Значение добровольческого движения




В сегодняшней Абхазии высоко оценивают значение поддержки, оказанной народами Северного Кавказа и казачеством Юга России, в трудный для Абхазии час. Как выразился в ходе интервью абхазский эксперт философ Олег Дамениа, «без такой мощной поддержки со стороны северокавказских народов, со стороны представителей нашей диаспоры, я затрудняюсь однозначно оценить исход этой войны. Трудно мне говорить о том, что мы смогли бы противостоять такому натиску. Речь идет не только о нашей живой военной силе, которая была значительно подкреплена Северным Кавказом. Здесь и моральная и, особенно, я хотел бы подчеркнуть, политическая составляющая этой поддержки. Я имею в виду не только тех, которые приехали сюда, воевать на абхазской стороне, но также и все народы Северокавказского региона, которые безоговорочно поддержали Абхазию. Это был чрезвычайно важный фактор. Политическое руководство России, как бы оно не оценивало события, происходившие тогда на Кавказе, не учитывать политическое настроение Северокавказского региона не могло. Это политическое настроение создали те люди, которые приехали, чтобы стать рядом с нашими воинами»12.

Столь же высоко оценивает эту помощь и абхазский историк Станислав Лакоба, отметивший, что, «когда все границы вокруг Абхазии были закрыты, и наши противники говорили, что и птичка через них не пролетит, а Шеварднадзе заявлял, что Конфедерация горских народов Кавказа - это бумажная фикция, представители Северного Кавказа шли в Абхазию всеми мыслимыми и немыслимыми путями. Они встали рядом, воевали, гибли, становились героями нашей войны» (Из интервью, взятого у Ст. Лакоба в Сухуме в сентябре 2011 г.). Ст. Лакоба подчеркивает, что начиная с 1989 г., движение кавказских народов превратилось в серьезную политическую силу. Для абхазов, особенно в первые дни войны, это была огромная морально-психологическая поддержка. «Люди шли из всех республик Кавказа через перевалы пешком, причем это были истинные добровольцы, а не наемники, как это пытались представить. За все время войны количество добровольцев в нашей армии было не более 10%, но вклад, внесенный ими в нашу победу, невозможно переоценить. Это Султан Сосналиев, Мохаммед Килба, Гамзат Ханкаров, Юсуп Сосланбеков, Мусса Шанибов, да тот же Басаев и его группа. Все они сыграли очень большую роль, это всё люди, с которыми считались. Без этого северокавказского фактора, который грузины недооценили, я думаю, нам было бы очень сложно выстоять. А абхазы оказались правы, создавая Конфедерацию, и тот факт, что накануне начала войны Сухум был провозглашен столицей Конфедерации, тоже немаловажен» 13, отмечает Ст. Лакоба.

* * *

Анализируя события, предшествовавшие войне – активизация контактов между абхазами, адыгами и другими народами Северного Кавказа, возродившееся в начале 90-х стремление к кавказскому единству, создание Конфедерации горских народов Кавказа (позже переименованной в Конфедерацию народов Кавказа) – мы получаем все больше аргументов в пользу того, что добровольцами двигала идея, а не корысть. Неслучайно многим участникам и свидетелям тех событий приходили на память времена Национально-освободительной войны в Испании 1936-1939 гг. Так, абхазский писатель Дж. Ахуба обратился с призывом к российской интеллигенции: «Вспомните подвиги... Хэмингуэя, Эренбурга и Кольцова, с пером и оружием боровшихся за свободу и независимость других народов, боровшихся с фашизмом в чужих странах!». Аналогию с испанскими событиями проводит и Анна Бройдо, в период войны работавшая в Абхазии в качестве военной журналистки. Она пишет: «...Добровольцы всегда особенно настойчиво подчеркивали бескорыстие своих действий, для них не существовало оскорбления тяжелее, чем «наемник»14.

* * *

Данная статья написана в рамках проекта международной неправительственной организации International Alert «Диалог через исследования». Статья включена в сборник «Некоторые аспекты взаимоотношений между Северным Кавказом и Абхазией»

(1) Речь идет о неоднократных массовых народных выступлениях, вспыхивавших в Абхазии в знак протеста против грузинской ассимиляционной политики.

(2) В нее в 1918 г. вошли 7 «самостоятельных штатов» – Дагестан, Чечено-Ингушетия, Осетия, Карачаево-Балкария, Кабарда, Адыгея и Абхазия. Но просуществовала Республика недолго. Возникшая на ее месте в 1920 г. Горская автономная республика, простиравшаяся лишь от Кабарды до Чечни, также оказалась нежизнеспособной: в 1924 г. она была ликвидирована (Подробнее об этом у В. Березовского и В. Червякова, в «Конфедерация горских народов Кавказа», mhtml:file://E:/3_06_HTM.mht.)

(3) Там же.

(4) Газ. «Республика», Нальчик. 22. 08. 1992.

(5) А. Крылов, Уроки грузино-абхазской войны. Роль Москвы и Тбилиси, Интернетжурнал «Новая политика», 17 мая 2005 г.

(6) О. Лукин, Чеченский фактор в грузино-абхазской войне 1992-1993 г., https://voinenet.ru/voina/istoriya-voiny/844.html

(7) Цитируется по Кушхабиев А.В. Кабардино-Балкария и грузино-абхазский вооруженный конфликт, Нальчик, 2006, № 3 стр. 344-370

(8) Подробнее об этом см. у Мяло К., Россия и последние войны ХХ века, www.patriotica.ru/actual/myalo_wars_.html

(9) Цитируется по: В. Березовский и В. Червяков, Конфедерация горских народов Кавказа, mhtml:file://E:3_06_HTM.mht

(10) С. Маркедонов, Интересы России в Абхазии и Грузии и пути их осуществления, в Аспекты грузино-абхазского конфликта, выпуск 12, Ирвайн, 2006г. стр. стр. 25 – 26.

(11) Россия – Грузия. Итоговый документ Московской встречи 3 сентября 1992 г., russia.bestpravo.ru/fed1992/data02/tex12083.htm

(12) Из интервью, взятого у О. Дамения в Сухуме в сентябре 2011 г.

(13) Из интервью, взятого у Ст. Лакоба в Сухуме в сентябре 2011 г.

(14) Бройдо А.И. Проявление этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. М. 2008, стр. 148.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: