I. Особенности толкования понятия «средний бизнес».




Проблемы среднего бизнеса

и способы их решения в г. Рыбинске.

 

 

Работу выполнил

Ученик 11 “А” класса МОУ СОШ № 43

Бойцов Александр Сергеевич.

Научный руководитель -

заместитель директора МОУ СОШ № 43,

учитель экономики

Круглова Лариса Анатольевна.

 

 

Рыбинск 2006


Содержание:

 

1. Введение……………………………………………………………………………….3

2. Особенности толкования понятия «средний бизнес»………………………………4 Основные проблемы среднего бизнеса и их отличия от проблем малого……….5

3. Исследование: нахождение решения проблемы квалификации кадров………….10

4. Заключение…………………………………………………………………….……..12

Введение:

Уже в течение 5 лет одной из самых актуальных задач экономики является развитие малого и среднего бизнеса. Этим вопросом занимаются власти различного уровня, от государственного до городского. В развитых странах средний бизнес занимает важную часть в экономике страны и видна выгода развития средних предприятий. На сегодняшний день в России средний бизнес занимает очень небольшую часть ВВП, но он имеет неплохие перспективы развития; остается лишь использовать его потенциал, поэтому изучение и решение проблем среднего бизнеса является актуальной задачей.

Литературный обзор:

В ходе своей работы я обращался к нескольким изданиям, на материалы которых я опирался в своей работе. В начале мне было необходимо понять, что представляет собой средний бизнес и какую роль он играет в экономической и социальной жизни государства. Я выяснил, что в развитых странах среднему бизнесу уделяется большое внимание, и основой экономики у них является малый и средний бизнес, тогда как у нас огромную часть занимает крупный. Но у крупных предприятий есть ряд минусов. В настоящее время спрос на любой вид продукции находиться в динамике и постоянно изменяется, и в этом случае крупное предприятие не имеет такого уровня мобильности, чтобы вовремя реагировать на эти изменения. В нашей стране малый и средний бизнес развиваются лишь с 90-х годов и в общем-то находятся на стадии формирования.

 

Цель работы: выявление проблем среднего бизнеса в городе Рыбинске и нахождение путей их решения.

Задачи:

1) выявить особенности толкования понятия «средний бизнес»;

2) проанализировать основные проблемы среднего бизнеса и их отличия от проблем малого;

3) проанализировать состояние и особенности среднего бизнеса в г. Рыбинске;

4) исследовать экономическое состояние относительно острых проблем, стоящих перед средним бизнесом в Рыбинске.

Методы исследования:

1) использование законов теории вероятности математической статистики;

2) математическая обработка статистических данных;

3) опрос предприятий, метод формирования выборки – опрос проводился среди предприятий разных отраслей, из наиболее устойчивых предприятий.

 

I. Особенности толкования понятия «средний бизнес».

Если сравнить определение среднего бизнеса в России и в развитых странах, то можно заметить, что наше понимание не сходится с пониманием зарубежных стран. На сегодняшний день точного и законодательно закрепленного определения среднего бизнеса не существует, поэтому есть множество примерно схожих параметров, определяющих предприятие как среднее. При объединении этих мнений можно выделить общие параметры – оборот от 15 до 100 млн. руб. и штатом 50-200 чел, тогда как в экономически развитых странах эти параметры составляют оборот 20-250 млн. евро и штатом 100-500 чел. То есть можно сказать, что наш средний бизнес находится на нижней границе определения среднего бизнеса зарубежных стран.

 

Эксперты несколько по-разному классифицируют предприятия среднего бизнеса. По мнению одних, это компании с годовым оборотом 10-15 млн. долл. и числом сотрудников от нескольких сотен человек, другие считают, что условная граница между мелким и средним бизнесом все-таки ниже, и относят к предприятиям среднего бизнеса компании с оборотом от 3 млн. долл. и штатом свыше 60-70 человек. Если брать за точку отсчета эту нижнюю границу, то только в московском регионе насчитывается порядка 30 тыс. подобных компаний. А доля среднего бизнеса в целом по стране (если опять же считать от минимальной границы) – 20-25%. В городе Рыбинске ситуация по этому вопросу еще более неопределенная. В отделе по налогам и сборам разделение на малый и средний бизнес идет лишь по виду выплачиваемого налога. Если предприятие платит упрощенный вид налога, то оно считается малым, а если вмененный налог – средним. В статистическом же отделе разделение схоже с остальными. Таким образом, количество средних предприятий, по мнению налоговой службы, отлично от количества предприятий, подходящих под параметры, приведенные выше.

Уровень оценки Денежный оборот Штат
Развитые страны 20-250 млн. долларов 100-500 чел.
Россия 15-100 млн. руб. 50-200 чел.
г. Рыбинск 15-100 млн. руб. 50-200 чел.
Налоговая служба г. Рыбинска Не учитывается Не учитывается

II. Основные проблемы среднего бизнеса и их отличия от проблем малого.

Мною был проведен опрос средних предприятий г. Рыбинска. В городе насчитывается 111 средних предприятий. Разделив их по отраслям, в которых они работают, я попытался включить в опрос предприятия из каждой отрасли и таким образом получить более достоверную картину состояния.

Осуществляя выбор, я опирался на предприятия более устойчивые. Таким образом, мною были выбраны 46 наиболее приемлемых объектов. Из них я опросил 27. Объем опрошенных предприятий составил 59%, что приемлемо для проведения исследования.

 

Уже в течение 6 лет в России существует множество программ по поддержке малого и среднего бизнеса различного уровня, от государственного до городского. Они способствуют общему бизнес-развитию страны, хотя малый и средний бизнес различаются и требуют отдельного подхода. Малый бизнес - бизнес со штатом до 50 человек и оборотом до 15 млн. рублей. Основная проблема этих программ именно в том, что они направлены на «малый и средний бизнес», то есть на них вместе и даже в большей степени - на малый (льготы при создании бизнеса, понижение налоговых ставок).

 

Проблемы Малый бизнес Средний бизнес
Управленческие проблемы Не ощущается, так как небольшой штат сотрудников. Необходимость менеджментных преобразований.
Квалификация кадров Есть, но решить эту проблему гораздо легче, чем в среднем. Одна из основных проблем среднего бизнеса
Оборотные средства Проблема, так как малый бизнес не привлекателен для инвесторов ввиду своей неустойчивости. Проблема, в неразвитости среднего бизнеса. Инвесторам более привлекателен крупный бизнес, так как отдача от крупных предприятий возвращается быстрее.
Информация Недостаток информации Недостаток информации
Маркетинг Неощутима, так как объемы продукции не так велики. Потребность в разработке маркетинговой стратегии и исследованиях.
Стабильность Нестабилен Стабилен

 

Из этой таблицы можно сделать вывод, что проблемы малого и среднего бизнеса различны, и решать их одними и теми же мерами нельзя.

При опросе многие руководители предприятий говорили, что не ощущают особой поддержки от государства. Для получения льгот и помощи от государства предприятию требуется составить программу и доказать ее важность (развитие бизнеса и социальная значимость). Далее этот запрос рассматривается наряду со многими другими, но из всех удовлетворяется лишь несколько. Получается, что помощь оказывается лишь нескольким. Из программ, направленных именно на средний бизнес и помогающих в решении его проблем, видно, насколько он необходим.

 

Итак, попытаемся, проанализировав анкету, понять общее состояние среднего бизнеса в г.Рыбинске. Вопросы в анкете можно разделить на несколько групп:

 

Управление предприятием.

Большинство руководителей утверждает, что управленческими вопросами они занимаются лично. Однако в предприятии со штатом более 100 чел. (среднее предприятие) управление персоналом становится затруднительным, если этим занимается лично глава предприятия. 14 из 27 опрошенных глав предприятий отметили эту проблему – 51%. Остальные 49% утверждают, что сами справляются и не видят здесь особой проблемы.

 

 

Следующий вопрос, связанный с управлением предприятием, – это недоверие руководителей предприятий к менеджерам среднего звена. Данная проблема разбивается на два направления: недоверие компетентностное и личное, психологическое (боязнь предательства, воровства)

 

· Трудовые ресурсы

100% руководителей выделило проблему нехватки квалифицированных кадров

 

· Оборотные средства

- Руководители предприятий выделяют в первую очередь потребность в инвестициях. В наше время, когда устаревание технологий идет с большой скоростью, вопросам качества продукта выставляется больше требований, поэтому необходима системная смена технологического оборудования, которую можно осуществить с помощью привлечения инвестиций. Ряд промышленных предприятий проводит модернизацию и реконструкцию цехов и оборудования: ОАО «Рыбинский завод приборостроения» - реконструкцию котельной, механического и сборочного производств для выпуска новых изделий; ОАО «Завод гидромеханизации»- восстановление 2-ой сталелитейной печи, модернизацию, реконструкцию основного производства, ОАО «Техническая бумага»- модернизацию картоноделательной машины КДМ-2; обновление оборудования, капремонт производственных корпусов, ООО «Рыбинскэлектрокабель» - замену морально устаревшего оборудования, установку новой линии по производству кабеля, ООО «Рыбинском УПП ВОС»- изготовление оснастки для литья. На данный момент основным источником инвестиций остаются внутренние инвестиции, то есть процент с прибыли предприятия. Так 78% руководителей определяют привлечение инвестиций как проблему, соответственно, остальные 22% утверждают, что им хватает инвестиций с прибыли предприятия.

 

 

- Кредит. 100% опрошенных сказали, что кредитные ставки на кредиты неприемлемы и кредиты используются лишь в крайнем случае и в небольших объемах.

 

 

· Гражданский маркетинг

Совсем недавно появилась проблема неэффективности традиционной рекламы, и предприятия нуждаются в правильной и современной маркетинговой политике. Также среди средних предприятий г. Рыбинска существует несколько предприятий, работающих в военной промышленности (например, ОАО «Судостроительный завод «Вымпел», ОКБ «Луч»), поэтому их основным заказчиком является государство(90% оборота), и именно гражданский маркетинг у них находится в сложном состоянии. 44% руководителей уже столкнулись с этой проблемой.

 

 

· Обеспеченность информацией

У каждого предприятия существуют поставщики и клиенты. Находят их, используя определенные базы данных, в которых заложена информация о множестве предприятий. Руководители выделяют две проблемы – это сложность нахождения таких баз и их неупорядоченность. 96% опрошенных считают, что информацией они полностью не обеспечены. Специальных служб на предприятии, которые занимались бы мониторингом данного вопроса в полном объеме, не существует.

 

· Налогообложение.

По этому вопросу все 100% руководителей отметили проблемность вопроса.

Самая известная проблема среднего бизнеса, которая актуальна для любого предпринимателя, – это высокий уровень налоговых ставок. Также в дополнение к этому можно добавить сложность, рутинность и нестабильность налогового законодательства. Все это вместе перерастает в одну из самых больших и сложно решаемых проблем бизнеса.

Сейчас в малом бизнесе существует тенденция ухода от уплаты налогов путем выдачи заработной платы предпринимателями в конверте. Это приводит к уменьшению выплачиваемых налогов и, соответственно, общих поступлений в бюджет. Таким образом за счет повышения финансового риска в бизнесе (опасность, что рабочий заявит об этом в налоговую, долгий и неудобный вид выдачи з/п.)решается проблема поступлений необходимых свободных средств.

На среднем предприятии работает достаточно большое количество человек, что увеличивает во много порядков риск раскрытия этого экономического преступления.

 

 

По итогам опроса были выделены самые актуальные проблемы предприятий на сегодняшний день:

1. Нехватка квалифицированных кадров(100%);

Все руководители одной из первых выделяли эту проблему. В настоящее время производство поставлено на высокотехнологичном оборудовании, и для работы с ним требуется не только высшее образование, но и накопленный опыт.

 

2. Неполная и неупорядоченная информация(96%);

Второй по актуальности руководители выделяют проблему информации. У предприятий должна существовать база данных, в которой они бы могли найти потенциальных поставщиков или клиентов. Но я выяснил, что на сегодняшний день большинство баз данных составлены самими предприятиями, а значит, что эти базы неполные. В настоящее время существуют базы данных, предоставляемые государством, но они отличаются неупорядоченностью и неполнотой информации.

 

3. Нехватка оборотных средств(78%);

С проблемой привлечения инвестиций сталкиваются все предприниматели всех уровней, от мелкого до среднего. По результатам опроса большинство инвестиций в производство идут с прибыли предприятия и, соответственно, имеют небольшие размеры.

4. Высокая налоговая нагрузка.

5. Проблема внедрения менеджмента в управление предприятием.

6. Нестабильность законодательства.

7. Проблемы, связанные с маркетинговыми исследованиями и продвижением товара на рынок в гражданском секторе

Сегодня рынок практически полностью поделен, в том числе и на уровне среднего бизнеса; участники рынка заполнили весь рыночный объем и «мягко соприкоснулись краями, упершись друг в друга». Этим компаниям уже некуда расти, и им надо либо повышать эффективность бизнеса, структурироваться и оптимизировать издержки, либо выходить на какие-то новые рынки и ниши, которых они пока не видят.

В связи с этим выделяется общая проблема консалтинга предприятий, которая актуальна не только в России. В нашей стране в отличие от стран с развитой рыночной экономикой эта проблема пока не так значима из-за недостаточно высокой степени конкурентности. Сегодня рынок консалтинговых услуг разного уровня находится в стадии формирования.

 

8. Необходимость предприятия в оптимизации рабочего персонала.

Основная проблема, с которой сталкиваются руководители, – это вопрос, как добиться большей ответственности от своих помощников и от персонала в целом. Чаще всего приходится наблюдать, что компанию тащат на себе один, два или несколько человек. Это похоже на перевернутую пирамиду или на то, как «атлеты, держат небо на каменных плечах»..

 

9. Слабая конкурентоспособность на внешнем рынке.

Как мы уже говорили выше, наши средние предприятия не считаются средними предприятиями на западе, поэтому наши не могут конкурировать по качеству и объему с более сильными и развитыми иностранными предприятиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: