МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФГБОУ ВПО «ИГУ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования
Утверждаю Директор _________________А.В. Семиров «03» июля 2015 г. |
Рабочая программа дисциплины
Наименование дисциплины Б3.В.ДВ.11.1 Работа в комплексе «ДОУ - школа»: технологии преемственности в образовании
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) подготовки Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр
Форма обучения: очная
Иркутск 2015 г.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Работа в комплексе «ДОУ-школа»: технологии преемственности в образовании» является: совершенствование профессионально-педагогического мышления студентов в аспекте преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Задачи дисциплины:
1. Формировать знания о сущности преемственности, основных видах преемственности в образовании и осуществлении преемственных связей между разными образовательными звеньями в комплексе «ДОУ-школа».
2. Создавать условия актуализации нового педагогического мышления на основе расширения кругозора студента в области особенностей организации и управления педагогическим процессом в комплексе «ДОУ-школа».
3. Готовить студентов к осуществлению профессиональной деятельности в сфере непрерывного образования.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: Теории обучения и воспитания, Психология развития, Образовательные программы для детей дошкольного возраста и др.
Дисциплина «Работа в комплексе «ДОУ-школа»: технологии преемственности в образовании» базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентностей, полученных студентами при изучении комплекса гуманитарных, общепрофессиональных и профильных дисциплин. Содержание дисциплины позволяет обеспечить развитие профессиональной компетентности студентов в области преемственности современного дошкольного и начального школьного образования в аспекте готовности ребенка к школьному обучению, а также подготовить студентов к профессиональной деятельности в инновационных образовательных учреждениях.
Предметом изучения данной дисциплины являются современные подходы к интерпретации непрерывного образования и преемственности в системе образования, организации и осуществления взаимодействия звеньев образовательной системы в инновационных учреждениях (комплексах).
Для успешного освоения дисциплины «Работа в комплексе «ДОУ-школа»: технологии преемственности в образовании» бакалавр должен знать и использовать в процессе обучения общепсихологические (базовые) понятия; знать структуру современного дошкольного образования и владеть основными понятиями общей педагогики; осуществлять межпредметные связи, быть способным интегрировать знания, полученные в ходе освоения предыдущих дисциплин.
Содержание дисциплины «Работа в комплексе «ДОУ-школа»: технологии преемственности в образовании» опирается на компетентностный подход в контексте основных тенденций развития современного образования. Практикоориентированность курса, направлена на применение полученных знаний о психолого-педагогических закономерностях реализации преемственности двух звеньев системы образования. Личностная ориентированность курса направлена на ценностное самоопределение и личностное принятие бакалаврами идей осуществления преемственности школы и ДОУ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Работа в комплексе «ДОУ-школа»: технологии преемственности в образовании»:
Код компетенции | Компетенция | Признаки проявления |
ПК-5 | готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса | В результате освоения дисциплины бакалавр знает: различные методические и методологические подходы к организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; умеет: включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами; применять методы и приемы социально-психологического и социально-педагогического обучения; владеет: технологиями организации мероприятий по совместной деятельности и межличностному взаимодействию субъектов образовательной среды; технологиями посредничества между различными субъектами образовательной среды; опытом реализации социальных программ, ориентированных на совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. |
ПК-6 | способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников | В результате освоения дисциплины бакалавр знает: способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса; умеет: бесконфликтно общаться с различными субъектами образовательного процесса; владеет: способами продуктивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса в дошкольном учреждении. |
СК-7 | способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования | В результате освоения дисциплины бакалавр знает: содержание и технологии образовательной работы в смежных звеньях непрерывной системы образования, формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы; умеет: обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования; владеет: современными педагогическими технологиями обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. |
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы и виды контроля | ||||
Лекции, | Семинар. (лаборат., практ.) занят. | СРС, | |||||
Всего | Из них в интеракт. форме | Всего | Из них в интеракт. форме. | ||||
Раздел 1. Преемственность – основа непрерывного образования | |||||||
Тема 1. Гуманистические основы непрерывного образования | Опрос | ||||||
Тема 2. Преемственность в образовании | Заполненная таблица | ||||||
Тема 3. Современные подходы к пониманию готовности ребенка к обучению в школе | Письменный опрос | ||||||
Тема 4. Идея рождения комплексов «ДОУ-школа» в истории педагогики | Презентация плана работы | ||||||
Раздел 2. Современные педагогические технологии предшкольного образования | |||||||
Тема 1. Общие подходы к определению предшкольного образования | Письменный опрос | ||||||
Тема 2.Организация предшкольного образования | Схема | ||||||
Раздел 3. Организация и управление педагогическим процессом в комплексе «ДОУ-школа» | |||||||
Тема 1. Причины создания комплексов «ДОУ-школа» | Опрос | ||||||
Тема 2.Варианты взаимодействия ДОУ и общеобразовательных учреждений в современной системе образования | Презентация проекта | ||||||
Тема 3.Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса комплекса | Развернутый анализ | ||||||
Тема 4.Организация деятельности комплекса «ДОУ-школа» | |||||||
итого |