ВВЕДЕНИЕ
Уроки литературного чтения, к сожалению, перестают быть любимым предметом школьной программы современного ученика. Особую тревогу вызывает отношение младших школьников к классической авторской сказке, которая веками воспринимала духовный опыт народа, идеалы и надежды, представления о мире и человеке, добре и зле, правде и справедливости.
Главная цель школьного обучения в начальных классах – развитие личности ученика. Литературное чтение как учебный предмет оказывает неотъемлемое влияние на личность ребенка. Литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению выдвигается задача обучения восприятию авторских сказок.
В стандарте НОО на первое место выдвигается требование к результатам освоения ООП НОО: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Еще К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы считал «привитие учащимся навыков и желания к самостоятельной работе с книжкой». [16, с.87]
Для решения этой задачи учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного текста на уроках литературного чтения.
Сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт не только нашей культуры и традиции нашего народа, но и национальной и мировой. Она учит добру и справедливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». [26, с.154]
|
Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». [18, с.715] Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». [6, с.449]
В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». [21, с.131]
Все сказанное выше определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Цель – изучение влияния авторских сказок на нравственное и духовное образование обучающихся на уроках литературного чтения в начальных классах.
Объект исследования – нравственное и духовное образование детей на уроках литературного чтения в начальных классах.
Предмет исследования – сказка, как способ нравственного и духовного образования.
В данной работе ставятся следующие задачи:
|
1. Изучить специальную педагогическую литературу по рассматриваемой проблеме.
2. Изучить взгляды педагогов о том, каким образом сказка влияет на развитие личности духовно и нравственно.
3. Показать роль и значение авторской сказки в духовном и нравственном развитии младшего школьника.
Представленный материал состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 Жанровые особенности литературной сказки и ее значение.
Исторические корни сказок
«Сказка - это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил". [10, с.261]
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Слово «сказка» известно с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать», «рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве этих сказочников не осталось никаких сведений. Однако уже в XIX веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
|
Термин «литературная сказка» заставляет нас вспомнить о латинском «littera» - буква, письмо. Как известно, само слово «сказка» происходит от русского слова «сказывать», «говорить», что напоминает о фольклорных истоках жанра, о его «устности». Эта двойственность (письменная фиксация устного сказания) представляет определенную сложность исследования жанра.
XVIII век знакомит читателя с авторскими пересказами и обработками фольклорных сказок. Литературная сказка зарождается, а затем и достигает зрелости как жанр в XIX веке (в Европе – в творчестве Ш.Перро, Г.X.Андерсена, Э.Т.А.Гофмана, В.Гауфа, в России – в творчестве В.А.Жуковского, П.С.Лескова, П.П.Ершова, А.С. Пушкина, А.Погорельского, Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого). Литературная сказка становится излюбленным жанром писателей Серебряного века. Среди авторов литературной сказки – А.Н.Толстой, П.П.Бажов, А.П.Платонов, К.Г.Паустовский, Е.Л.Шварц, С.В.Михалков, В.В.Бианки, Н.П.Носов, К.Булычёв, Э.Н.Успенский. Из зарубежных сказок в России наиболее известны сказки О.Уайлда, Дж.Родари, А.Линдгрен.
Литературная (или авторская) сказка совершенно уникальное видовое образование. Она ориентирована на жанры народной сказки. В ней также используются идейные принципы и сюжетно-композиционные модели повести, философского романа, утопии, притчи, басни и других литературных жанров. Как утверждает М.Н. Липовецкий, «в целом художественные миры литературных сказок всегда формируются в результате взаимодействия волшебно-сказочной жанровой памяти с моделями мира, свойственными «новым» жанрам». [15, с.160]
Особую роль в формировании литературной сказки сыграла волшебная фольклорная сказка. По определению Л.В. Овчинниковой, «Литературная сказка – многожанровый вид литературы, реализуемый в бесконечном многообразии произведений разных авторов. В каждом из жанровых типов литературной сказки своя доминанта» (гармоничный мирообраз, приключение, воспитательный аспект). [19, с.292]
Много мудрых истин постигается из веселых и доступных произведений. Целитель зверей - Айболит, Корнея Чуковского, учит малышей доброте и сочувствию. Воробей из ''Тараканище '' и Комарик из '' Мухи - Цокотухи '' учат мужеству в борьбе, умению побеждать. С маленькой девочкой Гердой из ''Снежной королевы'' Г.Х.Андерсена дети идут дальними трудными дорогами и узнают, что за свое счастье надо бороться не жалея себя. Вместе с Маугли Киплинга и его друзьями дети понимают, что такое дружба и как это здорово, когда ты уверен, что в тяжелую минуту к тебе на помощь всегда придут твои верные друзья. Сказки помогают узнать, что в мире существует не только добро и мамина любовь – здесь есть место и для злобы, ненависти, болезней и смерти, но добро всегда стремится бороться со злом и побеждает.
Таким образом, можно сделать вывод из вышеуказанного, что сказка развивается на протяжении всего времени, начиная с XVII века и заканчивая сегодняшним днем. Она актуальна и по сей день. Сказка учит добру, познавать мир. С ней мы можем радоваться и плакать, путешествовать и мечтать. Сказка учит детей осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознания, развивать умение управлять своими чувствами.