Рыночное равновесие. Равновесная цена




 

Спрос и предложение «встречаясь» на рынке, вступают во взаимодействие друг с другом. При свободных рыночных отношениях без жесткого государственного регулирования они рано или поздно уравновесят друг друга (об этом говорил еще французский экономист XVIII в. Жан Батист Сэй). Такое состояние называется рыночным равновесием.
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой спрос равен предложению. Графически рыночное равновесие выражается точкой рыночного равновесия – точкой пересечения кривой спроса и кривой предложения. Если спрос и предложения не меняются, точка рыночного равновесия имеет тенденцию оставаться неизменной. Цена, соответствующая точке рыночного равновесия называется равновесная цена, количество товара – равновесный объем.

Равновесие цен в рыночной экономике призвано выполнять три функции:

§ Функцию исключения (санирующую), т.е. с рынка вытесняются продавцы, цены (затраты) на товары которых превышают стоимость продукции.

§ Функцию выравнивания, т.е. через цену выравниваются интересы продавца и покупателя, и цена приближается к стоимости товара (рыночная цена является мерой дефицитности товара).

§ Функцию регулирования, т.е. посредством цены рынок вытесняет товары, не соответствующие по своим затратам, качеству и другим параметрам требованиям, предъявляемым покупателями.

Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность. Количественной мерой взаимодействия этих элементов рыночных отношений является эластичность.

Эластичность - мера реакции одной величины на изменение другой. Она показывает, на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на 1%.

(3)

где:Ер - коэффициент эластичности по цене;

Q — количество товара, на который предъявлен спрос;

Р — рыночная цена товара.

Эластичный спрос - коэффициент больше единицы, т.е. величина спроса изменяется на больший процент, чем цена или доход.

Неэластичный спрос - коэффициент эластичности меньше единицы.

Спрос с единичной эластичностью - цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент.

Эластичность достаточно постоянна во времени и может быть использована для определения стратегии закупки и реализации продукции. Кроме того, при помощи этого показателя правительство разрабатывает налоговую политику (правильное применение косвенных налогов увеличивает налоговые поступления в бюджет) и методы государственного регулирования рынка.

Для выработки стратегии коммерческой деятельности большое значение имеет такой показатель, как эластичность предложения.

Эластичность предложения показывает, как производство и предложение той или иной продукции реагирует на изменение цены:

(4)

где: Е - коэффициент эластичности предложения;

S - предложение;

Р — цена.

Существуют такие виды эластичности предложения по цене как:

· абсолютно неэластичное предложение (|E|=0). Изменение цены совершенно не влияет на величину предложения. Это возможно в краткосрочном периоде;

· неэластичное предложение (0 < |E| < 1). Величина предложения изменяется в меньшей степени, чем цена. Присуще краткосрочному периоду; предложение с единичной эластичностью (|E| = 1);

· эластичное предложение (1 < |E| < ∞). Величина предложения изменяется в большей степени, чем соответствующее изменение цены. Характерно для долгосрочного периода;

· абсолютно эластичное предложение (|E| = ∞). Величина предложения изменяется бесконечно при незначительно малом изменении цены. Также характерно для долгосрочного периода.


Заключение

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения.

Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.


Список литературы

1. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.И. Балашов [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 527 c.

2. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / И.К. Ларионов [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. — 408 c. — 978-5-394-01816-9. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/11011.html

3. Основы экономической теории [Электронный ресурс]: учебник / В.Л. Клюня [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2008. — 238 c. Микроэкономика [Электронный ресурс]: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, 2012. — 272 c. Мухамедиев Б.М. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебник / Б.М. Мухамедиев. — Электрон.текстовые данные. — Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2014. — 312 c.

4. Нуралиев С.У. Экономика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. — Электрон.текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. — 431 c.

5. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2. Мезоэкономика [Электронный ресурс]: учебник / Г.П. Журавлева [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. — 936 c.

6. Шаркова А.В. Экономика отраслей [Электронный ресурс]: практикум для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профили «Финансы и кредит», «Корпоративные финансы», «Государственные и муниципальные финансы») / А.В. Шаркова, Д.В. Швандар, Л.Г. Ахметшина. — Электрон.текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. — 76 c.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: