Чтобы понять последствия напрасной стимуляции влечения, давайте вначале рассмотрим мнение психологов. Торможение влечения происходит, главным образом, после того, как происходит возбуждение, и оно не реализуется. Именно от этой опасности Тора пытается защитить нас.
Она предостерегает нас от неудовлетворенной стимуляции двумя путями.
Первый путь. Тора заповедует нам: "Не приближайтесь к запрещенной женщине" (Ваикра, 18:6).
В этом предостережении высказан запрет на любое сближение, которое может привести к запретным интимным отношениям. В книге "Сефер гахинух" сказано: "Мы не должны искать удовлетворения ни в одной из запрещенных связей, будь то с близкими родственниками или замужними женщинами, даже при отсутствии прямого полового акта, как сказано: "Не приближайтесь, чтобы открыть наготу"... Тем самым запрещено всякое интимное действие, которое ведет человека к аморальности. (Здесь имеется в виду чувственное прикосновение, вызывающее вожделение.)
Рамбам пишет, что нельзя даже просто ради удовольствия смотреть на женщин, запрещенных нам Торой (даже если такое нарушение не влечет за собой карет - отсечение души).
Изучая эту мицву, мы видим, что она служит "оградой" для защиты от более тяжкого прегрешения. Мудрецы учат нас: "Какую ограду поставила Тора, чтобы защитить свои слова? - Записано: "Не приближайся к женщине во время ее менструальной нечистоты". Здесь требуется разъяснение. Тора, как правило, выносит только абсолютные запреты, а установку различных оград и барьеров оставляет на усмотрение мудрецов. Если же Тора сама ставит ограды вокруг закона о запрещенных отношениях, это должно означать, что "приближение" к запрещенным отношениям с вожделенным настроем приносит абсолютный вред, независимо от последствий. Такая близость возбуждает влечение (если оно не было подавлено раньше), в результате чего неизбежен один из двух видов ущерба - либо мужчина сдерживает себя, тормозит свое влечение, либо уступает вожделению и тем самым губит свою душу. В любом варианте совершается зло. Таким образом, этот вид близости абсолютно губителен. Поэтому сама Тора устанавливает для нас "ограду". Второй путь. Половое влечение можно пробудить не только прямым физическим контактом. Если только смотреть на женщину, это тоже сильно возбуждает: "Лучше зримое глазами, чем то, к чему влечет душа". По мнению современных психологов, мощным средством возбуждения является и воображение. Эти два средства также категорически запрещены Торой. Мудрецы говорят, что фраза "Берегись всего дурного" (Дварим, 23:10).. означает, "что человек не должен смотреть на [чужую] женщину" и что "нельзя предаваться распутным мыслям в течение дня и подходить к нечистоте ночью". Глубоко постигнув суть проблемы, они объясняют, что "мысли о грехе хуже греха, и знак этого - запах мяса". (Неужели физиолог И.П.Павлов опирался на Талмуд? Проводя свои знаменитые эксперименты с подавлением рефлексов, он давал собакам нюхать мясо, стимулируя у них выделение пищеварительных соков, и затем, не оправдывая их ожидания, подавлял рефлекс.) Таким образом, стимуляция ведет в лучшем случае к разочарованию и торможению, нанося вред здоровому функционированию полового влечения, а в худшем случае - к гораздо более тяжелым последствиям. Именно теперь, когда нас со всех сторон одолевают соблазны, требуется особая бдительность, чтобы избежать срыва. В эту категорию входят книги, газеты и другие средства массовой информации, а также люди, которых мы встречаем на улице и на работе. Если мы будем всегда помнить о подстерегающих нас опасностях, как психологических, так и моральных, то несомненно сумеем преодолеть соблазны.
|
|
Некоторые считают, что недостаток возбудителей подрывает половое влечение и снижает потенцию. Это неверно. Талмуд учит, что воздержание, наоборот, полезно: "У человека маленький орган. Насыщаешь его -он голодает. Моришь его голодом - и он насыщается" (трактат Сука). Подлинный вред приносит, в первую очередь, возбуждение с последующим разочарованием. Тора пытается защитить нас от этой опасности с помощью заповедей, которые мы только что обсудили.
Другим средством защиты от такого возбуждения является скромность, которую должны проявлять, в первую очередь, женщины. Женщина должна помнить о том, что ее вид легко возбуждает мужчину. Поэтому ее обязанностью является не давать повода для подобного возбуждения; в противном случае она нарушает запрет Торы, сформулированный в указании: "Перед слепым не ставь преграды" (Ваикра, 19:14).
Великий амора (мудрец периода составления Талмуда) раби Йоханан говорил, что научился бояться греха у одной девушки. Он подслушал ее молитву: она просила Всевышнего не делать ее причиной грехопадения мужчины (трактат Сота).
Особые требования в части скромности предъявляются к замужней женщине. Она должна наряжаться и украшать себя, чтобы нравиться своему мужу. (В специальном постановлении Эзры предусмотрено обеспечивать женщин запасом косметики именно для этой цели.) Но привлекать она должна только мужа. Вне дома ей надо скрывать свою красоту и обаяние.