4.2. содержание
Наименование разделов и тем | Содержание | Формы проведения |
Раздел 1. Преемственность – основа непрерывного образования | ||
Тема 1. Гуманистические основы непрерывного образования. | Непрерывное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста в России. Принципы непрерывности дошкольного и начального школьного образования. Педагогические условия реализации системы непрерывного образования. | Диалог-исследование |
Тема 2. Преемственность в образовании. | Преемственность дошкольного и начального школьного образования. Виды и содержание преемственности дошкольного образования в системе непрерывного образования. | с элементами дискуссии |
Тема 3. Современные подходы к пониманию готовности ребенка к обучению в школе. | Различие подходов к рассмотрению проблемы подготовки ребенка к школе в отечественных и зарубежных исследованиях. Понятия «школьная зрелость», школьная одаренность», «школьная готовность», «готовность к обучению в школе». Компоненты готовности ребенка к школьному обучению. | проектирование условий |
Тема 4. Идея создания комплексов «ДОУ-школа» в истории педагогики | Проблема преемственности и непрерывности образования в истории педагогики в связи с возникновением разных типов образовательных учреждений. | Обучающая |
Раздел 2. Современные педагогические технологии предшкольного образования | ||
Тема 1. Общие подходы к определению предшкольного образования | Идея организации предшкольного образования. Варианты осуществления предшкольного образования | дискуссия |
Тема 2. Организация предшкольного образования | Технологии реализации предшкольного образования. | |
Раздел 3. Организация и управление педагогическим процессом в комплексе «ДОУ-школа» | ||
Тема 1. Причины создания комплексов «ДОУ-школа» | Демографический и социально-экономический кризис 90-х годов. Объединение детского сада и школы. Экономическая преимущество в содержании помещения, обслуживающего персонала. | Мозговой штурм |
Тема 2.Варианты взаимодействия ДОУ и общеобразовательных учреждений в современной системе образования | Объединение образовательных учреждений, предприятий и организаций (детский сад, школа, колледж, вуз, учреждения дополнительного образования) в комплексе. Взаимодействие образовательных учреждений на основе договора о сотрудничестве по различным направлениям деятельности (эстетического развития детей, физического и др.). | Технология моделирования. |
Тема 3.Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса комплекса | Документы, регламентирующие деятельность образовательных комплексов. Разработка локальных нормативно-правовых документов комплекса. Примерные локальные нормативно-правовые акты комплекса. | |
Тема 4.Организация деятельности комплекса «ДОУ-школа» | Организация образовательной среды комплекса в соответствии с миссией, целями и содержанием образовательных программ. Гуманно-личностный характер взаимодействия педагогов и детей разного возраста в комплексе. | дискуссия |
4.3. Практические (семинарские, лабораторные) занятия, их содержание
Наименование разделов и тем | Содержание | Формы проведения |
Раздел 1. Преемственность – основа непрерывного образования | ||
Тема 1. Гуманистические основы непрерывного образования | 1. Подходы к определению понятия непрерывного образования, перспективы их реализации. 2. Система непрерывного образования в России. 3. Цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, педагогические условия их реализации. 4. Принципы непрерывности дошкольного и начального школьного образования. 5. Условия развития системы непрерывного образования. | Проектирование условий |
Тема 2. Преемственность в образовании | 1. Преемственность дошкольного и начального школьного образования. 2. Виды преемственности. 3. Проблемы обеспечения преемственности между детским садом и школой. 4. Содержание дошкольного образования в системе непрерывного образования. | Практикум с элементами дискуссии |
Тема 3. Современные подходы к пониманию готовности ребенка к обучению в школе | 1.Понятия «школьная зрелость», школьная одаренность», «школьная готовность», «готовность к обучению в школе» и т.д. 2. Разнообразие подходов к рассмотрению проблемы подготовки ребенка к школе в отечественных и зарубежных исследованиях. 3. Готовность к школе – появление качественных новообразований. 4. Компоненты готовности ребенка к школьному обучению. | Диагностический практикум |
Тема 4. Идея рождения комплексов «ДОУ-школа» в истории педагогики | 1. Коменский Я.А. (XVII в.) об установлении стройной единой системы школ, преемственной на всех ступенях. 2. Р. Оуэн о «Новом институте для формирования характера» как системе воспитательно-образовательных заведений, охватывающих все возрастные группы. 3. Проблема преемственности и непрерывности образования в XIX веке в связи с возникновением разных типов образовательных учреждений. 4. Сходство направлений реформы школы конца XIX – начала XX века с реформой конца XX века. 5. Детское училище, объединяющее детский сад и элементарную школу прообраз современного комплекса «Детский сад – начальная школа». | Семинарское занятие |
Раздел 2. Современные педагогические технологии предшкольного образования | ||
Тема 1. Общие подходы к определению предшкольного образования | 1. Идея организации предшкольного образования. 2. Предоставление равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу. 3. Варианты осуществления предшкольного образования | Семинар-дискуссия |
Тема 2. Организация предшкольного образования | Технологии реализации предшкольного образования. | Деловая игра «Аукцион идей» |
Раздел 3. Организация и управление педагогическим процессом в комплексе «ДОУ-школа» | ||
Тема 1. Причины создания комплексов «ДОУ-школа» | 1. Демографический и социально-экономический кризис 90-х годов. 2. Эволюционное развитие видов образовательных учреждений по «смешанным линиям». 3. Формальное объединение детского сада и школы. 4. Экономические преимущества в содержании помещения, обслуживающего персонала. | Мозговой штурм |
Тема 2.Варианты взаимодействия ДОУ и общеобразовательных учреждений в современной системе образования | 1. Формальное объединение ДОУ и школы на основе договора о размещении начальных классов в здании ДОУ в случае переполнения школы и высвобождения помещений в ДОУ. 2. Объединение отдельных образовательных учреждений, предприятий и организаций (детский сад, школа, колледж, вуз, учреждения дополнительного образования) в комплексе на добровольное основе с сохранением самостоятельности и права юридического лица. 3. Взаимодействие образовательных учреждений на основе договора о сотрудничестве по различным направлениям деятельности (эстетического развития детей, физического и др.). 4. Комплекс, объединяющий образовательные звенья. 5. Возможности комплекса в осуществлении непрерывности и преемственности образования, обеспечения оптимальных результатов в развитии и образовании детей, удовлетворения потребностей родителей и педагогов. | Технология моделирования. |
Тема 3.Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса комплекса | 1.Основные документы в сфере образования. 2. Документы, регламентирующие деятельность образовательных комплексов. 3. Необходимость разработки локальных нормативно-правовых документов комплекса. 4. Требования к разработке локальных нормативно-правовых документов комплекса. 5. Примерные локальные нормативно-правовые акты комплекса. | Практическое занятие |
Тема 4.Организация деятельности комплекса «ДОУ-школа» | 1. Требования к подбору команды единомышленников 2. Особенности оснащения помещений комплекса оборудованием и пособиями. 3. Требования к подготовке образовательной среды комплекса в соответствии с миссией, целями и содержанием образовательных программ. 4. Гуманно-личностный характер взаимодействия педагогов и детей разного возраста в комплексе. 5. Прием детей в комплекс и комплектование групп (классов) в зависимости от местных условий, образовательных программ, направлений деятельности. 6. Характеристика и особенности функционирования одновозрастных и разновозрастных групп детей и учащихся. 7. Особенности приема детей в первый и пятый классы комплекса. | Семинар- практикум |