Американские реалии подтверждают тот факт, что финансовый сектор
самостоятельно не может выступить локомотивом роста для экономики.
Последовательно использующиеся разновидности политики количественного
смягчения (так называемые QE1 и QE2) не привели к заметному оживлению
экономики США. Действия ФРС способствовали интенсивному восстановлению финансовых рынков, но никак не стимулированию роста экономики. Глава ФРС Б. Бернанке фактически признал тщетность усилий только одного центрального банка в оживлении экономики.
В случае с Россией тот же результат был получен быстрее и с меньшими затратами (по крайней мере в абсолютном выражении: в процентах ВВП средства, направленные на стабилизацию банковского сектора, были значительными – свыше 10% ВВП). Расширение государственного финансирования реального сектора (в виде ряда инфраструктурных проектов, поддержки автопроизводителей и других мер) несколько оживило промышленное производство, но имело краткосрочное воздействие. Усилия Центрального банка в виде расширения рефинансирования и предоставления беззалоговых кредитов позволили нормализовать ситуацию в банковском секторе, однако не привели к заметному росту кредитования предприятий. В итоге ЦБ РФ сосредоточился на борьбе с инфляцией, последовательно сокращая в 2011 г. денежное предложение. После значительного сжатия денежного предложения в первые пять месяцев года в летние месяцы сокращение широкой денежной базы
продолжилось, добавив по итогам июля еще 120 млрд. руб. Предварительные
оценки ЦСИ ИЭП августовской динамики показывают, что картина принципиально не изменилась: общее уменьшение денежного предложения за восемь месяцев превысило 1 трлн. руб., или 12.5%. Такая ситуация для российской денежной сферы является уникальной. Не считая 2009 г. (когда состояние денежной сферы во многом определялось бегством от рубля в начале года), по меньшей мере к концу лета денежная база возвращалась к значениям начала года. К примеру, кризис ликвидности в банковском секторе в 2004 г. был спровоцирован на фоне всего лишь нулевого прироста денежной базы за первое полугодие(!).
|
Тем не менее в нынешнем году сокращение денежной базы не оказывает угнетающего воздействия на банковскую деятельность, которая понемногу нормализуется. Сокращение безналичных компонентов денежной базы происходит за счет накопленных банками избыточных резервов, которые перераспределяются на другие направления активных операций банковского сектора. При этом к концу июля отношение резервных активов банков (размещенных в Банке России) как к клиентским счетам и депозитам, так и к совокупным активам упало ниже предкризисных уровней лета 2008 года. Денежный мультипликатор на 1 августа также достиг рекордного значения в 2.9.
Динамика широкой денежной базы за год, в %
Главным фактором такой мощной стерилизации денежного предложения стал бюджет: с начала года увеличение остатков на счетах бюджетов всех уровней в Банке России составило 2.2 трлн. руб. (47% от объема на начало года), или более четверти от объема денежной базы по состоянию на 01.01.2011. Причина – сохранение вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры профицита бюджета. За первые семь месяцев 2011 г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 723 млрд. руб., а консолидированный бюджет в первом полугодии 2011 г. – с профицитом в 1.7 трлн. руб.
|
О значительном объеме свободных бюджетных ресурсов говорит и величина
средств Минфина, размещенных на краткосрочных депозитах в коммерческих банках – на 1 сентября их объем составил 649 млрд. руб., что сопоставимо с размером бюджетной поддержки банковского сектора кризисной осенью 2008 г. (тогда максимальный объем краткосрочных депозитов Минфина в банках достигал 870 млрд. руб., а в прошлом году максимальный остаток таких депозитов не превышал 150 млрд. руб.). Накопление же избыточных ресурсов на счетах правительства связано со следующей коллизией. Минфин, согласно прежним проектировкам и несмотря на рост доходов благодаря улучшению внешнеэкономической конъюнктуры, продолжает наращивать внутренний долг: всего с января по июль 2011 г. внутренний госдолг в ценных бумагах увеличился на 753 млрд. руб. при годовом плане в 1.2 трлн. руб. Значительная часть новых эмиссий государственных ценных бумаг выкупается коммерческими банками,которые за первые семь месяцев года нарастили портфель рублевых долговых обязательств федерального правительства на 405 млрд. руб., что сопоставимо с величиной средств, размещенных на депозитах Минфина в банках.