, осуществления процессов и управления ими; ¦

 

¦ e) записи, требуемые настоящим стандартом (4.2.4). ¦

 

¦ Примечания ¦

 

¦ 1. Там, где в настоящем стандарте встречается термин "доку- ¦

 

¦ ментированная процедура", это означает, что процедура разработа- ¦

 

¦ на, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем ¦

 

¦ состоянии. ¦

 

¦ 2. Степень документированности системы менеджмента качества ¦

 

¦ одной организации может отличаться от другой в зависимости от: ¦

 

¦ a) размера организации и вида деятельности; ¦

 

¦ b) сложности и взаимодействия процессов; ¦

 

¦ c) компетенции персонала. ¦

 

¦ 3. Документация может быть в любой форме и на любом носи- ¦

 

¦ теле. ¦

 

¦ ¦

 

¦ 4.2.2. Руководство по качеству ¦

 

¦ Организация должна разработать и поддерживать в рабочем сос- ¦

 

¦ тоянии руководство по качеству, содержащее: ¦

 

¦ a) область применения системы менеджмента качества, включая ¦

 

¦ подробности и обоснование любых исключений (1.2); ¦

 

¦ b) документированные процедуры, разработанные для системы ¦

 

¦ менеджмента качества, или ссылки на них; ¦

 

¦ c) описание взаимодействия процессов системы менеджмента ¦

 

¦ качества. ¦

 

¦ 4.2.3. Управление документацией ¦

 

¦ Документами системы менеджмента качества необходимо управ- ¦

 

¦ лять. Записи - специальный вид документов, и они должны управ- ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ ляться согласно требованиям, приведенным в 4.2.4. ¦

 

¦ Для определения необходимых средств управления должна быть ¦

 

¦ разработана документированная процедура, предусматривающая: ¦

 

¦ a) официальное одобрение документов с точки зрения их доста- ¦

 

¦ точности до их выпуска; ¦

 

¦ b) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное ¦

 

¦ официальное одобрение документов; ¦

 

¦ c) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра ¦

 

¦ документов; ¦

 

¦ d) обеспечение наличия соответствующих версий документов в ¦

 

¦ местах их применения; ¦

 

¦ e) обеспечение сохранения документов четкими и легкоиденти- ¦

 

¦ фицируемыми; ¦

 

¦ f) обеспечение идентификации документов внешнего происхожде- ¦

 

¦ ния и управление их рассылкой; ¦

 

¦ g) предотвращение непреднамеренного использования устаревших ¦

 

¦ документов и применение соответствующей идентификации таких до- ¦

 

¦ кументов, оставленных для каких-либо целей. ¦

 

¦ 4.2.4. Управление записями ¦

 

¦ Записи должны вестись и поддерживаться в рабочем состоянии ¦

 

¦ для предоставления свидетельств соответствия требованиям и резу- ¦

 

¦ льтативности функционирования системы менеджмента качества. Они ¦

 

¦ должны оставаться четкими, легкоидентифицируемыми и восстанавли- ¦

 

¦ ваемыми. Должна быть разработана документированная процедура для ¦

 

¦ определения средств управления, требуемых при идентификации, ¦

 

¦ хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения ¦

 

¦ и изъятии записей. ¦

 

L-----------------------------------------------------------------

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по ¦

 

улучшению деятельности

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ ¦

 

4.2. Документация

 

¦ Руководству организации следует определить документацию, ¦

 

включая соответствующие записи, необходимую для разработки,

 

¦ внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента ¦

 

качества и поддержки результативного и эффективного выполнения

 

¦ процессов. ¦

 

Характер и степень документированности должны отвечать конт-

 

¦ рактным, законодательным и другим обязательным требованиям, пот- ¦

 

ребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных

 

¦ сторон, а также устраивать организацию. ¦

 

Документация может быть в любой форме или на любом носителе

 

¦ исходя из потребностей организации. ¦

 

С целью обеспечения документацией, отвечающей потребностям и

 

¦ ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учиты- ¦

 

вать:

 

¦ - контрактные требования потребителей и других заинтересо- ¦

 

ванных сторон;

 

¦ - использование организацией международных, национальных, ¦

 

региональных и отраслевых стандартов;

 

¦ - соответствующие законодательные и другие обязательные ¦

 

требования;

 

¦ - решения организации;; ¦

 

- источники внешней информации, касающиеся возможностей

 

¦ организации;; ¦

 

- информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных

 

¦ сторон. ¦

 

Разработку, использование и управление документацией следует

 

¦ оценивать с учетом результативности и эффективности организации ¦

 

на основе таких критериев, как:

 

¦ - функциональность (например, скорость обработки); ¦

 

- простота в использовании;

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ - потребность в ресурсах; ¦

 

- политика и цели;

 

¦ - текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту ¦

 

знаний;

 

¦ - сравнение с лучшими системами документации; ¦

 

- взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинте-

 

¦ ресованных сторон организации. ¦

 

Доступ к документации предоставляется работникам организации

 

¦ и другим заинтересованным сторонам исходя из политики обмена ¦

 

информацией в организации.

 

¦ 4.3. Использование принципов менеджмента качества ¦

 

Для успешного руководства организацией и ее функционирования

 

¦ необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Ре- ¦

 

комендации руководству организации, предлагаемые в настоящем

 

¦ стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества. ¦

 

Эти принципы были разработаны для применения высшим руковод-

 

¦ ством с целью улучшения деятельности организации. Они включены ¦

 

в содержание настоящего стандарта и приведены ниже.

 

¦ a) Ориентация на потребителя ¦

 

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны

 

¦ понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требова- ¦

 

ния и стремиться превзойти их ожидания.

 

¦ b) Лидерство руководителя ¦

 

Руководители обеспечивают единство цели и направления дея-

 

¦ тельности организации. Им следует создать и поддерживать внут- ¦

 

реннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены

 

¦ в решение задач организации. ¦

 

c) Вовлечение работников

 

¦ Работники всех уровней составляют основу организации, и их ¦

 

полное вовлечение дает возможность организации с выгодой исполь-

 

¦ зовать их способности. ¦

 

d) Процессный подход

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятель- ¦

 

ностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

 

¦ e) Системный подход к менеджменту ¦

 

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов

 

¦ как системы вносят вклад в результативность и эффективность ор- ¦

 

ганизации при достижении ее целей.

 

¦ f) Постоянное улучшение ¦

 

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следу-

 

¦ ет рассматривать как ее неизменную цель. ¦

 

g) Принятие решений, основанных на фактах

 

¦ Эффективные решения основываются на анализе данных и инфор- ¦

 

мации.

 

¦ h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками ¦

 

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения вза-

 

¦ имной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценнос- ¦

 

ти.

 

¦ Успешное использование организацией восьми принципов менедж- ¦

 

мента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сто-

 

¦ рон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и ¦

 

повышение стабильности.

 

L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: