Авторская сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей




Достаточно часто на вопрос: «Кто является автором народной сказки»? - можно услышать ответ: «Народ». Этот ответ в то же время является правильным и неправильным. Трудно представить ситуацию, когда где-то на площади собираются люди (народ) и решают создать сказку. Если бы так даже и было, вряд ли что-то бы вышло, ведь сказку, как и все другие произведения, сначала придумал один человек. Только это было так давно, что имя автора забылось, потому что книг в те времена, когда рождались сказки, или еще не было, или относились к сказке как к забаве, которую не стоит записывать. Следовательно, изначально сказку создавал рядовой человек. Потом слушатели рассказывали ее другим, что-то отбрасывая, а что-то и добавляя. Так рождалась народная сказка, которая дошла до наших дней.

Популярность народных сказок была такой большой, что немало людей захотело попробовать создать собственную сказку. Так к нам пришли Красная Шапочка и Кот в сапогах, о которых рассказал француз Шарль Перро, Карлик Нос и Калиф-аист, их придумал немецкий писатель Вильгельм Гауф, а Русалка датчанина Ганса Христиана Андерсена стала символом столицы Дании.

Сначала писатели создавали собственные варианты народных сказок. Александр Пушкин еще в детстве заслушивался сказками, которые ему рассказывала Арина Родионовна. А потом поэт рассказал нам свои сказки, в которых говорят нам Золотая Рыбка и жадная старая старуха, Царевна-лебедь и тридцать три богатыря, Золотой Петушок и Шамаханская царица. Именно из сказки-поэмы «Руслан и Людмила» пришли к нам волшебное Лукоморье и ученый кот со своими сказками и песнями. Кое-кто из исследователей творчества Пушкина считает, что Лукоморье расположено на украинском Причерноморье, где когда-то было много рощ со столетними, даже тысячелетними дубами. Один из таких дубов и сейчас можно увидеть в Запорожье.

Люди создают сказки уже тысячи лет. Пишут они их и сейчас. Снова и снова рождаются писатели, которые начинают новые сказочные сказания, от которых читатели не могут оторваться. Поэтому сказка - это бесконечная история, которая будет длиться столько, сколько человек будет верить в чудеса и победу Добра над Злом.

Наиболее часто цитируемым является определение, принадлежащее известной исследовательнице скандинавской литературы Л.Ю. Брауде. Она пишет: "Литературная сказка - авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и, в некоторых случаях, ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит отправной точкой характеристики персонажа". [4, с.6]

Авторские сказки написаны чаще всего с более сложным сюжетом и в другой форме, добавлено много персонажей. У героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки.

Литературная, авторская сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. Часто в основе литературной сказки лежит одна или несколько народных сказок.

Сказки литературные – это сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями. В литературной сказке есть фантазия, чудеса, всякого рода загадочные превращения и реальные события. По своему характеру и видам сказки тоже отличаются.

Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие имеют сказки на детей. Воспитание сказкой приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. [27, с.96]

В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы. Незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Следует заметить, что под литературной сказкой принято подразумевать произведения трех типов конструкций: прозаическая сказка, стихотворная сказка, драматическая сказка. Прозаическая сказка, это сказка написанная прозой. Например, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. К стихотворной (поэтической) относятся сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и о могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», П.Ершова «Конек-Горбунок».

В русской литературе наиболее распространены прозаическая и поэтическая, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической. Примером последней может служить сказка "Двенадцать месяцев" С. Я. Маршака. Это произведение годится не только для чтения, но и для театральной сцены.

С точки зрения родовой принадлежности все литературные сказки могут быть разделены на эпические, лирические и драматические.

Авторская сказка, прежде всего, призвана воздействовать на душевность человека, то есть на его память, мышление, чувства, эмоции, мотивацию деятельности, воображение и творчество. Но нельзя недооценивать и действие на подсознание. При чтении книги дети видят перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживают описанные события, и чем сильнее их переживания, тем богаче их чувства и представления о действительности. «Сказка — это урок, предостережение перед опасностями и одновременно приобщение к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками» - писал психолог-исследователь А.И. Захаров в книге «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка». [9, с.87] Писатель К.И. Чуковский высказался более определённо: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». [22, с.16]

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Несомненно, фольклорная традиция — тот самый фактор, который изначально формирует зарождение нового жанра в литературе, а впоследствии его жанрово-видовых модификаций. Без преувеличения можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую, книжную, жизнь. Чаще всего это обработка родного фольклора, но порой, особенно в XX в., сюжет литературной сказки подсказывают писателю экзотические источники. Например, среди сказок "Тысячи и одной ночи" есть два известных сюжета — "Сказка о рыбаке" и "Волшебная лампа Аладдина". Советский писатель Л. Лагин, отталкиваясь от этих сюжетов, создал в свое время сказочную повесть "Старик Хоттабыч", где основные события разворачиваются не на древнем Востоке, а в Москве в XX в.

«Неотъемлемыми чертами сказки являются её жизнеутверждение и неумирающий оптимизм, моральная чистота, торжество добра над злом в социальном понимании, соответствие кругу классовых и этических представлений её создателя», - считает выдающийся педагог - исследователь Д.И.Нагишкин. [17, с.18]

Существует такой метод, как сказкотерапия. Это метод, использующий форму для развития личности ребенка, развития его творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., «сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи». [5, с.144] Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

У авторской сказки большой педагогический потенциал: она является воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом, и средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям и обычаям народа, ее сочинившего), именно поэтому своим национальным и общечеловеческим содержанием сказки довольно широко представлены в авторских вариантах младшего школьного курса литературного чтения.

В работе мы проанализировали авторские сказки, изучаемые в начальных классах (по УМК «Школа России»).

Класс

1. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и о могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» (отрывок).

Класс

1. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. Л.Н.Толстой «Три медведя»

3. Г.Остер «Будем знакомы»

4. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка»

5. Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

6. Э.Хогарт «Мафин и паук»

Класс

1. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и о могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»

2. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

3. В.М.Гаршин «Лягушка путешественница»

4. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

5. М.Горький «Случай с Евсейкой»

6. В. Бианки «Мышонок Пик» (в сокращении)

7. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Класс

1. П.П.Ершов «Конек-Горбунок»

2. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

3. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

4. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

5. П.П.Бажов «Серебряное копытце»

6. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

7. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Из вышеперечисленного списка авторских сказок можно сказать следующее, что осознания одного и того же произведения учениками будет неоднородной, а восприятие литературы варьируется в зависимости от уровня, на котором находится ученик. Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что дети переходят с позиции слушателя в категорию читателя, которые начинают постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Они задумываются над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют им краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать их как читателя, будить воображение, а также заставляет их размышлять.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают учителям избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающих читателей должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в детях собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателей и осмысливается ими как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста. Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

Учитывая вышеизложенные особенности восприятия авторской сказки детьми, можно сформулировать вывод, что при работе со сказкой педагогам необходимо регулярно диагностировать и повышать уровень восприятия художественного литературного произведения учащихся, а также выстраивать свою работу соразмерно с выявленными результатами. Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими. Особенности литературной сказки и ее восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разнообразие авторских сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует учителям использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке литературного чтения. Известно, что авторская сказка, и ее сюжеты и герои вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим учащимся разных возрастов – в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировании, устройства декораций.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: