Адаптация – относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о равновесии между психической деятельностью и требованиями среды.
Контроль социальный – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции её поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. Различают К.с. внешний – совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций. К.с. внутренний (самоконтроль) – ценности, нормы, ролевые ожидания, интернализованные индивидом в процессе социализации.
Педагогическая диагностика – изучение личности ребёнка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Психологическая диагностика – выявление индивидуально-психологических свойств личности или других объектов (группа, организация), поддающихся психологическому анализу.
Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Социальная дезадаптация – устойчивое проявление личностью асоциальных форм поведения, деформация системы ценностей, саморегуляции, отчуждение от основных институтов социализации – семьи, образовательных учреждений.
Социальная диагностика – комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние.
|
Педагогическая поддержка – комплекс мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизнедеятельности «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении.
Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социокультурных факторов.
Педагогический мониторинг – научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения.
Школьная дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным.
Примеры кейсов
Кейс 1. Разработайте рекомендации для педагогов и родителей в ситуации низкого уровня притязаний ребенка.
Задания, которые приведут к решению
1.Изучите литературу по проблеме низкого уровня притязаний ребенка.
2. Проанализируйте ситуации с проявлениями низкого уровня притязаний детей.
3. Учитывая данные обстоятельства, разработайте рекомендации.
Кейс 2. Разработайте рекомендации для воспитывающих взрослых в период адаптации ребенка в школе.
Задания, которые приведут к решению
|
1.Изучите литературу по проблеме адаптации ребенка в школе.
2. Проанализируйте факторы адаптации ребенка в школе.
3. Какие методы и приемы психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период можно рекомендовать?
Кейс 3. Подготовьтесь к участию в родительском университете по теме «Подготовка ребенка к обучению в школе»
Задания, которые приведут к решению
1. Изучите литературу по проблеме «Подготовка ребенка к обучению в школе».
2. Проанализируйте факторы подготовки ребенка к обучению в школе.
3. Подготовьте теоретические вопросы и практические рекомендации для родителей.
Кейс 4. Подготовьтесь к участию в обсуждении проблемы взаимоотношений детей в «детском обществе».
Задания, которые приведут к решению
1. Изучите литературу по проблеме взаимоотношений в «детском обществе».
2. Проанализируйте проблему взаимоотношений детей.
3. Подготовьте теоретические вопросы и практические рекомендации для педагогов.
Кейс 5. Подготовьтесь к участию в обсуждении проблемы повышенной импульсивности детей.
Задания, которые приведут к решению
1.Изучите литературу по проблеме «Подготовка ребенка к обучению в школе».
2. Проанализируйте факторы подготовки ребенка к обучению в школе.
3. Подготовьте теоретические вопросы и практические рекомендации для родителей 1. Изучите литературу по проблеме повышенной импульсивности детей.