Глава 2 Особенности духовно-нравственного образования младших школьников




2.1.Общие вопросы духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности). Духовно-нравственное воспитание имеет главенствующую роль в воспитании младших школьников, так как на сегодняшний день появляется реальная угроза изменения духовно-нравственных ценностей. Это находит отражение как в воспитании, так и в обычной жизни ребёнка. Дети становятся более ожесточенными, теряются такие нравственные качества, как сострадание, смирение, доброта, честность, трудолюбие. Поэтому сейчас младшие школьники как никогда раньше нуждается в источнике правильных моральных норм и духовно-нравственных ценностей.

Воспитание является одной из важнейших составляющих педагогики. Педагогика с древнегреческого переводиться как искусство воспитания. Проблему нравственного воспитания замечательный советский педагог В.А. Сухомлинский считал самой главной в работе школы. В одной из последних записных книжек Василий Александрович писал: «Моя педагогическая вера в том, чтобы деление добра для других и было делением добра внутри самого себя, строительство самого себя, чтобы это выявление желания быть хорошим представляло собой огромный духовный труд, огромную затрату духовных сил. Здесь мы подходим к святая святых воспитания: у каждого воспитанника должен быть свой личный подъем на вершину моральной доблести, свой взлет, свой накал, свое данковское мгновение горения сердца. Привести каждого человека к этому - в этом смысл воспитания». [25, с.287] По словам Сухомлинского в воздействии на чувства ребенка главный путь воспитания нравственности. Сухомлинский был убежден, что все последующее нравственное развитие ребенка целиком зависит от того, насколько родители, школа и учителя сумели в первые годы школьной жизни сформировать в маленьком человеке, чувств сострадания - основу доброты, а затем и естественную потребность в добром деянии. Неоценимую помощь в этом отношении, а также поиске и стремлении к идеалу могут и должны оказать ребенку школа и учитель как главные носители нравственных ценностей общества. Чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относиться к людям и к самому себе.

Из толкового словаря Ожегова известно, что нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. А духовность из толкового словаря Ожегова - это свойство души. Состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Говоря о духовности невозможно не соотносить это понятие с понятием нравственность. В самом определении духовности лежит глубокий смысл и понимание. Говоря другими словами, духовность - это тот массив, на который накладывается нравственность, то самое начало души, без которого нравственность потеряла бы всякий смысл.

Под нравственной воспитанностью Б.Т. Лихачев понимает интегративную характеристику морального облика школьника, которая включает, целую совокупность сформированных нравственных качеств личности и их структурно-содержательных компонентов, устойчиво проявляющихся в поведении и деятельности и определяющих систему и направленность нравственных отношений. И.Ф. Харламов в качестве главных признаков нравственной воспитанности называет индивидуальные изменения, происходящие во внутренней нравственно-психологической структуре личности и определяющие ее внешние проявления. Основными критериями нравственной воспитанности, по его мнению, являются:

- наличие доминирующих нравственных потребностей и мотивов;

- степень усвоения и осознания социальной и личностной значимости моральных норм, правил и принципов, а также нравственных качеств;

- устойчивость нравственных умений, навыков и привычек.

Духовно-нравственное воспитание это - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Начало духовно-нравственного развития полагает семья. Именно поэтому основные общеобразовательные программы начального общего образования в аспекте воспитания должны предусматривать самое тесное сотрудничество семьи и школы. Полнота и относительная завершенность духовно-нравственного развития младших школьников обеспечивается принятием ими ценностей российской нации, здесь достигается основная цель современного воспитания - формирование российской идентичности у обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни ребенка во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития, поэтому этот сложный путь следует проходить, ориентируясь на опыт народа. Согласно концепции духовно-нравственного воспитания, которая является методологической основой реализации ФГОС: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории».

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и недостатки духовно-нравственного воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому на ступени начального общего образования стоит нелегкая задача - воспитать высокодуховного, нравственного гражданина РФ, от жизненной позиции и духовно-нравственных ценностей которого будет зависеть будущее нашей страны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: