Банковское регулирование и банковский надзор
Заключение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ
Основные источники (литература)
1 Федеральный закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28.
2 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6.
3 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О кредитных историях» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1).
4 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.).
5 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49.
6 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, 25.04.1996, N 79.
7 Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Российская газета, 11.03.1999, N 46.
8 Федеральный закон от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, N 1.
9 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета, 27.07. 2006, N 162.
10 Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЭ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31.
11 Федеральный закон от 21 июля 1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета, 05.08.1997, N 149.
Основная учебная литература
1. Андреева Л.В., Андронова Т.А., Отнюкова Г. Д. Российское предпринимательское право: Учебник. - М.: Проспект, 2012 г.- 816 с. 87 экз.
2. Предпринимательское право: учебник /авторы: Н.Д.Эриашвили/ под. ред. Н.М. Коршунова, П.В. Алексия, М: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г. (ЭБС Университетская библиотека онлайн).
Дополнительная учебная литература:
1. Иванова-Паленова Е.В. Предпринимательское прав: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 267 с.- 96 экз.
2. Казанина Т.В. Правовое регулирование сделок в сфере таможенного дела: учебное пособие. - М.: изд-во Российской таможенной академии, 2013. 100 с. (ЭБ РТА) – 15 экз.
3. Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности: Учебник для бакалавриата и магистратуры. Отв. ред. Ручкина Г.Ф. - М.: ЮРАЙТ, 2015 г. - 527 с. (ЭБ РТА).
Перечень средств обучения
1. Компьютерная презентация
Правовая основа транспортно-экспедиционной деятельности. Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (2003 г.). Определение, форма и содержание договора транспортной экспедиции. Стороны договора, их права, обязанности и ответственность, претензии и иски. Договор транспортной экспедиции – консенсуальный, взаимный и возмездный.
При перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители и грузополучатели.
В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров, самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным.
С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной (от лат. expeditio – отправление).
1. Общи положения и определения транспортно-экспедиционной
деятельности
Транспортно-экспедиционная деятельность (ТЭД) - деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю. В международной практике под ТЭД понимается особый вид специализированной деятельности по организации доставки грузов и выполнению сопутствующих этому услуг, осуществляемой экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему экспедиторское вознаграждение (комиссию). Одна из основных задач ТЭД в современных условиях - это поиск наиболее эффективного для заказчика варианта доставки груза на одном или нескольких видах транспорта [15].
Основные определения ТЭД:
Экспедитор - сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ).
Грузоотправитель - потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на сдачу груза экспедитору.
Грузополучатель - потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на прием груза от экспедитора.
Перевозчик - сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.
Доставка груза - процесс перемещения груза от грузоотправителя до грузополучателя с выполнением определенных условий, связанных со сроками, режимами, сохранностью и т.п.
Перевозка груза - это перемещение груза определенным транспортным средством (ТС) от пункта отправления до пункта назначения. ТЭД тесно связана с перевозочными процессами и теми технологиями, которые используются для доставки груза.
Смешанная перевозка - перевозка груза двумя или более видами транспорта, работающими последовательно. В смешанных перевозках появляются дополнительные грузовые операции и связанные с ними дополнительные задержки груза и затраты.
Оператор смешанной перевозки - лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, выступает как сторона договора и принимает на себя ответственность за его исполнение.
Прямая смешанная перевозка оформляется одним перевозочным документом на весь путь следования, например, железнодорожным и внутренним водным транспортом.
Комбинированная перевозка - смешанная перевозка, выполняемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т.п.
Контрейлерная перевозка - система перевозки автотранспортных средств (автомобилей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имеющей пониженную высоту.
В последнее время для обозначения различных способов организации перевозок широкое распространение получили термины, основанные на общем корне modal (мультимодальные, интермодальные перевозки), который подразумевает форму организации перевозок (вид транспорта). Необходимо отметить, что западные транспортные организации по- разному толкуют эти термины.
Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) - это деятельность специализированных организаций, направленных на обеспечение доставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготовкой груза к перевозке, выполнению перевозки и его хранению. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя и включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.
Транспортно-экспедиционная операция - элементарное законченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.
Вид транспортной услуги - совокупность однородных транспортноэкспедиционных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками (ГОСТ Р 51006-96 «Услуги транспортные. Термины и определения») [4].
Для анализа структуры ТЭО рассмотрим его во взаимосвязи трех составляющих: транспортного, экспедиционного, посреднического обслуживания.
Транспортно-экспедиционная услуга (ТЭУ) - отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодействия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовладельца-грузоотправителя или грузополучателя), а также деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в транспортной экспедиции в соответствии с установленными нормами и требованиями. Такая услуга связана с организацией процесса отправления
и получения груза, выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции. Структура ТЭО представлена на рис. 1.1.
2. Субъекты транспортно-экспедиционной деятельности
Рассматривая рынок транспортно-экспедиционных услуг, необходимо выделить его основные субъекты.
Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Субъектов ТЭД можно с некоторой степенью условности разделить на три основные группы: государственные органы, потребители услуг, организации, оказывающие услуги в процессе доставки груза.
Классификация субъектов ТЭД представлена на рис. 1.2.
3. Классификация услуг транспортно-экспедиционной деятельности
ТЭД базируется на системе услуг, которые необходимы для доставки груза. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью транспортной организации транспортно-экспедиционную услуги делят на перевозочные и не перевозочные, по виду потребителя - на внешние и внутренние.
К внешним относятся транспортно-экспедиционные услуги, предоставляемые нетранспортным организациям, к внутренним - предоставляемые транспортным организациям.
По характеру деятельности ТЭУ делят на технологические, информационно-справочные, коммерческие, сервисные и организационные.
Классификация услуг ТЭО представлена на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Классификация услуг транспортно-экспедиционного обслуживания |
В свою очередь, технологические услуги включают в себя следующие виды услуг:
операции и услуги по переработке и хранению грузов:
выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР);
упаковывание (распаковывание) грузов;
маркировка грузов;
пломбирование грузов;
организация работ по загрузке и (или) выгрузке грузов в контейнеры;
пакетирование грузов;
взвешивание груза и (или) ТС;
пересчет ГМ;
подгруппировка грузов;
сортировка грузов;
закрепление, укрытие и увязка грузов (предоставление необходимых для этих целей материалов и приспособлений);
хранение грузов, в том числе промежуточное;
предоставление складских помещений или открытых площадок для хранения грузов;
услуги, связанные с транспортированием грузов:
сбор грузов у грузоотправителей и их доставка на терминал (склад экспедитора);
развоз грузов с терминалов (складов экспедитора) грузополучателям;
сопровождение груза в пути;
проверка соответствия транспортного средства и документов требованиям и нормам международных правил и соглашений;
операции и услуги по приему и сдаче груза:
прием груза со склада или терминала грузоотправителя (перевозчика) с проверкой массы и количества мест, а также состояния груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции;
сдача груза грузополучателю;
услуги по оформлению документации на перевозку груза:
оформление транспортных и других сопроводительных документов на груз в соответствии с международными нормами и правилами;
оформление документов, необходимых для проведения фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля с целью подтверждения экологической безопасности транспортируемого груза;
оформление документов, необходимых для перевозки опасных грузов;
оформление договоров на перевозку с транспортной организацией;
выполнение таможенных формальностей при международных перевозках;
оформление и предоставление таможенным органам гарантий доставки груза или транзита товаров; подготовка документов и получение лицензий и других разрешений для ввоза или вывоза товаров.
информационно-справочные услуги:
оказание консалтинговых услуг по различным вопросам доставки груза;
предоставление информации о продвижении груза может заключаться:
в уведомлении о прибытии груза к исполнителю того или иного этапа доставки (на терминал, в порт и т.п.);
уведомлении об отправке груза в адрес грузополучателя, сообщении о текущем местонахождении груза;
ожидаемом времени прибытия, средней скорости доставки груза и т.п.;
предоставление информации о состоянии рынка ТЭО, услугах, тарифах и режимах работы других экспедиторов;
предоставление консультаций по юридическим, административным и другим вопросам, связанным с транспортноэкспедиционным обслуживанием;
предоставление информации о наличии груза у грузовладельцев;
выполнение рекламных услуг.
коммерческие услуги:
выполнение расчетов с перевозчиками от имени грузоотправителя или грузополучателя;
ведение учета и отчетности для клиента;
страхование груза;
продажа клиенту тары или упаковки;
выполнение функций коммерческого посредника между изготовителями и потребителями, например, выкуп продукции оптом с последующей реализацией ее потребителям;
продажа груза, который невозможно было доставить;
продажа предупредительных знаков и других вспомогательных средств, необходимых для организации перевозок;
установка доставленного получателю оборудования;
предоставление в аренду техники (транспортных средств, транспортного оборудования, погрузочно-разгрузочных механиз- мов(ПРМ) и т.д.).
4. Правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности
Система транспортного законодательства
Отношения по перевозке входят в сферу гражданско-правового регулирования и при этом стороны должны соблюдать нормы, установленные системой транспортного законодательства, которая определяет следующую структуру норм:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [2];
транспортные уставы, кодексы и федеральные законы в сфере транспортных отношений [8 - 15, 17 - 19];
принятые Правила в соответствии с уставами, кодексами и иными законными нормативными актами [20 - 31, 33].
Законы и Правила принимаются для каждого вида транспорта отдельно, а именно:
Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации. ФЗ РФ от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ [11];
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом: утв. Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 (с изменениями) [21].
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 г. № 72 [22];
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса России от 28.07.2007 г. № 82[31].
Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефте- битума, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 25 [24];
Правила перевозок железнодорожным транспортом животных, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 35 [25].
Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом: утв. Приказом МПС России от 18.06. 2003 г. № 39 [26];
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 45[27];
Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом: утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 28 [28];
Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте: утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 29 [29].
Приказ Минтранса России от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» [30].
В перевозочные средства включаются не только движущие механизмы (электровоз, автомобиль и т.п.), но и непосредственно приспособления, в которых находятся пассажиры или грузы (вагоны, прицепы, платформы и т. п.).
В российском законодательстве признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве.
В настоящее время в России действуют следующие транспортные уставы и кодексы в отношении отдельных видов транспорта:
ФЗ РФ от 08.11. 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (УАТ) [17];
ФЗ РФ от 10.01. 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (УЖТ) [18];
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ [8];
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. N 81-ФЗ [9];
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. N 24-ФЗ [10];
ФЗ РФ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [13];
ФЗ РФ от 24.07.1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» [12].
Транспортное законодательство выделяет следующие виды транспорта:
наземный транспорт - железнодорожный, автомобильный и городской наземный электрический;
водный транспорт - речной и морской;
возду шн ый транспорт.
Нормами в договоре о перевозке регулируются отношения, связанные с перемещением грузов, пассажиров и багажа, с участием только тех перевозчиков, которые осуществляют свою деятельность в качестве предпринимательской и при этом используют транспортные средства, указанные в специальных уставах и кодексах.
По критерию своего назначения транспорт делится:
на транспорт общего пользования, когда перевозчиком является коммерческая организация, обязанная осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК РФ);
транспорт внутреннего пользования, обслуживающий нужды непосредственно собственника транспортных средств (доставка товаров со склада в магазин, перемещение своих работников к месту выполнения трудовых обязанностей и т.п.).
Основным источником права Российской Федерации в организации ТЭД на автомобильном транспорте является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), в частности: гл. 40 «Перевозка», гл. 41 «Транспортная экспедиция», гл. 52 «Агентирование» [2]. В этих главах определены нормы, регулирующие основные правовые положения осуществления деятельности по перевозкам, транспортной экспедиции и агентированию.
ГК РФ - это самый большой по объему нормативно-правовой акт страны, который регулирует все гражданско-правовые отношения, которые способны возникнуть у человека во всех сферах его жизни и деятельности. Он был принят как нормативный документ в октябре 1994 года и изначально состоял из одной части, все остальные принимались постепенно. На сегодняшний день ГК РФ включает в себя 4 части, 77 глав и 1551 статью.
Нормативно-правовая база договора транспортной перевозки
Транспортная деятельность - это деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.
Отношения в сфере перевозки грузов, пассажиров и багажа осуществляются на основании соответствующего договора [2].
Договор (мн. ч. - договоры) - «соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 ГК РФ).
Договор экспедиции.
Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от выполнения свойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.
Договор транспортной экспедиции определяется как договор, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).
Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик). По своему содержанию он сходен с рядом других договоров о представительстве.
Экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг.
Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой груза.
Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.
Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК прямо указывается, что правила главы 39 о возмездном оказании услуг не распространяются на экспедиционные услуги.
В то же время не исключена возможность субсидиарного применения норм о поручении, комиссии и агентировании к транспортной экспедиции.
Ранее такая возможность была прямо предусмотрена ст. 105 Основ гражданского законодательства 1991 г., которая допускала использование норм о поручении, когда экспедитор действовал от имени клиента, и договора комиссии, когда он действовал от собственного имени.
В настоящее время ст. 801 ГК косвенно подтверждает такую возможность путем указания на право экспедитора заключать договор перевозки от имени клиента или от собственного имени. Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК).
Таким образом, экспедицию следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве.
Между договором перевозки и экспедиции также существует внутренняя связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг от перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК).
В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК).
Кроме того, при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий.
В другой – перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.
Элементы договора. Субъектами договора экспедиции являются клиент – сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор – сторона, которая оказывает услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг.
В качестве экспедитора может выступать только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия).
Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции.
При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК).
Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными.
Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза.
Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»).
При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том, и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные.
Форма договора транспортной экспедиции – простая письменная (ст. 802 ГК). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени клиента).
Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется характером взаимоотношений сторон. Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон.
Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности его сторон. Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей клиента. Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора.
Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора.
Они включают следующие операции:
а) организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором;
б) заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;
в) обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте,
г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК). При этом экспедитор может выполнять не только собственно экспедиционные функции, но и обязанности перевозчика. В последнем случае на его отношения с клиентом распространяются правила о перевозке, включая размер ответственности, сокращенный срок исковой давности и др.
Обязанности клиента могут быть также разбиты на основные и дополнительные.
К основным обязанностям клиента относятся:
а) передача грузов для осуществления экспедирования;
б) получение грузов у экспедитора;
в) уплата предусмотренного договором вознаграждения;
г) возмещение при исполнении договора понесенных экспедитором расходов.
Особо выделяется так называемая информационная обязанность клиента (ст. 804 ГК).
Клиент должен предоставить экспедитору документы и иную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.
Соответственно экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а также запросить у последнего необходимые дополнительные данные.
Отказ в предоставлении необходимой информации дает экспедитору право не приступать к исполнению своих обязанностей до момента ее получения.
Содержание дополнительных обязанностей зависит от особенностей каждого договора (организовать посменную работу на своих складах, обеспечить специализированный внутрипроизводственный транспорт и пр.).
Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения.
Любая из сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок. Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции.
Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК).
6. Виды договора перевозки
Выделяются следующие разновидности договора перевозки:
договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ);
договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа (ст. 786 ГК РФ).
Наряду с этими договорами выделяются:
§ соглашения транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788 ГК РФ);
§ обязательства перевозчика по подаче транспортных средств;
§ обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791 ГК РФ);
§ договоры об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ);
§ договоры между транспортными организациями:
а) узловые соглашения;
б) договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799
ГК РФ).
В транспортных уставах и кодексах оговариваются и другие договорные обязательства, а именно:
§ договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте (ст. 50 УЖТ);
§ договор о буксировке, применяемый на водном транспорте (гл. XII КТМ);
§ договор на выполнение авиационных работ (гл. XVI ВК) и др.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В договоре перевозки груза участвуют три субъекта:
§ перевозчик;
§ грузоотправитель (до момента заключения договора грузоотправитель должен именоваться грузовладельцем);
§ грузополучатель.
Следует признать правильной квалификацию договора перевозки груза в качестве договора, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем в пользу третьего лица - грузополучателя.
Исключением является договор морской перевозки груза, если он оформляется ценной бумагой - коносаментом. Право требовать выдачи груза принадлежит только держателю коносамента и возникает с момента выдачи этой ценной бумаги. Выдача коносамента меняет квалификацию договора перевозки груза - этот договор не является договором в пользу третьего лица, поскольку перевозчик несет обязанности не перед отправителем, а непосредственно перед грузополучателем.
Договор перевозки грузов является своеобразным договором в пользу третьего лица, правовыми предпосылками которого следует признать наличие между грузоотправителем и грузополучателем другого гражданско-правового договора (поставки, заказа индивидуального оборудования, купли-продажи, контрактации и др.).
Договор перевозки груза является возмездным договором. Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 790 ГК РФ). Если этот договор заключается между перевозчиком и грузоотправителем, то обязанность по оплате возлагается на грузоотправителя, а определение размера этой платы складываются между сторонами договора.
Если плата за перевозку вносится до момента приема груза, то в этом случае обязанности грузоотправителя возникают до заключения договора перевозки. Грузовладелец и перевозчик несут друг перед другом юридические обязанности.
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом, обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК, УАТ, Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя.
Во-вторых, спецификой договора перевозки груза автомобильным транспортом является то, что при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу письменной формой договора является путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.
Одним из методов работы автотранспортных предприятий является централизованная перевозка грузов. Имеется несколько видов централизованной перевозки:
централизованная перевозка отдельных видов грузов; регулярные междугородние централизованные перевозки; централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты.
Сочетание перевозок с ТЭО является одним из признаков централизованной перевозки грузов.
Автотранспортные предприятия в соответствии с договором своим подвижным составом выполняют одновременно перевозку и ТЭО (ст. 38 УАТ). При этом отпадает необходимость в выделении грузоотправителями и грузополучателями работников для сопровождения грузов в пути их следования, в передаче груза с одного вида транспорта на другой. Эти и другие заботы берут на себя транспортноэкспедиционные службы автомобильного транспорта.
Особенностью централизованных перевозок является и то, что они осуществляются по согласованным графикам, позволяющим учитывать интересы основного производства грузоотправителя и грузополучателя, ритмично и своевременно завозить грузы на промышленные предприятия, стройки, базы, склады, станции железных дорог, порты, пристани и аэропорты и вывозить из них.
Централизованные перевозки грузов, как правило, не выполняются за счет перемещения отдельных партий или видов грузов путем периодического обслуживания отдельных грузоотправителей или грузополучателей, а осуществляются при стабильных, постоянных хозяйственных связях сторон. Это выражается в том, что централизованные перевозки выполняются автотранспортным предприятием от одного грузоотправите