Арканы: «ОТШЕЛЬНИК», «ДУРАК», «ДЬЯВОЛ», «МАГ»




Посох означает знание, которое и является единственной опорой человечества. Иногда мистический посох разделён сучками на семь частей – тонкая аналогия с таинственными семью священными центрами в человеческой спине», – поясняет подробности карты Мэнли П. Холл.

Среди других символов карты «Отшельник » – капюшон, позволяющий смотреть только вперёд и вверх, и небольшой светильник, освещающий часть пути, дневной путь, небольшой круг забот, но выполнять их надо истово. Этот персонаж, несомненно, представлен и в «Маленьком принце» Антуана Экзюпери, произведении столь же эзотерическом, как и наша сказка: это фонарщик. На фонарщике, нарисованном самим Экзюпери, шляпа в виде космической лемнискаты, и весь его облик очень напоминает старого шарманщика Карло.

Смерть крысы Шушары знаменует собой полное умерщвление животных страстей кандидата. Иллюзии разоблачены, и дракон животного естества повергнут.

По совету Буратино папа Карло отдирает дырявый холст иллюзий при помощи молотка. Вот и для молотка нашлось разумное применение, хотя отдирать холст молотком довольно проблематично. Дело в том, что молоток – символ, в дальнейшем Карло пользуется традиционными клещами.

Девятнадцатый аркан – «Солнце», иначе «Ослепительный свет» – явлен нам сразу после тьмы подземелья, как рассвет после ночи. «Первое, что они увидели, когда пролезли в отверстие, – это расходящиеся лучи солнца. Они падали со сводчатого потолка сквозь круглое окно »

«Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди неё стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе блестел золотой зигзаг молнии ». Так «лезвие сознания», зигзаг мысли разрывает тьму и хаос. Комната из желтоватого мрамора, если взглянуть на неё достаточно отвлечённо, напоминает черепную коробку. Это «Святая святых», где заключены все тайны. «Сводчатый потолок», купол, откуда льётся свет – это теменной родник. В восточных эзотерических школах на высоких стадиях сознания это младенческое отверстие самораскрывается вновь.

В практике толкований Таро карта «Солнце» означает внимание к великим позывам, приходящим сверху.

«Теперь нам понятна картинка аркана. Активное Солнце изливает Свет, материализующийся вплоть до состояния золотого дождя. На картине держатся за руки два мальчика (хотите – мальчик с девочкой) Дети эти жизнерадостны, их обновляет свет, падающий на них. И всё это ограничено каменной загородкой…», – пишет Г.О.Мёбес.

Так в чём же тайна, увлекающая героя сказки на рискованный путь пионера первооткрывателя? Какая истина ожидает неофита за крепкой кованой дверью, за поворотом подземного хода или опасным испытанием, пройденным в мрачных подземельях гностиков? За запертой дверцей – обычная жизнь, но окрашенная мистическим светом и глубиной понимания. Это новый виток жизни и новых испытаний. Вот и сказка вся. «Что внизу, то и наверху», товарищи куклы. И мудрый сказочник терпеливо объясняет нам, что мы отправляемся вдаль лишь затем, чтобы найти искомое, вернувшись домой, ибо то, что мы ищем, с самого сотворения живёт в наших душах.

Буратино дует в хрипучую трубу, и на звук этой трубы со всех строн сбегаются «воскресшие куклы». Эта жизнеутверждающая картинка наглядно иллюстрирует карту двадцатую «Воскресение мёртвых », и изображением трубящего архангела и разбитых гробов.

Разрушение цитадели зла представлено на шестнадцатая карта Таро – «Башня разбитая молнией » Примечательно, что башня на карте разрушена молнией. А как называется театр Буратино? Правильно: «Молния»!

Всем достаётся поделом :Карабас Барабас так и остался сидеть в луже под дождём », дабы остудить свой адский темперамент, Дуремар нанимается мести пол в татре жизни – весьма подходящее занятие для Усталой Смерти. Изящную партию Мальвины завершает 21 карта «Мир » или «Открытая истина »: Девичья фигурка парит в облаках под охраной Сфинкса в четырёх ипостасях его природы. В сказке Мальвина продаёт билеты, и в этом мире больше нет жгучих тайн и сокрытых истин.

«Душа – дочь небес, и её странствия – есть испытания». Для Буратино конечная цель его приключений – всего лишь «играть в комедии самого себя». Чего же большего может желать любое создание, чем проявить все свои таланты, раскрыть свою суть, ради которой оно и было вызвано из праха?

Но расклад Таро не исчерпывает задач книги, и нам предстоит углубиться в лабиринты тайного знания безо всякой надежды на лёгкий путь. Нащупать верный путь в подземельях нам поможет Говорящий сверчок, именно его мы пригласим в свои спутники. Как мудрого сподвижника его ценил и Карло Коллоди, являя его читателям то в виде призрака, то в виде чудесно воскресшего просветлённого существа.

Своим меланхоличным «кри-кри », (точно перышко скрипит по бумаге) сверчок напоминает о заповедных уголках в любом жилище, где пылятся давно забытые вещи и откуда веет духом старины и тайны.

«Голос у сверчка был старый и слегка обиженный. Потому, что Говорящему сверчку в свое время все же попало по голове молотком…»

 

Итак, тайна раскрыта. А что же её хранитель? Он поспешно «уполз в какую-то щель подальше от суеты», проявив себя как подлинный гермет-отшельник. Говорящий Сверчок – прозрачный, местами лукавый намёк на тайные просветительские общества, которые уже давненько существуют рядом с нами, и учат исключительно добру безо всякой надежды быть услышанными. «Мир – это школа. Мы находимся здесь в обучении, и само наше присутствие говорит о необходимости дальнейшего образования» – сухо замечено в одном из масонских поучений. В ответ на кроткие увещеванья «ходить в школу» в голову сверчка летит молоток. Добавим: «ударный» масонский символ. Но именно сверчок оказывается хранителем тайны – волшебного сокровища за запертой дверцей.

Пожалуй, нельзя более польстить тайным учителям человечества.

 


 

Масонский путь из профанов в кандидаты, изложенный в книге «Великие посвящённые», мастерски обыгран Алексеем Толстым в приключениях Буратино, стремительно летящего вверх по ступеням сюжета. Испытание огнём и затхлый пруд (также описанные Э.Шюре); инициатическая смерть в кувшине-гробнице; искушение самой красивой куклой Карабаса Барабаса (буквально «чёртовой куклой»), не тронувшей сердце целомудренного Буратино; и, наконец, битва с чудовищами и победа над символами смерти и ада. Его путь к заветной цели выстраивается в строгой последовательности восхождения от профана до кандидата.

Справедливости ради, надо отметить, что не все двадцать две карты одинаково наглядно представлены в сказочной колоде. Четвёртая и пятая карты даны намёком и собирательно.

Четвёртая карта колоды Таро называется «Царь» или «Император». На карте некий правитель восседает на троне, опираясь на поручни в виде бараньих голов. Карта имеет и календарное значение. Четвертый месяц – апрель, и его астрологический символ – Овен.

В сказке «Приключения Буратино» толстый лис, губернатор Города Дураков, катается на шарабане, запряжённом парой овец (баранов). Выброшенный из повозки правитель исчезает из поля зрения подданных, вследствие чего возникает мнение, что «Губернатор был взят на небо живым», ввиду его почти божественной сущности.

На пятой карте – «Жрец » («Иерофант») – двое «учеников» склонились перед троном первосвященника. Похожая мизансцена возникает в книге дважды: «Арлекин и Пьеро упали на колени, умоляя пощадить несчастного Буратино ». В дальнейшем уже сам Карабас Барабас на коленях упрашивает «начальника города» схватить гадкого плутишку Буратино и старого мошенника Карло. Туфля начальника города, в которую Карабас Барабас опускает монеты, содержит полновесный намёк на папскую туфлю, которую принято целовать в знак поклонения.

Что же такое Таро? Кладовая сакральных архетипов? Стиль мышления? Или наш мир полон таинственных созвучий, и вовсе не обязательно быть масоном и оккультистом, чтобы «петь красиво в нашей земной глуши».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: