ИНИЦИЦИЯ И КОНТРИНИЦИАЦИЯ




 

Культура – вечная вдова.

Супруг покоится в Мемфисе.

 

Н.Клюев

Зачем мы приходим в этот мир? Для чего раскрывается и зреет душа, зачем собирает она опыт боли, соль знаний и росу откровений? В чём смысл Жизни и конечная цель этого «человеческого балета», в котором каждый из нас принимает живейшее участие? Этим вопросом однажды задаётся каждый из нас, и тотчас же находит множество подсказок-ответов.

Слова «пробуждение» или «инициация» редко оказываются в этом ряду, но, возможно, именно они являются конечной целью нашего прихода в мир, и итоговой оценкой земного экзамена, ибо весь этот путь мы преодолеваем лишь для того, чтобы отыскать свет, изначально живущий в наших душах!

Правильно завершенная инициация открывает неисчерпаемый источник сил, и расширяет диапазон человеческого восприятия до беспредельности. И горний ангелов полет, и гад морских подземный ход, и дольной розы прозябанье… - говорит об этом свершившемся чуде Пушкинский «Пророк».

Но не всякое посвящение выводит человека в мир феноменов и вечных идей. Среди духовных практик есть и виртуальная инициация и черное посвящение, прозванное контръинициацией.

В средневековье, во времена расцвета алхимии для неудавшихся адептов и забракованных кандидатов в Мастера существовало особое прозвище. Их презрительно называли суфлерами. Слово Souffleur означает «раздуватель» так называли подмастерьев, работавших с алхимическим горном. Суфлер имеет представление о духовной алхимии и философском камне, но он охвачен вполне земными чувствами и жаждой вещественного золота. Прикосновение к миру чудес разбудило его разум, но плотские страсти сильнее, чем робкие ростки любознательности и почтения к Мастеру. Такой маг-недоучка приговорен к Танталовым мукам неутолимых желаний, ибо потерянное целомудрие невосполнимо, и черная инициация не имеет завершения.

Лукавая и смешливая сказка Андерсена «Свинопас» посвящена этой воистину человеческой трагедии.

Суть сказки такова: недалекая и взбалмошная Принцесса созрела замуж. Но поврежденные инстинкты и духовная слепота не позволяют ей распознать Принца под плащом Свинопаса и оценить его духовные дары.

Один из главных шифров этой сказки - волшебная Роза. Чудесный бутон распускается раз в пять лет и дает утешение всем страждущим. В сказке есть еще одна важная деталь: Роза вырастает на могиле отца Принца, по всей видимости увенчанной еще и крестом.

Известно, что Ганс Христиан Андерсен был тесно связан с обществом Розенкрейцеров, чьей эмблемой была мистическая роза в центре креста. Братья Розы и Креста свято чтили отца основателя Ордена - самого Христиана Розенкрейца, и раз в пять лет проводили на его гробе особые ритуалы. Рознекрейцеры не чурались белой магии и много занимались алхимией. Об их чудесах ходили легенды.

Итак, наш отвергнутый Принц наделен силой и мудростью подлинного Мага - Мастера инициации. Сказочник осторожно намекает на его «громкое имя», способное привлечь многих «понимающих Принцесс».

По характеру принц терпелив и коварен: Потерпев неудачу на первом этапе, он продолжает «испытывать» злую кокетку. Согласно сценарию инициации он соблазняет её земными чудесами: горшочком, отрывающим тайны семейной кухни, и трещоткой, играющей все вальсы на свете. Девушка готова купить дивные безделушки, за любые деньги, однако в кругу волшебного искусства деньги бессильны, и здесь нет ничего дороже Любви. Слепое и глупое сердце Принцессы не умеет любить, но она готова «платить поцелуями» за право обладания сомнительными чудесами.

В Средневековье поцелуй приравнивался к обряду магического Посвящения и означал глубинное слияние сердец, в сказках лобзание снимает зловредные чары и пробуждает героев от мертвого сна. Но сей глубоко инициатический акт не производит ни малейшего впечатления на избалованную вертихвостку. Похоже, разоблачение меркантильности и продажности мира, олицетворенного Принцессой, доставляет сказочнику особое удовольствие. В нашем царстве свиней развелось – просто ужас! – замечает её отец Император. Неопрятный свинарник находится как раз под окнами его дворца, так что он может видеть все последствия «заговора фрейлин». Разгневанный император мечет перуны на голову падшей дочери. Принц сбрасывает грязный плащ, и посылает бывшую Принцессу «к свиньям».

Горько стеная, бедняжка покидает дворец. Весь волшебный скарб, включая горшок и трещотку, остается при ней, и печать посвящения – поцелуй Принца, еще горит на ее губах, однако, это посвящение – черное.

Теперь мы можем дать определение столь опасного для мира явления как «контринициация». Чёрное посвящение - это не пройденная ступень, не взятая высота, когда адепт застревает между потолком обычного человека и небом Посвященного. Такой человек может быть тонким обавником и гипнотизером, он может проходить сквозь стены и являть предметы из пустоты. Он может основывать новые учения и сам раздавать «посвящения». Но сотрясая небеса, он будет жить и творить только во имя свое. Черная инициация или купленное посвящение – это пародия на подлинность, бездуховная подделка, величайшая из подмен, когда смерть выдает себя за жизнь, когда любовь, с её соловьями и живыми розами, становится смешной и постыдной слабостью, а добродетель и честь свободно конвертируются и продаются за безделушки.

Одна из разновидностей Чёрной инициации известна этнографам и исследователям религий как пережитки тайного культа Сета, как змеиные культы Ближнего Востока, и разного рода сатанинские секты. Адепты этих направлений владеют глубокими эзотерическими знаниями, но их цели прямо противоположны задачам белой инициации, однако их реальная вина в печальном состоянии нашего мира близка к нулю.

Отметив относительную безвредность черных культов, пора сказать и о главном принципе духовного здоровья человека или целой нации – о золотом яйце неповрежденной истины. Целостность и крепость его границ и внутренней сферы - главное условие развития в нем жизни.

Любое духовное учение имеет свое законное пространство, свои исторически очерченные священные границы, и собственную цель, но едва оно «переносит забор» и начинает осваивать чужую территорию, как положение резко меняется. В этом смысле контринициация – это «Ковчег ересей», тайная порча, Троянский конь, полный мстительных «данайцев». Духовная инфекция, тайно просочившаяся в чужое ментальное пространство, действует как вирус, ломает защитные барьеры и дезорганизует всю систему. Кровь не лжет, лжет только примесь, так кратко и емко можно охарактеризовать опасность чужеродного заражения.

И большинству из нас будет крайне неприятно узнать, что уже в раннем детстве мы получили в подарок Троянского коня, изящную контрабанду, сундучок с двойным дном, Золотой Ключик для входа в зал тайн! Один поворот ключа, трик-трак и дверца в странный мир распахнута!

Он сродни парадоксальному пространству Морица Эшера, где всё поставлено с ног на голову и неспроста: в прямом инициатическом опыте добро и зло часто меняются местами. В пограничной сфере между обыденным и потусторонним сплошь и рядом подъем осуществляется через спуск, а взлет ведёт прямо в бездну.

В этот параллельный мир допущены лишь посвящённые, а простофили-профаны исполняют партии пустоголовых марионеток. Этот «странный мир» имеет своих эмиссаров, он вёдет законспирированные войны и проводит парады, но остаётся незримым для большинства людей.

Он имеет свои пароли и явки, и в нём сильнее тот, кто больше знает, лучше осведомлён, владеет тайным ключом, но любая тайна жаждет быть раскрытой и время пришло…

 


Ступень I

 

«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»

 

Я сегодня смеюсь над собой…

Мне так хочется счастья и ласки,

Мне так хочется глупенькой сказки.

Детской сказки наивной, смешной.

А. Вертинский

 

Н

аивные и смешные сказки помещаются в самой глубокой и «нежной» части нашей памяти, где почивают священные мифы, родительские заповеди, заветные образы и мистические символы, до конца неясные нам самим.

Греческое слово «мистика», или латинское «аркана» имеют одинаковое значение – «тайна». Тайна рождает неодолимое притяжение, и давно замечено, что запреты и умолчания лишь разжигают любопытство. Должно быть, поэтому богиню Истины и тайного Знания – царственную Изиду-Уранию изображают или дерзко обнажённой, или сокрытой непроницаемым покровом.

Шалости с тайным знанием и попытки похвастать своим знакомством с Изидой-Уранией соблазнительны, но опасны. По преданию, смельчак, рискнувший бросить взгляд под её покрывало, больше никогда не улыбался. По всей видимости, свою дань Изиде принёс и Алексей Толстой, автор сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Интрига присутствует уже в самих мотивах сотворения этого примечательного произведения. Сказка была написана в 1936 году, когда творческая судьба Алексея Толстого складывалась как нельзя более благополучно.

Похожее, что писателю, создавшему к тому времени такие шедевры как «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита» не хватало именно детской сказки, чтобы в 1937 году стать членом Верховного Совета СССР. При этом сам маститый писатель называет свою книгу «романом для детей и взрослых», осторожно намекая на особый статус своего произведения.

«Приключение Буратино» - наивная, псевдоромантическая сказочка, рассказывающая о триумфе революции в отдельно взятом кукольном театре, вышла сразу после того, как был ликвидирован Институт Детского Чтения, специализировавшийся на разоблачении «переодетых принцев-комариков» и «рыжих усатых тараканов» из сказок Корнея Чуковского. Похоже, Алексей Толстой состоял в особых отношениях не только с царственной Изидой, но и с бдительной Цензурой и с её старшей сестрой неподкупной Юстицией. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку! – говорили римляне. Алексею Толстому было многое дозволено…

Новая сказка оказалась чрезвычайно полезной для детворы страны победившего атеизма. С лёгкой руки своего «крёстного отца» маленькая деревянная кукла с полосатым чулком на голове быстро возросла до культовой фигуры советской эпохи. Триумфальное шествие Буратино впечатлило бы даже современных мастеров пиара. Судите сами: оперативно написана и срочно поставлена кукольная опера, а уже через три года после выхода книги, при активнейшем участии автора на «Мосфильме» снят художественный фильм, а конфеты, вафли и карандаши «Буратино» лишь подтверждают небывалую популярность нового героя. Мистика? Не без этого…

Да и сам Алексей Толстой явно поскромничал, объясняя своё внезапное обращение в детство: Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино).

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.

Теперь через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка.

Однако, за детской наивностью этого признания таится лукавство. С приключениями Пиноккио, написанными итальянским весельчаком Карло Коллоди, Алёша, точнее, Алексей Николаевич, мог познакомиться не ранее 1908 года, в возрасте достаточно зрелом для любителя сказок. Ему уже исполнилось двадцать пять, когда книга наконец-то появилась в России, если, конечно, не учитывать возможность чтения сказки на итальянском языке, что в целом не характерно для русской провинции того времени.

Итак, раскроем карты!

Небольшое уточнение: нам понадобится колода «старших карт» Таро – конспект герметических наук и оккультных символов, довольно точно описывающих путь профана по ступеням масонской лестницы от кандидата в аспиранты и далее. Эта колода подозрительно напоминает «книжку с большими буквами и занимательными картинками», которую получил Буратино из рук мастера папы Карло. На каждой карте кроме «занимательной картинки» имеется буква магического (еврейского) алфавита и цифра, обозначающая номер карты в колоде. Разумеется и цифра и картинка и буква взаимосвязаны. Однако всё по порядку, тем более что именно порядок – одна из главных загадок Таро.

 


 

Ступень вторая

 

ДОСЬЕ НА БУРАТИНО

Замолчи, замолчи, Сумасшедший Шарманщик

Этой песни нам лучше не знать никогда!

А. Вертинский

В

зависимости от качества перевода и философской школы названия карт Таро варьируются от возвышенно-мистического слога, до лёгкой иронии и даже вульгарной насмешки. К примеру, первая карта – «Маг» имеет «бытовое» название – «Фокусник», «Глумец», «Лицедей» или «Скоморох», сохраняя намёк на высокого неизвестного, образ которого символически замещает собой чародей. Но уже первые шаги на пути тайного знания полны подвохов: так при более глубком подходе к символике карты, под маской изначального всеедниства мира, обозначенную буквой Алеф, мы обнаруживаем клокочущую пустоту, иллюзорность материального мира и его дурную бесконечность.

Бесконечности в символике Таро уделено особое внимание. З нак бесконечности над головой персонажа - свидетельтво его высочайшей духовной касты. Знак может изображаться явно, а может быть зашифрован в изящно изогнутых полях шляпы, напоминающих горизонтально расположенную восьмёрку или ленту Мёбиуса. Этот правильно прочитанный «знак отличия» возводит странствующего фокусника-комедианта в ранг Демиурга.

Оказывается, что когда-то и «…Карло в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб».

 

 

 

 

Согласитесь, что упоминание о шляпе Карло, как будто случайное, на самом деле случайным не является. «Что же, кроме шляпы на Карло ничего не было?» – могут ёрнически вопросить вслед за братьями Стругацкими («Понедельник начинается в субботу») слишком вдумчивые читатели, и будут правы: всё дело в шляпе!

Кроме фигуры Мага, на карте обязательно присутствуют магические знаки четырёх стихий: чаша (Святой Грааль), пентакль (иногда пять монет), меч и жезл (волшебная палочка). От Карабаса Барабаса Буратино получает пять золотых монет специально для папы Карло, так как именно «пентакль» или «монета» – один из атрибутов «Фокусника». Заметим, что находчивость и изящество Алексея Толстого лишь возрастают по мере перетасовки и расклада волшебной колоды для очередного витка сюжета.

В том, что Карло и есть «творец иллюзий», сомневаться не приходится: именно он нарисовал «очаг и котелок на куске старого холста», да так правдоподобно, что голодный Буратино протыкает носом аппетитный натюрморт. Создав манящую картинку земного благополучия, Карло приступает к истинно творческой задаче, но в деле «сотворения человека» ему не обойтись без идейного вдохновителя: без Первопричины Творения. Эта роль отдана старику Джузеппе по прозвищу Сизый Нос. Именно он подсовывает Карло говорящее полено и советует смастерить себе помощника, чтобы не остаться в старости без «кусочка хлеба и стаканчика вина». Это доброе пожелание старого пьяницы можно было бы оставить без особого внимания, если бы хлеб и вино – не были бы основой христианской евхаристии, истинной плотью и истинной кровью Бога. Совет Джузеппе отдаёт явным непочтением к христианским символам и ритуалам. Да и сам Джузеппе, Сизый Нос, в общем-то, как бы лишний в повествовании, и в дальнейшем он исчезает без следа «яко дух».

Но у классиков не бывает «лишних людей». Попахивающий винными парами Джузеппе – инициатор, автор идеи, её Дух. Папа Карло – творец, создатель куклы, а сам проказливый деревянный мальчонка заключает собой эту досточтимую «троицу». Так Единый в сущности проявляет себя в тройственных аспектах.

В символизме масонства три Великих Мастера становятся Причинной Триадой, установленной посвящёнными философами в качестве триединой основы существо-вания Вселенной. Хирам Демиург, Бог Творец есть вечное неизменное Божество. Царь Тира Хирам, по библейской легенде – преданный друг и соратник Соломона, представляет собой источник благих энергий, духовных эманаций Божества. Хирам Абифф из Тира, назван Величайшим Мастером. Этот третий персонаж рассматривается масонами, как прототип нового человечества. Хираму Абиффу, как «универсальной активности» дарована власть над низшими элементами мироздания. Она символизируется молотом в его руках.

Наш деревянный человечек не просто активен, но прямо-таки двигательно расторможен, разнообразные желания рвут его на части, а его путь по ступеням лестницы универсального посвящения одновременно драматичен и смешон. Чем не слепок с новорождённого человечества, которое нуждается в сведущем Мастере не меньше, чем неотёсанный чурбан в токарном станке.

Первые шаги от сотворения Буратино приносят его создателю, папе Карло, обидные неприятности. Но так уж предначертано, ибо «когда Хирам Демиург взялся за творение он открыл период своего космического мученичества» (Мэнли П. Холл).

Примечательно, что первый предмет, попавший в руки Буратино, это конечно же молоток - ударный масонский символ. Итак, озорные оккультные рожки, торчащие из сказки, видны, так сказать, невооружённым глазом. Уточним, что масонство и любые заигрыванья с оккультизмом в Советской России в то время находились под запретом и жёстко преследовались

Что же такое «Золотой ключик» в свете нашего предположения: изящная насмешка над профанами, или даже над самим «усатым полицейским» от литературы? А может быть, это тайное послание «до востребования», или некая эстафетная палочка, которую раз в столетие передают друг другу Посвящённые?

 

 


 

Ступень третья

 

БЕГСТВО ПУЛЬЧИНЕЛЛЫ

«Мильционер, поймали херувима!»

Н. Клюев

 

В

ту секунду, когда с Буратино снята последняя стружка, и надет «дурацкий» колпак, на сцену выпрыгивает «Джокер». Это нулевая карта, у неё много названий: «Глупец», «Безумный», «Дурак». Другое название этой карты «Материалист », в «египетском» Таро ей соответствует карта «Крокодил ».

В Таро «Дурак» изображён слепцом, бредущим прямиком к пропасти. «Дурак» молод и отважен, оттого и готов отправиться в рискованнейшее приключение. Создаётся впечатление, что по ходу сказки Буратино принимает масонское посвящение по шотландского обряду, где неофиту закрывают глаза повязкой, символизирующей его полную духовную слепоту. Кот и лиса таскают Буратино по окрестностям города Дураков, крепко-накрепко завязав ему глаза. В масонской иерархии этой стадии духовного роста соответствует звание «профан».

Еще одна примета на тропе сновидений, подтверждающая, что мы на правильном пути – разинутый башмак, явно упавший с чьей-то ноги. Обратите внимание: «Дурак» на нулевой карте брёдёт по миру в одном ботинке. Известно, что в зал посвящений неофит вступает разувшись на одну ногу. Но в сказке это символическое разувание производит Папа Карло. Он срывает с ноги башмак, чтобы прогнать крысу Шушару, но тем не менее ритуал соблюдён!

Забавный поиск аналогий между Таро, масонскими символами и нашей сказкой может быть продолжен. Приглядитесь, у ног «Дурака» суетится небольшое животное: собака, кошка, а в культовых колодах они вырастают до тигра и крокодила. Меньший брат всеми силами удерживает «Дурака» от падения в пропасть, кусает за пятку, и даже сдирает с Дурака штаны. Принято считать, что это инстинкты, животная природа, которая доминирует в психике человека в этот период. Вот и наш герой ухитряется раздразнить крысу Шушару, и если бы не помощь папы Карло, сказку на этом можно было бы и закончить.

В дальнейшем Буратино залезает в кувшин с костями. Эта амфора с останками – возможный намёк на символическое погребение в гробу с истлевшим скелетом.

Символика нулевой карты отражает трагизм положения неофита. Прежде всего, это резкий разрыв уровней, прыжок в бесконечность, муки духовного рождения, когда старое уже безвозвратно отвергнуто, а новое ещё не обретено, и под ногой искателя истины разверзается пропасть. Всё мужество, воля и жажда познания понадобятся ему, чтобы сделать этот шаг.

Нумерологическое значение этой карты утверждает, что дурак поистине «круглый». Числовой эквивалент «Дурака» неразложим, и это роднит его с первой, «божественной» картой. Действительно, наивный простец, или юродивый, зачастую оказываются ближе к Богу, чем хитромудрый делец или властитель.

Нулевому интеллекту «Дурака» соответствует буква «шин» (ש) еврейского алфавита.

По остроумному замечанию В.А.Пономарёва, эта буква подозрительно напоминает «Серп и Молот» – эмблему победившего социализма. В этом свете само название «Страна Дураков» (у Коллоди – «Болвания») приобретает дополнительный символизм, а легкомысленные, на первый взгляд, совпадения выстраиваются в увлекательную цепочку литературно-детективного расследования. В масонском символизме есть некая «Гора Дураков»: так профан, с огромным трудом и помпой одолевший её вершину, всего лишь первый среди недоумков.

 

 

 

В старинных строях Таро Дурак одет в украшенный звёздами наряд. Напомним, что в Таро всё имеет смысл: сквозь одежду дурака просвечивает божественная субстанция – Марди Грас, «блеск божественных искр, разбросанных по одеянию шутов». Заметим, что полено, из которого был сделан Буратино, уже имело в себе изначальную искру жизни, вложенную в него таинственным образом.

Так осыпанное блёстками одеяние «Дурака» призвано напоминать о «божьих искрах», что светят в глазах самого верного и любимого друга, они же сокрыты под оболочкой самого отвратительного негодяя, как гласит одно из масонских поучений.

Но «злые дети не любят, когда им делает замечание кто-нибудь знающий больше чем они» – устами говорящего сверчка замечает Коллоди. И в голову мудрого учителя летит «деревянный молоток » - ударный масонский символ, а само неразумное дитя уже несётся навстречу «ужжасным приключениям» и коварным соблазнам.

 

 

Первым искушением на пути деревянного человечка-марионетки становится театр. Наивного Буратино неудержимо тянет к шатру, где обещано неповторимое представление, однако вход в храм лицедейства надёжно перекрыт билетёршей. Но мир иллюзии раскинут по обе стороны занавеса и «полная улыбающаяся тётя» - тоже маска.

Вот как описывает храм посвящения Эдуард Шюре: «Если же Иерофант находил в ищущем искреннюю жажду истины, он предлагал ему следовать за собой… в подземные пещеры. Дверь, ведущая к ним, была закрыта статуей Изиды в натуральную величину. Богиня изображалась сидящею с закрытой книгой на коленях, в позе глубокого размышления. Лицо её было закрыто. Под статуей виднелась надпись: «Ни единый смертный не поднимал моего покрывала».

Так в сказке появляется вторая карта колоды: «Жрица». Это сама Изида, «Непорочная мира», олицетворение космического женского начала, хранительница тайны воплощения и материнства, и всепроникающей мудрости Природы. Жрица держит книгу и ключи от секретных доктрин. В руках «полной улыбающейся тёти», восседающей у входа в балаган, «книга тайн» распадется на оторванные билетики. Не беда: ведь Таро, как утверждают оккультные источники, это тоже разрозненные листки великой книги Тота Гермеса.

Богиня Изида, (в строе Таро ей соответствует аркан «Жрица») изображается стоящей или сидящей между двумя столпами – Иахином и Боазом (Воазом) Соломонова храма, указывая, что понимание всегда находится в точке равновесия, и что истина часто распята между двумя

столпами кажущегося противоречия.

Два столба, две башни, две колонны: красная и чёрная – сквозной образ Таро. «Красная представляет восхождение духа к свету Осириса: тёмная – его пленение в материи, и падение его может окончиться полным уничтожением. Каждый, прикасающийся к нашему учению, ставит на ставку свою жизнь» - предупреждает искателей Эдурад Шюре. Кстати нелишне заметить, что именно книга Шюре «Великие Посвящённые» была настольной книгой Максима Горького. Умирающий Буревестник просил домашних читать её вслух, но уже через десять-пятнадцать лет за одно лишь хранение этой примечательной книги, отважному соискателю истины грозил суд и ссылка в суровые полярные ландшафты.

Однако, за чтение «Буратино» ещё никого не ссылали, хотя по части запретной символики он не отстаёт от «Великих Посвящённых».

К примеру, Алексей Толстой вновь и вновь даёт изображение священных столпов то под видом деревьев по краям сцены, то в образе покосившихся колоколен. Этот момент особенно важен для тайного оккультиста, ведь в пространстве между башнями близнецами разыгрывается заключительное «представление»: «С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков». Сокровенный смысл «двух столпов» в том, что «Мир ждёт, ждёт Озарённого, который выйдет из портика между двух колонн храма мудрости».

Не удивительно, что заключительное представление, которое терпеливо ожидали тайные пастыри, действительно разыгралось одиннадцатого сентября 2001 года по всем правилам мистического спектакля. Две башни-близнецы Нью-Йоркского делового центра были повержены в прах на глазах ничего не понимающего челОвечества. Одиннадцатая карта Таро «Сила и Справедливость» была разыграна весьма тонко по всем правилам и с соблюдением ритуала.

 

 


 

Ожидая начала представления, Буратино с интересом разглядывает занавес, и этот занавес подозрительно напоминает образы Таро. «На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в чёрных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звёздами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки ».

Единственное представление кукольного театра занимательно не менее, чем всё предыдущее.

Суть разыгрываемой на сцене комедии – это драка Пьеро и Арлекина, безнадёжная борьба худосочной Добродетели и полнокровного Зла. Пьеро – начинающий поэт, и его дар оттачивается в утончённых страданиях души. Его удел – печаль, насмешки и оплеухи безответной любви. Его наряд и грим – это Свет, но не солнечный блеск, а свет лунной меланхолии. В то время, как его чёрно-красный соперник в рогатом колпаке, точно только что выпрыгнул из преисподней, он полон насмешек, злой иронии и у него постоянно чешутся кулаки.

Название этого фарса тридцать три подзатыльника. Тридцать три, число не менее мистическое, чем двадцать два. Оно считается числом совершенства и горделиво именуется «числом Бэкона». Известно, что все великие мужи древности великолепно знали анатомию. У человека тридцать три позвонка, соответственно тридцать три есть «число человеческое».

В сказке Пушкина тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором выходят на заре из вод морских. Что это, как не становление разумной жизни, вышедшей из моря, хотя и в чешуе, но зато с дядькой-мозгом во главе. Столь знаменательное число вполне может служить паролем, или «знаком мастера» для адептов, посвящённых в его секрет.

Долгожданное представление кукольного театра – это сфера открытой истины, в Таро ей соответствует двадцать первая карта – «Мир». Эта карта появляется дважды: в начале сказки и в её конце, так как в сказке разыгрывается два спектакля. Девушка, изображенная на карте, кружит в хороводе четырёх вещих животных. Она – божественный огонь в сердце Мира – Великой Мистерии. Её позиция читается как алхимический знак Серы, космический огонь, горящий «в сердце каждого человека и каждой звезды»йзнак серы, огонь, горящег огняредпоследней главе уже в виде башен.глядывая занавес.мела.летом, который без особых усилий оброс.

Насколько этот знак важен для оккультного понимания, доказывает тот факт, что именно он зашифрован в позах многих персонажей Таро: таковы «Фараон» в египетском Таро, или фигура «Повешенного» на одноимённой карте.

Алексей Толстой даёт этот символ зримо: «Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол», – не терпящим возражений голоском приказывает Мальвина деревянному мальчику. Нога, согнутая в колене и приставленная к телу под углом – это и есть алхимический знак серы.

Очутившись в центре круговращения, упоённый движением и сменой декораций, Буратино (человеческая душа) быстро забывает, зачем его сотворил добрый папа Карло, одел, обул, вручил мудрую книгу, и, как следствие, деревянный человечек попадает в лапы «кукольного владыки».


Ступень четвертая

 

ТЕАТР ГОСПОДИНА САТАНЫ

Волк и заяц, тигры в клетке –

Все они марионетки.

В ловких и натруженных руках…

 

А.Макаревич

 

В сказке Коллоди бородатый кукольник Манджофоко сжимает в руках плётку, сплетённую из лисьих хвостов и змей: это почти всё, что роднит его с Карабасом Барабасом, ибо Манджофоко грубоват, но чувствителен и бескорыстен. Рядом с ним Карабас – это сущее исчадие ада: «Услышав весь этот шум, из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него.

Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку».

Насчёт крокодила, намёк, как говорится, ясен. На карте «Дурак» египетского Таро изображён крокодил, подстерегающий незадачливого путника. А портрет самого «хозяина кукольного театра, доктора кукольных наук» написан столь густо инфернальными красками, что директор заштатного театра, превращается не то в чёрта с кочергой, не то – в самого Князя Тьмы.

 

«Синьор Карабас Барабас, страшно сопя носом, мешал кочергой угли. Вдруг глаза его налились кровью… Должно быть, ему в нос попал кусочек угля».

Внимание, мы приближаемся к одному из самых загадочных и драматичных феноменов Таро. Это карта пятнадцатая «Дьявол ». На ней изображён козлоногий и рогатый андрогин, властелин ада, удерживающий на привязи демонизированных мужчину и женщину. В руке его чадит опрокинутый факел (свеча).

Напомним, что мы анализируем эзотерическое Таро с классическим набором символов. В современных колодах строй пятнадцатой карты искажён в пользу большей декоративности. Там уже нет скованных цепями Адама и Евы. Полярность принципов может быть выражена рожками агнца, а узы – крепким кулаком двуполого дьявола. Библейский колорит подчёркнут ослиной челюстью в руке андрогина. Известно, что ослиная челюсть прославила иудейского богатыря Самсона. Тысяча филистимлян была убита им посредством этого орудия. Белое и пушистое «человечество» буквально отдано на заклание «Козлу Мендоса». Его рогатая голова и есть пресловутая перевёрнутая пентаграмма.

Козлоногий бес пятнадцатой карты восседает на кубе (глобусе). Мужчина и женщина, прикованные цепями к его трону, имеют облик сатиров. Это порабощённые и растлённые души. Алексей Толстой щадит наши нервы: Карабас Барабас дёргает за верёвочки и вешает на гвозди всего лишь деревянных кукол.

Семихвостая плётка Карабаса Барабаса есть перевёрнутый факел в руках андрогина. По семеричному коду: числу чакр спинного мозга, плётка Карабаса – аналог посоха Гермета-Отшельника на девятой карте, забегая вперёд отметим, что на посохе насчитывается семь сучков. «Плётка в семь хвостов» означает, что куклы, точнее рабы, находятся во власти мучителя от макушки до её антипода.

Адское пламя Карабаса Барабаса, в котором едва не сгорел Буратино, и факел в руках двуполого беса – это земные соблазны, ложный свет, который ведёт непросвещённые души к разрушению и смерти.

Однако правильно прочитанная символика карты указывает, что «Дьявол» – не персона, а скорее – наше грубое материальное естество, не только удерживающее человека на привязи земных страстей, но ещё и подстёгивающее, подстрекающее к животной жизни, главным образом к «способу преемства скотскому и бессловесному». Он – всё что пленяет и стесняет наш вечный дух. В древности этот образ был более гармоничен. Это - Великий Пан, бог природы, а его пугающая андрогиния – лишь отражение всеобщей структуры мира, где все границы и разделения, в том числе и половые, весьма условны и временны. На таком понимании основывается тантрическая традиция и метафизическая эротика закрытых сект и тайных обществ.

 

 

 

Цепи, удерживающие сатиров на привязи, могут быть истолкованы по-разному: ведь все мы, хотим того или не хотим, служим идеям, утвердившимся в нашей ментальности или в более высоких, духовных областях. Все мы скованы цепью своих «хотений-нехотений». Цепи – это и рабское поклонение ложным идеям, и законы земного выживания, и неумолимая логика Природы. Даже сам Бафомет, Князь мира сего, всего лишь нижняя часть некой дуальности, а значит он тоже сидит на цепи!

Сказочная индивидуальность Карабаса Барабаса так же соткана из паутины различных уз. Узы – это не только плеть, бечёвки или трости «кукловода», это и огромная, несоразмерная борода Карабаса. Борода – это возможность опутать, увлечь или запутаться самому, как это и происходит с Карабасом Барабасом. Он наступает на собственную бороду, прячет её в карман и дёргает себя за неё же. Неопрятная, вызывающе длинная борода – архетипический символ кровожадной дремучести (Синяя Борода), но и признак магических возможностей (Старик Хоттабыч). Ловкий Буратино ухитряется приклеить бороду Карабаса Барабаса к сосновому стволу. На языке сказочных символов он возвращает его к духовной вертикали мирового древа для вразумления. Но Директор кукольно театра отказывается от осознания и проклинает свой временный плен.

Тем не менее картинка вполне философская с точки зрения масонских поучений: так Дух, уловленный в тенёта плоти, страдает от земной маеты, но в развитии каждой живой индивидуальности наступает время, когда её пробуждённое сознание начинает понимать, что является узником. Именно на этом этапе человек всё более настойчиво кричит об освобождении его от сковывающих пут, которые, будучи невидимыми для глаз смертных, связывают его цепями куда более страшными, чем в физической тюрьме. (Мэнли П.Холл).

 

 


Ступень пятая

«ПЕНЬКОВАЯ ТРОПКА»

Счастлив, кто падает вниз головой

Мир для него хоть на миг, но иной.

В. Ходасевич

 

Вполне логично, что золотые, полученные из рук дьявольского Карабаса, князя Мира Сего, не приносят Буратино и малой толики счастья. На запах денег сбегаются хищники без чести и совести; за деревянным человечком увязываются кот и лиса, чтобы вновь и вновь околпачивать его. Эти зловещие персонажи соответствуют карте восемнадцатой «Луна », а Поле Чудес, на которое они заманивают Буратино – безрадостному пейзажу на этой карте.

«По ту сторону ручья среди куч мусора виднелись полуразвалившиеся



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: