Процессы жизненного цикла образовательных услуг




 

7.1. Планирование процессов жизненного цикла в образовательном учреждении

 

Образовательное учреждение должно планировать проектирование и разработку процесса

обучения, предоставление образовательной услуги, оценку полученных результатов, деятельность

вспомогательных служб, распределение ресурсов, определение критериев оценки и внедрение

процедур постоянного улучшения для достижения ожидаемых результатов.

 

Образовательное учреждение должно планировать необходимые ресурсы для всех процессов.

 

В образовательном учреждении могут быть определены следующие процессы предоставлении

образовательных услуг:

 

a) процесс повышения квалификации преподавателей;

 

b) проектирование и разработка (составление) учебных планов;

 

c) определение проектов и направлений исследования;

 

d) процесс обучения или другая деятельность;

 

e) прием на работу персонала;

 

f) приобретение материалов и других ресурсов;

 

g) прием абитуриентов (обучающихся);

 

h) управление изменениями при составлении и корректировке учебных планов, календарных

планов курсов, расписаний занятий и вступительных экзаменов;

 

i) получение аккредитации образовательного учреждения, присвоение профессиональной

квалификации (например, получение диплома об образовании), организация постдипломного

дополнительного образования (например, аспирантура);

 

j) предоставление услуг библиотеки, аудио-, видеооборудования, компьютерной техники и

других услуг;

 

k) обеспечение безопасности, услуги по охране и защите граждан;

 

l) распределение аудиторного фонда, лабораторий, мастерских, классных комнат, актовых залов;

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

m) техническое обслуживание оборудования.

 

Управление основными процессами обучения включает в себя оценку потребностей в

обучении, разработку учебного плана, организацию и проведение процесса обучения, а также оценку

результатов обучения. Вспомогательные процессы, описанные в ИСО 9001, должны также быть

управляемыми. Для образовательных учреждений, внедряющих ИСО 9001, могут быть установлены

методы контроля, разработанные преподавателями или экзаменационной комиссией. Методы

контроля должны стать частью анализа со стороны руководства, а также должны подтверждать, что

требования к процессу обучения выполнены и данные методы являются составной частью процесса

улучшения качества. Изменения, внесенные в методы контроля основных процессов, должны быть

документированы, и, в соответствии с внесенными изменениями, должны быть актуализированы

соответствующие инструкции.

 

Проверку результативности методов контроля следует проводить на основе наблюдений.

Нерезультативные методы контроля должны быть изменены.

 

-----------------------------------------------------------------

 

¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦

 

¦ ¦

 

¦ 7. Процессы жизненного цикла продукции ¦

 

¦ ¦

 

¦ 7.1. Планирование процессов жизненного цикла продукции ¦

 

¦ Организация должна планировать и разрабатывать процессы, не- ¦

 

¦ обходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. ¦

 

¦ Планирование процессов жизненного цикла продукции должно ¦

 

¦ быть согласовано с требованиями к другим процессам системы ме- ¦

 

¦ неджмента качества (4.1). ¦

 

¦ При планировании процессов жизненного цикла продукции орга- ¦

 

¦ низация должна установить, если это целесообразно: ¦

 

¦ a) цели в области качества и требования к продукции; ¦

 

¦ b) потребность в разработке процессов, документов, а также в ¦

 

¦ обеспечении ресурсами для конкретной продукции; ¦

 

¦ c) необходимую деятельность по верификации и валидации, мо- ¦

 

¦ ниторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а ¦

 

¦ также критерии приемки продукции; ¦

 

¦ d) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, ¦

 

¦ что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продук- ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ ция соответствуют требованиям (4.2.4). ¦

 

¦ Результат этого планирования должен быть в форме, соответст- ¦

 

¦ вующей практике организации. ¦

 

¦ Примечания ¦

 

¦ 1. Документ, определяющий процессы системы менеджмента ка- ¦

 

¦ чества (включая процессы жизненного цикла продукции) и ресурсы, ¦

 

¦ которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или ¦

 

¦ контракту, может рассматриваться как план качества. ¦

 

¦ 2. При разработке процессов жизненного цикла продукции орга- ¦

 

¦ низация может также применять требования 7.3. ¦

 

L-----------------------------------------------------------------

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по

 

¦ улучшению деятельности ¦

 

¦ 7. Процессы жизненного цикла продукции ¦

 

¦ 7.1. Общие рекомендации ¦

 

7.1.1. Введение

 

¦ Высшее руководство должно обеспечивать результативное и эф- ¦

 

фективное функционирование процессов жизненного цикла продукции,

 

¦ вспомогательных процессов, а также связанную с ними сеть процес- ¦

 

сов, с тем чтобы организация могла удовлетворять свои заинтере-

 

¦ сованные стороны. В то время как процессы жизненного цикла при- ¦

 

водят к созданию продукции, добавляющей ценность организации,

 

¦ вспомогательные процессы также необходимы организации, так как ¦

 

они добавляют ценность косвенно.

 

¦ Любой процесс является последовательностью связанных между ¦

 

собой видов деятельности или деятельностью, которая имеет вход и

 

¦ выход. Руководству следует определить необходимые выходы процес- ¦

 

сов и идентифицировать необходимые входы и виды деятельности для

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ результативного и эффективного достижения выходов процессов. ¦

 

Взаимодействие процессов может быть сложным, приводящим к

 

¦ созданию сетей процессов. Для обеспечения результативной и эф- ¦

 

фективной деятельности организации руководству необходимо приз-

 

¦ нать, что выход одного процесса может стать входом для другого ¦

 

или нескольких других процессов.

 

¦ 7.1.2. Вопросы, которые должны приниматься во внимание ¦

 

Понимание того, что процесс может быть представлен как пос-

 

¦ ледовательность видов деятельности, помогает руководству при ¦

 

определении входов для процесса. После определения входов могут

 

¦ быть определены необходимые виды деятельности, действия и требу- ¦

 

ющиеся ресурсы для процесса с целью достижения желаемых выходов.

 

¦ Результаты верификации и валидации процессов и выходов сле- ¦

 

дует также рассматривать как входы для процесса с целью достиже-

 

¦ ния постоянного улучшения деятельности и популяризации ее совер- ¦

 

шенства на всех уровнях организации.

 

¦ Постоянное улучшение процессов в организации повысит резуль- ¦

 

тативность и эффективность системы менеджмента качества и улуч-

 

¦ шит деятельность организации. В Приложении В описывается "Про- ¦

 

цесс постоянного улучшения", который можно использовать для ока-

 

¦ зания помощи при определении действий, необходимых для постоян- ¦

 

ного повышения результативности и эффективности процессов.

 

¦ Процессы следует задокументировать в той степени, которая ¦

 

требуется для поддержки результативной и эффективной работы.

 

¦ Документация, связанная с процессами, способствует: ¦

 

- определению и доведению до сведения персонала важных

 

¦ характеристик процессов; ¦

 

- подготовке по вопросам функционирования процессов;

 

¦ - обмену знаниями и опытом в командах и рабочих группах; ¦

 

- проведению измерений и аудита процессов;

 

¦ - анализу, пересмотру и улучшению процессов. ¦

 

Необходимо оценивать роль работников в процессах, с тем

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ чтобы: ¦

 

- обеспечивать охрану труда персонала;

 

¦ - обеспечивать наличие требуемых навыков; ¦

 

- поддерживать координацию процессов;

 

¦ - обеспечивать входные данные для анализа процессов, получа- ¦

 

емые от работников;

 

¦ - содействовать внедрению нововведений, предлагаемых работ- ¦

 

никами.

 

¦ При стимулировании постоянного улучшения деятельности орга- ¦

 

низации акцент следует делать на повышении результативности и

 

¦ эффективности процессов как средстве достижения благоприятных ¦

 

результатов. Возросшие выгоды, повышенная удовлетворенность пот-

 

¦ ребителей, лучшее использование ресурсов и сокращение непроизво- ¦

 

дительных расходов - это примеры измеряемых результатов, которые

 

¦ были достигнуты при большей результативности и эффективности ¦

 

процессов.

 

¦ 7.1.3. Менеджмент процессов ¦

 

7.1.3.1. Общие положения

 

¦ Руководство определяет процессы, необходимые для жизненного ¦

 

цикла продукции, с целью удовлетворения требований потребителей

 

¦ и других заинтересованных сторон. Для обеспечения жизненного ¦

 

цикла продукции следует уделять внимание соответствующим вспомо-

 

¦ гательным процессам, а также желаемым выходам, этапам процессов, ¦

 

деятельности, потокам, мерам управления, потребностям в подго-

 

¦ товке кадров, оборудованию, методам, информации, материалам и ¦

 

другим ресурсам.

 

¦ Необходимо составить оперативный план по менеджменту процес- ¦

 

сов, включающий:

 

¦ - требования к входу и выходу (например, спецификации и ¦

 

ресурсы);

 

¦ - виды деятельности внутри процессов; ¦

 

- верификацию и валидацию процессов и продукции;

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ - анализ процесса, в том числе его надежности; ¦

 

- определение, оценку и уменьшение рисков;

 

¦ - корректирующие и предупреждающие действия; ¦

 

- возможности и действия по улучшению процессов;

 

¦ - управление изменениями, относящимися к процессам и ¦

 

продукции.

 

¦ Примерами вспомогательных процессов являются: ¦

 

- менеджмент информации;

 

¦ - подготовка работников; ¦

 

- финансовая деятельность;

 

¦ - поддержание инфраструктуры и обслуживание; ¦

 

- применение промышленного оборудования, которое обеспечива-

 

¦ ет безопасность/защиту; ¦

 

- маркетинг.

 

¦ 7.1.3.2. Входы, выходы и анализ процесса ¦

 

Согласно процессному подходу необходимо определить и заре-

 

¦ гистрировать входы для процесса с целью обеспечения основы фор- ¦

 

мулирования требований, которые будут применяться при верифика-

 

¦ ции и валидации выходов. По отношению к организации входы могут ¦

 

быть внутренними или внешними.

 

¦ Решение проблемы, касающейся двусмысленных или противоречи- ¦

 

вых требований к входу, может потребовать проведения консульта-

 

¦ ций с внутренними и внешними сторонами, имеющими отношение к ¦

 

этой проблеме. Входные данные, полученные на основе деятельнос-

 

¦ ти, полная оценка которой еще не завершена, следует подвергнуть ¦

 

оцениванию посредством последующего анализа, верификации и вали-

 

¦ дации. Организации рекомендуется идентифицировать важные или ¦

 

критические характеристики продукции и процессов с целью разра-

 

¦ ботки результативного и эффективного плана управления и монито- ¦

 

ринга деятельности в ходе процессов.

 

¦ При рассмотрении вопросов, относящихся к входу, необходимо ¦

 

принимать во внимание следующее:

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ - компетентность работников; ¦

 

- документация;

 

¦ - возможности и мониторинг оборудования; ¦

 

- охрана труда, безопасность и производственная среда.

 

¦ Выходы процесса, верифицированные относительно требований к ¦

 

его входу, включая критерии приемки, должны учитывать потребнос-

 

¦ ти и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон. В ¦

 

целях верификации выходы следует задокументировать и оценить от-

 

¦ носительно требований к входу и критериям приемки. Такая оценка ¦

 

определяет необходимые корректирующие, предупреждающие действия

 

¦ или потенциальные возможности повышения результативности и эф- ¦

 

фективности процесса. Верификацию продукции можно осуществлять в

 

¦ ходе процесса для определения его изменчивости. ¦

 

Руководство организации проводит периодический анализ харак-

 

¦ теристик процесса, чтобы убедиться, что процесс соответствует ¦

 

действующему плану. Примеры тем для такого анализа:

 

¦ - безотказность и повторяемость процесса; ¦

 

- идентификация и предупреждение потенциального несоответст-

 

¦ вия; ¦

 

- адекватность входов и выходов проектирования и разработки;

 

¦ - согласованность входов и выходов с запланированными ¦

 

целями;

 

¦ - возможности улучшения; ¦

 

- неразрешенные вопросы.

 

¦ 7.1.3.3. Валидация и изменения продукции и процессов ¦

 

Руководству необходимо обеспечивать, чтобы валидация продук-

 

¦ ции демонстрировала ее способность удовлетворять потребности и ¦

 

ожидания потребителей и других заинтересованных сторон. Валида-

 

¦ ция охватывает моделирование, имитирование и испытания, а также ¦

 

анализ с вовлечением потребителей и других заинтересованных сто-

 

¦ рон. ¦

 

Вопросы, которые следует принимать во внимание, включают в

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ себя: ¦

 

- политику и цели в области качества;

 

¦ - возможности или квалификацию оборудования; ¦

 

- условия эксплуатации продукции;

 

¦ - использование или применение продукции; ¦

 

- утилизацию продукции;;

 

¦ - жизненный цикл продукции; ¦

 

- воздействие продукции на окружающую среду;

 

¦ - воздействие применения природных ресурсов, в том числе ¦

 

материалов и энергии.

 

¦ Процесс валидации следует проводить через соответствующие ¦

 

интервалы, чтобы обеспечивать своевременную реакцию на измене-

 

¦ ния, воздействующие на процесс. ¦

 

Особое внимание уделяется валидации процессов:

 

¦ - для особо ценной продукции и продукции с критическими ¦

 

требованиями к безопасности;

 

¦ - там, где недостатки в продукции могут стать очевидными ¦

 

только при использовании;

 

¦ - там, где валидация не может быть повторена; ¦

 

- там, где верификация продукции невозможна.

 

¦ Организации необходимо внедрить процесс результативного и ¦

 

эффективного управления изменениями, чтобы убедиться, что изме-

 

¦ нения продукции или процессов выгодны организации и удовлетворя- ¦

 

ют потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон. Изменения

 

¦ следует определять, регистрировать, оценивать, анализировать и ¦

 

подвергать управлению, чтобы понять степень их влияния на другие

 

¦ процессы, а также потребности и ожидания потребителей и других ¦

 

заинтересованных сторон.

 

¦ Любые изменения в процессе, влияющие на характеристики про- ¦

 

дукции, необходимо регистрировать и доводить до сведения персо-

 

¦ нала, чтобы поддерживать соответствие продукции и предоставлять ¦

 

информацию по корректирующим действиям или улучшению деятельнос-

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ ти организации. Следует определить полномочия для инициирования ¦

 

изменения с целью обеспечения управления.

 

¦ В случаях, когда выходом процесса является продукция, этот ¦

 

выход утверждают после любого соответствующего изменения, чтобы

 

¦ можно было убедиться в желаемом воздействии последнего. ¦

 

Может также рассматриваться применение методов моделирования

 

¦ с целью планирования предупреждения отказов или недостатков про- ¦

 

цессов.

 

¦ Следует проводить оценку рисков, чтобы оценивать возможность ¦

 

появления рисков и последствия вероятных отказов или недостатков

 

¦ процессов. Результаты необходимо использовать для определения и ¦

 

осуществления предупреждающих действий с целью уменьшения иден-

 

¦ тифицированных рисков. ¦

 

Примеры средств оценки рисков:

 

¦ - анализ характера и последствий отказа; ¦

 

- анализ дерева отказов;

 

¦ - диаграммы зависимости; ¦

 

- методы моделирования;

 

¦ - прогноз безотказности. ¦

 

L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --

 

7.2. Процессы образовательного учреждения, связанные с потребителями

 

Образовательное учреждение оказывает населению образовательные услуги, которые являются

неосязаемыми, способными к сохранению и используются во время предоставления.

Образовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность для освоения

существующего уровня знаний и методов применения знаний в практической деятельности.

Образовательные учреждения также имеют вспомогательные службы, которые способствуют

получению высококачественного образования. Общие независимые требования потребителей могут

включать в себя (но не ограничены приведенным перечнем):

 

a) обеспечение безопасности обучающихся и чистоты оборудования, которое закреплено за

ответственным лицом;

 

b) установление процедуры двустороннего обмена информацией и взаимоотношений между

физическими лицами и образовательным учреждением;

 

c) уважительное отношение всего персонала образовательного учреждения к заинтересованным

сторонам (потребителям);

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

d) выполнение квалифицированным персоналом всех необходимых действий по

предоставлению образовательных услуг.

 

7.2.1. Определение требований, связанных с услугой в образовательном учреждении

 

Образовательные требования выражают как поведенческие характеристики соответствия

академическим, профессиональным и социальным ожиданиям.

 

-----------------------------------------------------------------

 

¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦

 

¦ ¦

 

¦ 7.2. Процессы, связанные с потребителями ¦

 

¦ 7.2.1. Определение требований, относящихся к продукции ¦

 

¦ Организация должна определить: ¦

 

¦ a) требования, установленные потребителями, включая требо- ¦

 

¦ вания к поставке и деятельности после поставки; ¦

 

¦ b) требования, не определенные потребителем, но необходимые ¦

 

¦ для конкретного или предполагаемого использования, когда оно ¦

 

¦ известно; ¦

 

¦ c) законодательные и другие обязательные требования, относя- ¦

 

¦ щиеся к продукции; ¦

 

¦ d) любые дополнительные требования, определенные организа- ¦

 

¦ цией. ¦

 

¦ 7.2.2. Анализ требований, относящихся к продукции ¦

 

¦ Организация должна анализировать требования, относящиеся к ¦

 

¦ продукции. Этот анализ должен проводиться до принятия организа- ¦

 

¦ цией обязательства поставлять продукцию потребителю (например, ¦

 

¦ участие в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие ¦

 

¦ изменений к контрактам или заказам) и должен обеспечивать: ¦

 

¦ a) определение требований к продукции; ¦

 

¦ b) согласование требований контракта или заказа, отличающих- ¦

 

¦ ся от ранее сформулированных; ¦

 

¦ c) способность организации выполнять определенные требова- ¦

 

¦ ния. ¦

 

¦ Записи результатов анализа и последующих действий, вытекаю- ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ щих из анализа, должны поддерживаться в рабочем состоянии ¦

 

¦ (4.2.4). ¦

 

¦ Если потребители не выдвигают документированных требований, ¦

 

¦ организация должна подтвердить их у потребителя до принятия к ¦

 

¦ исполнению. ¦

 

¦ Если требования к продукции изменены, организация должна ¦

 

¦ обеспечить, чтобы соответствующие документы были исправлены, а ¦

 

¦ заинтересованный персонал был поставлен в известность об изме- ¦

 

¦ нившихся требованиях. ¦

 

¦ Примечание - В некоторых ситуациях, таких как продажи, осу- ¦

 

¦ ществляемые через Интернет, практически нецелесообразно прово- ¦

 

¦ дить официальный анализ каждого заказа. Вместо этого анализ мо- ¦

 

¦ жет распространяться на соответствующую информацию о продукции, ¦

 

¦ такую как каталоги или рекламные материалы. ¦

 

¦ ¦

 

¦ 7.2.3. Связь с потребителями ¦

 

¦ Организация должна определять и осуществлять эффективные ме- ¦

 

¦ ры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся: ¦

 

¦ a) информации о продукции; ¦

 

¦ b) прохождения запросов, контракта или заказа, включая ¦

 

¦ поправки; ¦

 

¦ c) обратной связи от потребителей, включая жалобы потреби- ¦

 

¦ телей. ¦

 

L-----------------------------------------------------------------

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по ¦

 

улучшению деятельности

 

¦ ¦

 

7.2. Процессы, связанные с заинтересованными сторонами

 

¦ Руководству необходимо обеспечивать определение организацией ¦

 

взаимно приемлемых процессов для результативного и эффективного

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ поддержания связи со своими потребителями и другими заинтересо- ¦

 

ванными сторонами. Организации следует внедрить и поддерживать

 

¦ эти процессы для обеспечения адекватного понимания потребностей ¦

 

и ожиданий заинтересованных сторон и перевода этих потребностей

 

¦ и ожиданий в требования к организации. Эти процессы включают оп- ¦

 

ределение и анализ соответствующей информации, а также активное

 

¦ вовлечение потребителей и других заинтересованных сторон. ¦

 

Примеры соответствующей информации о процессах:

 

¦ - требования потребителей или других заинтересованных ¦

 

сторон;

 

¦ - исследование рынка, в том числе данные об отраслях и ¦

 

конечном пользователе;

 

¦ - контрактные требования; ¦

 

- анализ конкурентов;

 

¦ - сравнение с лучшими достижениями; ¦

 

- процессы, подпадающие под законодательные или другие

 

¦ обязательные требования. ¦

 

Организации необходимо полностью понять требования потреби-

 

¦ телей или других заинтересованных сторон до инициирования меро- ¦

 

приятий по обеспечению соответствия этим требованиям.

 

¦ Это понимание и его воздействие должны быть взаимно приемле- ¦

 

мыми для участников.

 

L-- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --

 

7.3. Проектирование и разработка

 

7.3.1. Планирование проектирования и разработки в образовательном учреждении

 

При проектировании и разработке (составлении) учебного плана образовательное учреждение

должно сопоставить входы каждого процесса с выходами предыдущего процесса или уровнем

компетентности.

 

Высшее руководство при проектировании и разработке образовательных процессов должно

учитывать интересы обучающихся и других потребителей.

 

В процессе составления учебного плана необходимо учесть цель и продолжительность

обучения. Процедуры должны обеспечивать соответствие обучения установленным требованиям.

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

Для некоторых учебных целей необходимо калиброванное оборудование.

 

Необходимо оценивать достижения студентов и результативность образовательного

учреждения. Оценка должна включать в себя потенциальные или фактически выполненные

требования, для того чтобы определить:

 

- как обучение помогает обучающимся повысить компетентность;

 

- как могут быть удовлетворены новые требования;

 

- какие дополнительные меры необходимо предпринимать для повышения результативности

обучения;

 

- как навыки, полученные в процессе обучения, соответствуют требованиям учебного плана.

 

Информация, полученная при оценке, может быть использована при анализе процесса

обучения. Если невозможно применить экспериментальную валидацию обучения, используют анализ

равнозначного процесса.

 

Отчет об анализе требований потребителей является входными данными для разработки

процесса обучения, описания результатов оценки требований потребителя и формулировки целей

для проектирования процессов.

 

Отчет об анализе требований потребителей должен содержать информацию:

 

- о том, почему именно обучение выбрано средством повышения квалификации;

 

- о любых различиях между требуемыми и приобретенными уровнями знаний, которым

обучение должно удовлетворить;

 

- о том, как эти различия могут быть сокращены или логически обоснованы при предоставлении

образовательной услуги;

 

- об идентификации целевой группы обучающихся;

 

- об идентификации предупреждающих действий;

 

- о любых изменениях в учебной деятельности, связанных с требованиями потребителей;

 

- о соблюдении всех установленных требований безопасности и законодательных требований,

даже если это не оговорено в контракте, спецификации на обучение или учебном плане.

 

-----------------------------------------------------------------

 

¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦

 

¦ ¦

 

¦ 7.3. Проектирование и разработка ¦

 

¦ 7.3.1. Планирование проектирования и разработки ¦

 

¦ Организация должна планировать и управлять проектированием и ¦

 

¦ разработкой продукции. ¦

 

¦ В ходе планирования проектирования и разработки организация ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ должна устанавливать: ¦

 

¦ a) стадии проектирования и разработки; ¦

 

¦ b) проведение анализа, верификацию и валидацию, соответству- ¦

 

¦ ющие каждой стадии проектирования и разработки; ¦

 

¦ c) ответственность и полномочия в области проектирования и ¦

 

¦ разработки. ¦

 

¦ Организация должна управлять взаимодействием различных ¦

 

¦ групп, занятых проектированием и разработкой, с целью обеспече- ¦

 

¦ ния эффективной связи и четкого распределения ответственности. ¦

 

¦ Результаты планирования должны актуализироваться, если это ¦

 

¦ целесообразно, по ходу проектирования и разработки. ¦

 

L-----------------------------------------------------------------

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

¦ ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по

 

улучшению деятельности ¦

 

¦

 

7.3.1. Общие рекомендации ¦

 

¦ Высшему руководству следует удостовериться, что в организа-

 

ции определены, внедрены и поддерживаются в рабочем состоянии ¦

 

¦ необходимые процессы проектирования и разработки для результа-

 

тивного и эффективного реагирования на потребности и ожидания ¦

 

¦ своих потребителей и других заинтересованных сторон.

 

При проектировании и разработке продукции или процессов ру- ¦

 

¦ ководству необходимо обеспечивать способность организации учи-

 

тывать не только свою основную деятельность и свои функции, но и ¦

 

¦ все факторы, содействующие тому, чтобы характеристики продукции

 

и показатели процессов соответствовали ожиданиям потребителей и ¦

 

¦ других заинтересованных сторон. Например, организация должна

 

принимать во внимание жизненный цикл продукции, охрану труда, ¦

 

¦ возможность проведения испытаний, пригодность, простоту в ис-

 

пользовании, надежность, долговечность, эргономику, внешнюю ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ среду, утилизацию продукции, а также определенные риски.

 

Руководство также несет ответственность за принятие мер по ¦

 

¦ идентификации и уменьшению потенциального риска для пользовате-

 

лей продукции и процессов организации. Следует проводить оцени- ¦

 

¦ вание рисков, чтобы оценить возможность их появления и последст-

 

вия вероятных отказов или недостатков продукции или процессов. ¦

 

¦ Результаты оценки надо использовать для определения и осуществ-

 

ления предупреждающих действий с целью уменьшения идентифициро- ¦

 

¦ ванных рисков.

 

Примеры средств оценивания рисков проектирования и ¦

 

¦ разработки:

 

- анализ причин и последствий отказов проекта; ¦

 

¦ - анализ дерева отказов;

 

- прогноз безотказности; ¦

 

¦ - диаграммы зависимости;

 

- методы ранжирования; ¦

 

¦ - методы моделирования.

 

L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --

 

7.3.2. Входные данные для проектирования и разработки в образовательном учреждении

 

Образовательное учреждение должно идентифицировать входные данные для проектирования

и разработки (составления) учебных планов.

 

Они должны включать в себя:

 

- данные об оценке результативности учебных материалов;

 

- требования по аттестации, лицензированию или иные профессиональные требования;

 

- данные исследований о способностях обучающихся;

 

- требования к уровню компетентности преподавателей;

 

- проекты учебных курсов;

 

- уровень сложности разработки и наличие препятствий по поставленным целям.

 

-----------------------------------------------------------------

 

¦ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования ¦

 

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


 

¦ ¦

 

¦ 7.3.2. Входные данные для проектирования и разработки ¦

 

¦ Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, долж- ¦

 

¦ ны быть определены, а записи должны поддерживаться в рабочем ¦

 

¦ состоянии (4.2.4). ¦

 

¦ Входные данные должны включать: ¦

 

¦ a) функциональные и эксплуатационные требования; ¦

 

¦ b) соответствующие законодательные и другие обязательные ¦

 

¦ требования; ¦

 

¦ c) там, где это целесообразно, информацию, взятую из преды- ¦

 

¦ дущих аналогичных проектов; ¦

 

¦ d) другие требования, важные для проектирования и разработ- ¦

 

¦ ки. ¦

 

¦ Входные данные должны анализироваться на достаточность. ¦

 

¦ Требования должны быть полными, недвусмысленными и непротиворе- ¦

 

¦ чивыми. ¦

 

¦ 7.3.3. Выходные данные проектирования и разработки ¦

 

¦ Выходные данные проектирования и разработки должны быть ¦

 

¦ представлены в форме, позволяющей провести верификацию относи- ¦

 

¦ тельно входных требований к проектированию и разработке, а также ¦

 

¦ должны быть утверждены до их последующего использования. ¦

 

¦ Выходные данные проектирования и разработки должны: ¦

 

¦ a) соответствовать входным требованиям к проектированию и ¦

 

¦ разработке; ¦

 

¦ b) обеспечивать соотве



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: