Человек как существо биосоциальное
Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.
Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.
Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода.
Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям.
Второй подход при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.
Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. На понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только философия, как религия.
Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.
Таким образом, биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
|
Гипотезы о происхождении человека
1. Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая), (от лат. creatio – сотворение). Подразумевает божественное происхождение человека. Религиозное учение о сотворении человечества, планеты Земля, жизни, а также мира в целом богом из ничего (иудаизм, христианство, ислам и т.д.).
2. Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
3. Трудовая теория антропогенеза (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса). Изложена в основных трудах Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Теория Дарвина не давала ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Энгельс считал, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
4. Теория внешнего вмешательства (теория палеовизита). Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте (теория палеовизита) считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
5. Катастрофизм (система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий приводящих к массовому вымиранию организмов). Возможные катаклизмы: изменение климата; трещина в земной коре (радиоактивное излучение); смена магнитных полюсов; взрыв сверхновой звезды (Крабовидная туманность) = (жёсткое гамма-излучение); эффект Джанибекова; столкновение с Землёй астероида; тепловой стресс; падение метеоритов; столкновение кометы с Землёй; извержения вулканов.
6. Телеологизм. (Телеология – (от греч. telos – результат, цель и logos – слово, учение) – философское учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.)
Разновидности телеологизма:
Антропный принцип – (греч. anthropos – человек) – один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных – постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов – ядер, атомов и т. д. Например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной.
Номогенез (от греч. nomos – закон и...генез) – эволюционная концепция о внутренней запрограммированности развития живой природы (Л. С. Берг).
Ортогенез (от греч. orthos - прямой и...генез) (ортоэволюция) – теория развития живой природы, утверждающая, что эволюция организмов происходит в строго определенном направлении (подобно росту кристаллов в строго определенных плоскостях). Признает идею изначальной целесообразности в природе.
|
|