В результате освоения дисциплины студент должен:
- Знать: основы истории Казахстана, достижения культуры, искусства современного Казахстана.
- Уметь: самостоятельного изучать и анализировать общественно-политические и социально-экономические события прошлого и настоящего, на основе полученных знаний и навыков прогнозировать развитие общественных процессов.
- Владеть: основами гуманитарной культуры и системными знаниями мировоззренческого характера.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки «Лингвистика»:
а) общекультурных (ОК-1, ОК-6, ОК-9):
ОК-1 – умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в социуме;
ОК-6 –владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;
ОК-9 –способность занимать гражданскую позицию и социально-личностных конфликтных ситуациях;
б) профессиональных (ПК-2, ПК-33, ПК-38, ПК-41)
ПК – 2 –иметь представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия;
ПК-33 – умение использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепция для решения конкретных методических задач практического характера;
ПК-38 – умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей профессиональной деятельности;
ПК-41 – владение стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования.
1.3.5 Образовательные технологии: в ходе изучения дисциплины «История Казахстана» на практических занятиях используются следующие образовательные технологии:
Возможности технологии учебного сотрудничества:
• позволяет реализовать продвижение каждого студента в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;
• развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;
• формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
• обеспечивает высокую интенсивность обучения;
• повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения студентов;
• развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;
• формирует навыки социального и делового общения;
• создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей студентов;
• развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;
• обеспечивает эмоциональное благополучие, повышает интерес к обучению.
Технология проблемного обучения:
Кейс - метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
Метод проекта - стимулирование интереса студентов к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления.
Интерактивные формы обучения:
Дискуссия позволяет выявить многообразие точек зрения обучающихся на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них.
Метод мозгового штурма необходим для решения поставленных проблем на основе стимулирования творческой активности путем возможности высказывать большее количество вариантов решения.
Лекция вдвоем – освещение проблемы, решение которой находится на стыке двух наук, двумя лекторами. Используется диалог не только с аудиторией, но и диалог лекторов.
Аналитический метод -систематизация и структурирование информации, классификация собранных фактов, установление причинно-следственных связей. На основе анализа данных сделать умозаключение по теме.
План изучения дисциплины
№ учебной недели | Название темы | Формы организации обучения, количество часов |
Введение в историю Казахстана. Племенные союзы на территории Казахстана | Лекция (1 час), семинар (4 часа), СРС (6 часов) | |
Степная империя тюрок. Раннесредневековые государства на территории Казахстана | Лекция (1 час), семинар (4 часа), СРС (6 часов) | |
Экономическое и культурное развитие Казахстана в домонгольский период. Казахстан в период монгольского завоевания (XIII в). Золотая Орда (1243-XVв.) | Лекция (1 час), семинар (4 часа), СРС (6 часов) | |
Средневековые государства в XIV-XV вв. Эпоха Казахского ханства XV-XVIII вв. | Лекция (1 час), семинар (4 часа), СРС (6 часов) | |
Материальная и духовная культура казахов. Казахстан в составе Российской империи. | Лекция (1 час), семинар (4 часа), СРС (8 часов) | |
Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана XIX- начала XX вв. Культура Казахстана XIX- начала XX вв. | Лекция (1 час), семинар (4 часа), СРС (8 часов) | |
Казахстан в период Октябрьской революции и гражданской войны. Казахстан в условиях тоталитарной системы | Лекция (1 час), семинар (4 часа), СРС (7 часов) | |
Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Общественно-политическое и экономическое положение Казахстана в 1946-1970 гг. | Лекция (1 час), семинар (4 часа), СРС (10 часов) | |
Казахстан в 70-80 гг. ХХ века. Казахстан в период становления независимости и на современном этапе | Лекция (1 час), семинар (4 часа), СРС (10 часов) |
Список литературы
Основная
1. Кузембайулы А. История Казахстана [Текст]: учебник/ А. Кузембайулы.-.- Костанай: Костанайполиграфия, 2006.- 349 c.
2 Кузембаулы А., Абиль Е. А. История Казахстана [Текст]: учебник/ А. Кузембаулы, Е. А. Абиль.- Костанай: Кост. регион.ин-т истор. исследований, 2006.- 350 c.
3 История Казахстана [Текст]: учебное пособие/ под ред. К.С. Каражана.- Алматы:Зањєдебиеті, 2009.- 432 c..
Дополнительная:
1. Ташенов Б. История Казахстана: тестовые вопросы [Текст]/ Б. Ташенов.- Алматы: Экономика, 2006.- 262 c.
2. Закирьянов К. Тюркская сага Чингисхана. Сокровенное сказание казахов: Докум. Исследования [Текст]: монография/ К. Закирьянов.- Алматы:Жибекжолы, 2008.- 292 c.
3. Алдамжар З. К. История: размышления и суждения [Текст]: прочее/ З. К. Алдамжар.- СПб: СПбГУ, 2006.- 209 c.
4. Костанайская область. Энциклопедия. 70-летию области посвящается [Текст]: справочное издание.- Алматы:Арыс, 2006.- 733 c.
5. Артыкбаев Ж. О. История Казахстана [Текст]: учебник/ Ж. О. Артыкбаев.- 2-е изд., доп.- Костанай:Центр.-Азиатское кн. изд-во, 2007.- 320 c.
6. Из истории города Костаная(к 130-летию) [Текст]: сборник документов/ ред. С.А. Медведев.- Костанай:Костанайполиграфия, 2009.- 720 c.