Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения нравственными представлениями у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни.
|
Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Идея литературных сказок тесно связана с основной целью образования, что говорит о том, что материал авторских сказок способствует раскрытию духовно-нравственного потенциала. «Мысль о привязанности человека к родному краю передается сказочником с заметным волнением. Родина - тот милый предел, к которому всеми помыслами и чувствами стремиться герой сказок. Какие бы удачи и счастье не сулила бы жизнь в далеких краях, люди в сказках, как и в жизни, не мыслят своего существования без Родины». [1, с.25]
Авторская сказка способна раскрыть потенциал к восприятию и пониманию духовной нравственности, прежде всего по тому, что это не сухой научный труд, а сложное произведение, сотканное разнообразными литературными нитями, которые способствуют восприятию сказки, как целостного труда русского народа, что как нельзя легче может восприниматься младшими школьниками. Одной из таких нитей является наполнение образов героев сказок высоко духовными нравственными ценностями, раскрывающимися в контексте сказок как обязательные составляющие души и характера младшего школьника.
|
Литературная сказка способна раскрыть особое отношение к действительности, к мироощущению. Младший школьник на ступени начального общего образования нуждается в неком ориентире нравственности и духовности, он попросту неспособен отличать частное от общего. Что такое счастье? Само ли оно приходит или его нужно добывать? И что нужно чтобы добыть его? Неужели непременно нужны испытания, страдания, подвиги? Что такое судьба? Что это значит «умным» горе, а «дуракам» счастье? Неужели судьбу нельзя одолеть? Как младший школьник сможет ответить на эти и другие вопросы подобного рода, что как ни русская народная сказка способна помочь ему в этом, её образы и герои.
Авторская сказка способна не только передавать истинные духовно-нравственные ценности, но и подготавливать детей к более сложному восприятию жизни. Сказка создает условия для духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников, она способна корректировать эмоционально-волевую сферу. Нравственные понятия, ярко представленные в русских народных сказках, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. С мира русской народной сказки начинается знакомство младших школьников с миром человеческих отношений. Образы героев русских народных сказок выступают в роли моделей, эталонов поведения, либо наоборот предостерегают о неправильности действий, о возможности исправиться, реабилитироваться.
|
Обучение младших школьников посредством использования материала литературных сказок - это обучение воспитывающее, воздействующее на ум, чувства и душу ребенка в целом. Эта характерная черта обучения с помощью литературных сказок, прежде всего связана с потенциалом русской сказки, как кладези нравственных ценностей, ориентиров.
В.А. Сухомлинский говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». [24, с.201] Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». [24, с.170]
Система уроков с целью духовно-нравственного воспитания на материале литературных сказок разработана для учеников начальной школы, для того чтобы на материале авторских сказок дети в наиболее полной мере ощутили необходимость духовно-нравственного развития. Авторская сказка является хранилищем духовно-нравственных ценностей, а наполненная современными способами воспитания и влияния на детей, она становится незаменимым помощником в образовательном процессе. В системе этих уроков отражение нашел синтез понятий народности, духовности, нравственности и культуры. Основу этой системы составляет материал понимания нравственных ценностей, что является одной из основных задач образования и находит отражение в федеральном образовательном стандарте.
Изучая авторские сказки на уроках литературного чтения младших школьников, идет работа по духовно-нравственному воспитанию, которая способствует:
· приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
· помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
· способствует их укоренению в детском уме и сердце;
· вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
· даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
· способствует восприятию интереса к отечественной истории;
· воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
· вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
· способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
· создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что авторская сказка на уроках литературного чтения способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Заключение
Изучив литературу по проблеме исследования можно сказать, что авторская сказка постоянно изменяется и впитывает в себя черты новой реальности. Она всегда была неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
Литературные сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Авторские сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литературы. Литературная сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. Она формирует коммуникативные качества младших школьников. При чтении авторской сказки идет развитие творческих способностей детей. Содержательный мир сказки, ее поэтика и композиция близки и доступны детям. Поэтому применение литературных сказок в разных видах творческой деятельности открывает широкие горизонты для формирования креативной личности.
Об авторской сказке, её традициях и развитии подробно пишут исследователи литературной сказки Л. В. Овчинникова, М. Н. Липовецкий.
Подводя итоги, можно сказать, что поставленные передо мной задачи и цели выполнены. В ходе изучения материалов мы выяснили, что авторская сказка играет важную роль в детской литературе, в воспитании и развитии детей, так как каждая сказка несёт в себе определённый смысл. В ходе исследования мы опирались на учебно-методический комплект «Школа России». Исследование авторской сказки обогатило, расширило знания о сказке, о её возможностях. Значимость нашей работы заключается в том, что изучение литературной сказки необходимо нам, как будущим педагогам для более глубокого понимания организации работы на уроках литературного чтения. Литературная сказка для детей – это самый любимый и популярный жанр фольклора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.; Художественная литература, 1984. – С. 25
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.; 1988. – С. 153
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.; 1981. – С. 153
4. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М.; 1979. – С. 6
5. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.; Ось- 89, 2007. – С. 144
6. Виноградов В.В. Язык Пушкина. Пушкин и история русского литературного языка. – М.; Наука, 2014. – С. 449
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Р.С.Буре [и др.]; под ред. А.М.Виноградовой. – М.; 1989. – С. 32
8. Детская литература: учебное пособие для пед.училищ / В.П.Аникин [и др/]; под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.; 1989. – С. 27
9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.; Союз, 1997.
10. Захарова В.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.; ВАКО, 2012. – С. 261
11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.; Речь, 2008. – С. 240
12. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.; Речь, 2006. – С. 160
13. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», стандарты второго поколения, 2008
14. Крутецкий В.А. Психология. – М.; 1986. – С. 301
15. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980 г.) Издательство Уральского университета, 1992. – С. 160
16. Масальский В.И. Русские революционеры-демократы и К.Д. Ушинский о языке и его изучении: очерки по истории развития передовой отечественной научной мысли. – М.; Флинта, 1956. – С. 87
17. Млетинский Е.М. Герой волшебной сказки. – М.; Восточная литература, 1985. – С. 18
18. Мокиенко В.М. Школьный словарь крылатых выражений А.Пушкина. – СПб.; Дом Нева, 2005. – С. 715
19. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX в:(история, классификация, поэтика). – М.; Флинта, 2001. – С. 292
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 80000 слов. – М.; 2003.
21. Позднякова Г.И. Библиотеки и средства массовой информации в работе по воспитанию подростков и юношества. Ленинградский гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской, 1956. – С. 131
22. Смирнова Н.И. Театр Сергея Образцова. – М.; Наука. 1971. – С. 16
23. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М.; Педагогика, 1989. – С. 6
24. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.; 1980. – Т. 2. – С. 201
25. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.; Педагогика, 1990. – С. 287
26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Радянська школа, 1988. – С. 154
27. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. – М.; Советская педагогика. 1946. - № 6. – С. 96.
28. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.; Речь; – М.; Сфера, 2009. – С. 144
29. Ярмыш Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии. // Радуга. – 1972. - № 11. – С. 177