II. Поучения Кирилла Туровского




I. Особенности развития ДРЛ в период феодальной раздробленности

Развитие производительных сил феодального общества приводит к образованию новых экономических, политических и культурных центров, в которых начинается интенсивный процесс формирования областных литератур, который проявляется в развитии местного летописания и агиографии.

С сер. XI в. значительное место в развитии русской культуры занимает Новгород, который с 1136 г. становится самостоятельной феодальной городской республикой. В нем начинает вестись местная летопись. Краткость и простота и внимание к хозяйственной жизни города и области (т.е. «гражданским интересам») становятся характерными ее особенностями.

На основании местных устных преданий в к. XII – нач. XIII в. в Новгороде пишется первое агиографическое произведение – житие Варлаама Хутынского (1-я ред), набирает популярность жанр хождений. Создаются «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник» – о путешествии в Царьград Добрыни Ядрейковича в 1200 – 1204 гг. и «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами) в 1204 г.

Крупным политическим и культурным центром становится в XII в. Смоленск. О характере его духовной жизни позволяет судить житие Авраамия Смоленского, написанное Ефремом, и литературная деятельность Климента Смолятича. Перу Климента принадлежит послание священнику Фоме. Последний обвинил Климента в тщеславии и гордости, а также в том, что он пишет «от Омира и от Аристотеля и от Платона, иже во ельнъскых нырех славне беша». Оправдываясь, Климент дает символико-аллегорическое толкование «писания» в форме вопросов и ответов. Этот принцип широко использует младший современник Климента Смолятича Кирилл Туровский.

II. Поучения Кирилла Туровского

Кто такой Кирилл Туровский? – монах-затворник из богатой семьи (затем епископ Туровский), уроженец города Турова.
Литературная деятельность
Житие: «..много божественная писания изложив и славен бысть по всей стране той». Современники: «...Другой златословесный учитель нам в Руси восия паче всех».
Произведения: обличение ростовского епископа Федорца, послание к Андрею Боголюбскому (до нас не дошло), восемь торжественных «слов», два поучения, около двадцати двух молитв и один канон.
Характерная особенность «слов» - своеобразный лиризм и драматизм. Часто вводит монологи, диалоги, плачи.
Художественные средства
Аллегорическим образы, символические параллели, образные художественные средства, символическое толкование отдельных явлений природы (н-р, из «Слова на антипасху»: «Ныне солнце красуяся к высоте въсходить и радуяся землю огреваеть: възиде бо нам от гроба праведное солнце Христос и вся верующая ему съпасаеть...»).
Основная задача автора
Разъяснить смысл христианского праздника, «воспети», «прославити», «украсити словесы», «похвалити». В торжественных «словах» Кирилла Туровского нет политической злободневности и публицистичности «Слова» Илариона.
Композиция
«Слова» имеют четкую трехчастную композицию: вступление, изложение, заключение.
Вступление
Цель - удержать внимание слушателей, создать определенное эмоциональное настроение, подготовить к восприятию последующей, основной «речи». Для этого автор использует анафористические «зачины» (н-р, вступление к пятому «слову»: «Неизмерима небесная высота, неиспытана глубина преисподней, неведома тайна божественного помысла. Велика и неизречена милость божия народе человеческом, которою помиловал нас...»).
Часто вступительная часть «слова» начинается развернутым сравнением, позволяющим автору использовать его образы в дальнейшем изложении содержания (н-р, вступление к восьмому «слову»: «Яко же историци и ветия, рекше летописъци и песнотворцы, прикланяють своя слухи в бывшая межю цесари рати и въпълчения, да украсять словесы и възвелтатъ мужъствовавьшая крепко по своемь цесари и не давъших в брани плещю врагом, и тех славяще похвалами венчаютъ, колми паче нам лепо есть и хвалу к хвале приложити храбром и великим воеводам божиям...»).
Содержание (изложение)
Сравнение с воинами отцов вселенского собора раскрывается в содержании «слова», превращенного автором в своеобразную «песню победную».
Кирилл Туровский органично сливает свои «слова» с церковным песнопением и живописью, он переносит действие из далекого прошлого в настоящее.
При помощи стилистической амплификации проповедник передает слушателям чувства душевного волнения, восторга, чем напоминает лирическое стихотворение в прозе.
Заключение
Заключительная часть «слов» Кирилла – похвала или молитва празднику.

«Слова» Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на Руси. Они включались в сборники «Златоуст», «Торжественники» наравне со «словами» византийского Иоанна Златоуста. Они свидетельствовали о той большой художественной высоте, на которую поднялось ораторское искусство на Руси к концу XII столетия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: