Это не просто иносказательный пример. Чувство любви между мужчиной и женщиной можно считать предварительным условием для любви к Б-гу. "Раби Ицхак из Акко писал:...тот, кто ни разу не желал женщину, подобен ослу и даже хуже того. Дело в том, что через это чувство он учится служить Б-гу". Когда Б-г разговаривал с Моше, Его голос доносился из пространства между крувами на крышке Ковчега Завета (крувы или херувимы - крылатые существа из золота, простиравшие крылья навстречу друг другу; в них было сосредоточено Б-жественное присутствие), и эти крувы служили также символом близких отношений между мужем и женой (Вавилонский Талмуд, трактат Йома). Более того, сами эти отношения подобны крувам, посредством которых Б-жественное присутствие соединяется с человеком.
Рамбан объясняет "Человек - это тайна мудрости, женщина - тайна понимания, а их союз в чистоте - это тайна глубокого знания (даат)... и если ты понимаешь тайну крувов и голос, который слышен из пространства между ними, то поймешь, что имели в виду наши Мудрецы, когда говорили: "Когда мужчина соединяется с женой в святости, между ними пребывает Шехина (Б-жественное присутствие)... [но если ими руководит простое вожделение], то Шехина покидает их. С ними остается лишь огонь".
Отсюда мы можем понять, что тесное соединение двух людей необходимо для привлечения Б-жественного присутствия в наш мир.
Партнеры в Творении
Рамбан не останавливается на этом. Он объясняет далее, что благодаря брачным узам муж и жена становятся настоящими партнерами Творца.
"На эту тайну нам указывали, говоря, что трое участвуют в сотворении человека: его отец, мать и над ними Пресвятой, да будет Он благословен... Отсюда следует, что если союз мужа с женой правилен, то этот союз -тайна строительства мира и его заселения, а сам человек становится партнером Б-га в акте творения".
|
Мне кажется, что цель того партнерства, о котором говорит Рамбан, не обязательно состоит в зачатии ребенка; ибо с биологической точки зрения не так уж важно, был ли зачат ребенок "в святости" и "правильно". Здесь скрывается более глубокая мысль: отец и мать становятся партнерами Б-га в восстановлении единства между мужчиной и женщиной, которое существовало во время их сотворения. Мудрецы сообщают, что Адам и Хава были созданы "с двойным лицом". Они были одним телом с двумя лицами и только позже разделились надвое. По всей видимости, Рамбан имеет ввиду, что когда мужчина живет с женой и льнет к ней так, что они становятся одной плотью и каждый из них чувствует себя частью единого организма, то они возвращают тем самым акт Творения к его первоначальному состоянию. Подобное единение происходит, конечно, лишь в том случае, если они действительно стремятся к слиянию или, по крайней мере, хотят доставить удовольствие друг другу. Муж и жена начинают понимать друг друга; их совместная жизнь приобретает гармонию. Без этого эмоционального фактора их союз "неправилен" и, по мнению наших мудрецов, сравним с проституцией. Стремление мужа и жены к постоянному и полному контакту трансформирует брачные отношения в партнерство на уровне Творения.
Тем же смыслом наполнены и слова мудрецов о том, что сотворение человека завершается лишь после его женитьбы. Они объясняют фразу из книги Берешит (5:2) "мужчину и женщину сотворил их... и нарек им имя человек" так:
|
- означает: "всякий человек, не имеющий жену, - не человек". Сотворение человека завершается лишь после вступления его в союз с женой.
Мы уже говорили, что тот же самый йецер, который позволяет человеку стать партнером Б-га, при других условиях губит людей и даже целые общества. Во времена Ноаха этот йецер привел к гибели все человечество, "ибо извратила всякая плоть путь свой на земле" (Берешит, 6:12).
Вершины святости, т.е. открытия Б-жественного присутствия, можно добиться лишь при условии, что йецер будет действовать в нужном направлении, по законам Торы. И наоборот, если его не обуздать и не подчинить определенным правилам, он ввергнет мир в бездну, поставит на грань разрушения.
Сама святость
Брачный союз важен не только тем, что супруги производят на свет детей и заботятся друг о друге, но и как средство достижения святости. Эта мысль содержится в словах наших мудрецов, когда они разъясняют в мидраше Танхума, почему умывальник в Скинии Завета, используемый священнослужителями для ритуальных омовений, был сделан из женских зеркалец. У еврейских женщин были зеркальца, перед которыми они наряжались, но они, не колеблясь, отдали их на постройку Скинии. Моше не хотел вначале брать эти зеркальца, потому что они усиливали влечение к плохому. Но Б-г сказал ему: "Прими их, ибо они дороги Мне больше всего остального". Потому что благодаря им женщины произвели на свет много душ в Египте. Когда их мужья возвращались домой, измотанные тяжким трудом, те подавали им еду и питье, затем брали свои зеркальца и, глядя в зеркальце, обращались к мужу с нежными словами, говоря: "Я красивее, чем ты". Таким образом они пробуждали желание в мужьях и соединялись с ними, вынашивали и рожали детей, как сказано: "Под яблоней я возбудила тебя". И сказано также: "Зеркала воинств". Из них был изготовлен умывальник, которым священники освящали себя.
|
Почему эти зеркальца так подходили для освящения? Мидраш, видимо, хочет сообщить нам, что женщины не просто стремились рожать детей. Приближая к себе мужей, они совершали нечто важное, духовное, относящееся к высшей цели Творения.
Не случайно автор книги "Шела" наставляет читателя: "Знай, сын мой, что нет ничего более святого, чем святость брачных отношений, если они совершаются в чистоте".
Еще один намек на сравнение брачных отношений и Скинии мы находим в Галахе. В период менструации женщине запретно вступать в Скинию и есть жертвоприношения, а также вступать в половую связь с мужем, пока она не совершит погружение в микву. Таким образом Галаха заносит брачные отношения в одну категорию с пребыванием в Скинии и едой жертвоприношений, что также свидетельствует о святости брака.
По подобию Б-га
В предыдущих рассуждениях большое (иногда почти чрезмерное) внимание уделялось слиянию мужа и жены в одну плоть. Но если взаимная привязанность супругов так важна, стоит рассмотреть ее под другим углом, который, кстати, поможет нам различить те основы, на которых покоится мир.
Обсуждая любовь к ближнему и ее центральную роль в иудаизме, мы привели талмудическое высказывание, которое разъясняет эту концепцию. В том отрывке любовь мужа и жены изображается как прототип любви к ближнему. Давайте ненадолго вернемся к этому высказыванию, чтобы извлечь из него важный урок для укрепления любви в браке.
Объясняя, почему нельзя мстить и таить зло на человека, Гемара приводит такой пример. Человек резал мясо и нечаянно порезал себе руку. Разве он ударит с досады другую руку, которая держала нож? Мысль ясна. Мы должны считать братьями всех евреев; они - наши партнеры в важной миссии; мы все - части единого организма. Левая рука не сердится на правую за ошибки; точно так же мы не должны сердиться на других евреев, когда они причиняют нам боль. Далее в Гемаре сказано: "И люби ближнего своего, как самого себя". Сказал раби Акива: "Это великий принцип Торы". Сказал Бен-Азай: 'Вот родословная книга человека' - еще более великий принцип".
В комментарии к "Цион Иерушалим" объясняется, что Бен-Азай имел в виду весь стих из Пятикнижия (Берешит, 5:1, 2): "Вот родословная книга человека: когда Б-г сотворил человека, по подобию Б-га Он его создал. Мужчину и женщину сотворил их".
Здесь дважды употребляется имя Б-га Элоким, которое характеризует Его как Единого Б-га, несмотря на Его многогранные проявления. Он любит единство и поэтому сотворил человека по Своему образу - как единое целое - и лишь потом разделил его. Б-г увидел, что нехорошо человеку быть одиноким и разделил его надвое: на мужа и жену. Эта пара родила детей, и в результате появилось множество людей. Подобно тому, как Имя Б-га Элоким демонстрирует Б-жественное единство, несмотря на Его многогранные проявления, точно так же Б-г хочет, чтобы человечество снова объединилось вопреки различиям между людьми. Таково значение слов "по Его образу": это способность достигать внутреннего единства, несмотря на внешнее многообразие. Поскольку физическое воссоединение невозможно, этого единства можно достигнуть только путем сплочения на основе эмоционально-духовной гармонии.
И поскольку дробление началось с отделения женщины от мужчины, воссоединение начнется тоже с них: путем укрепления их союза. Этот союз станет провозвестником объединения всего человечества, начальной точкой реализации Б-жественного образа в человеке.
В предыдущей лекции говорилось, что неженатый первосвященник не мог вести храмовую службу в Йом-Кипур, потому что брак - одна из составляющих человеческого совершенства. Теперь нам ясно, почему Галаха (Вавилонский Талмуд, трактат Йома) требует от первосвященника, чтобы он был женат только на одной женщине. На основе комментария в книге "Цион Иерушалаим" можно сказать, что полигамия - это потенциальное препятствие к достижению полного единства мужа и жены, в чем как раз и заключалась цель сотворения человека.
С помощью той же концепции можно объяснить, почему милосердие и любовь к ближнему занимают центральное место в Торе. Их особая роль ярко проявилась в ответе Гилеля нееврею, пожелавшему изучить всю Тору, стоя на одной ноге: "Не делай другому того, что ненавистно тебе, - в этом вся Тора. Остальное комментарии" (трактат Шабат). Таким образом, милосердие - это одна из основ мира, о чем уже говорилось в настоящей книге.
Скромность
Нам осталось выяснить еще один момент. Если Тора осуждает чувство вины и пренебрежение в отношениях между мужем и женой, как мы выяснили в предыдущей лекции, то почему она столь настойчиво подчеркивает необходимость скромного поведения в этой сфере, требуя, к примеру, скрывать близость от посторонних и вступать в нее только в темном помещении? Ведь такая осторожность может породить чувство вины, неловкости. И наконец, если это дело такое святое, то почему мы должны "стесняться" его?
На самом деле, суть проблемы в стремлении к святости. Именно святость требует скромности. Чем чище химическое вещество, тем тщательнее оберегают его от примесей. То же самое и здесь: чем больше святости в том или ином явлении, тем чувствительнее оно реагирует на духовную нечистоту, тем больше страдает от него. За примерами можно обратиться к Галахе. Есть разные степени нечистоты. Ее первичный источник называется ав гатума. Все, что оскверняется им, относится к первому уровню нечистоты. Затем идет второй уровень нечистоты и т.д. Обычная еда становится оскверненной при контакте с первым уровнем нечистоты. Десятина священников, трума, становится нечистой на первом и втором уровнях нечистоты. Освященная еда (кодашим) оскверняется также при контакте с третьим уровнем и т.д.
Отсюда мы можем понять, почему столь возвышенная сфера, как брачные отношения, проявляет повышенную чувствительность к нечистоте. Одной грязной мысли, одной позы достаточно, чтобы осквернить их святую сущность. Нельзя легко относиться к мыслям и идеалам; ведь именно они проводят разграничительную линию между человеком и животным. Более того, само развитие человечества и исторический процесс во многом, если не целиком, подчинены идеалам.
Скромность - лучший гарант от осквернения святости брака. В интимных отношениях есть множество тонких, деликатных и в то же время смутно неуловимых элементов, которые нуждаются в защите от искажений. Вот почему физические аспекты надо облекать в "непрозрачную" оболочку, чтобы не нарушить духовное переживание. Преувеличенное внимание к внешней стороне близости может повредить духовное ядро.
Еще одно объяснение содержится в трудах Яавеца по вопросам интимных отношений между мужем и женой.
"Во всем многообразии человеческой деятельности мы не найдем ничего подобного. Когда она (интимная связь) совершается с чистыми намерениями и с ясными, незамутненными мыслями, она, конечно, свята... человек становится партнером своего Творца и уподобляется Ему в Творении... Из-за столь большой важности этих действий... они нуждаются в предельной скромности, чтобы не стать жертвой "дурного глаза", как случилось с нашим первым праотцем... поэтому все его потомки были вынуждены проявлять крайнюю осторожность, вести себя с особой скромностью."
Что же это за "дурной глаз", из-за которого мы должны вести себя с особой скромностью? Суть его в том, что другие могут видеть наше счастье и знать о нем. Мы снова видим, что внимание к внешним факторам, в данном случае к потенциальным наблюдателям, может нарушить полноту самого переживания.
Ради целостности самого акта необходимо пренебречь лишь той мерой скромности, которая не дает ощутить глубину единения. В Вавилонском Талмуде (трактат Ктубот) говорится: "Если кто-то настаивает: он в одежде и она в одежде [во время соединения], от него можно потребовать развода и оплаты по ктубе (брачному контракту)". Если муж мешает чувству полного слияния, он пренебрегает своими обязанностями. То же самое относится и к жене, которая так поступает. Супруги должны помнить, что, как ни важна скромность, самое главное - их полное единение.