Государственное управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.
В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.
Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Основными задачами Минюста России являются:
1) реализация государственной политики в сфере юстиции;
2) обеспечение прав и законных интересов личности и
государства;
|
3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;
5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.
7) участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.
Минюст России в пределах своей компетенции:
1) создает свои территориальные органы, утверждает положения, утверждает штатную численность и фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников;
2) создает учреждения юстиции и иные организации, реорганизует и ликвидирует их, а также утверждает их уставы;
3) заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера;
4) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
5) привлекает для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
6) привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для осуществления своих задач и функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
7) направляет в орган, издавший нормативный правовой акт,
обязательный для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию;
|
8) представляет в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти;
9) направляет в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов;
10) направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями;
11) вносит в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов;
12) направляет в коллегии адвокатов предупреждения об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;
13) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, предприятий - разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники государственных посредников - федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих в установленном порядке экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно - технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимые для осуществления правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско - правового оборота результатов научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;
|
Минюст России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1) координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;
2) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
3) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
4) обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации;
5) осуществляет государственную регистрацию нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;
7) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
8) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;
9) представляет в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
10) изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;
11) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
12) ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
Задача
Следователь районной прокуратуры Шершов по просьбе секретаря-машинистки этой же прокуратуры Сидоровой выдал ее брату – шоферу автоколонны повестку о вызове его в качестве свидетеля в прокуратуру. С помощью повестки шофер пытался оправдаться за совершенный им прогул. Об этом стало известно районному прокурору и начальнику автоколонны. Рассмотрев материалы дела прокурор района издал приказ о понижении Шершова в должности, а секретаря-машинистку отстранении от работы сроком на 1 месяц. Начальник автоколонны уволил шофера за однократное грубое нарушение тру-довых обязанностей.
Законно ли применение меры административного наказания?
Аргументируйте свой ответ со ссылкой на законодательство.
В отношении шофера автоколонны административные меры в виде увольнения приняты законно т.к. учитывая тот факт, что повестка была выдана безосновательно, можно считать, что шофер совершил прогул без уважительной причины, согласно пп. "а" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ[3] меры принятые Начальником автоколонны правомерны.
Понятие прогула раскрыто в пп. "а" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ[3], где под прогулом понимается отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня смены независимо от его ее продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня смены. В п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"[3]
Следователь районной прокуратуры Шершов совершил уголовное преступление по статье 201 УК РФ «злоупотребление полномочиями», но так как вина в данном случае не так велика то правонарушение можно классифицировать как административное правонарушение, а значит заменить возбуждение уголовного дела увольнением следователя и секретаря машинистки, но принимая ввиду чистую репутацию до совершения этого правонарушения увольнение может быть заменено понижением в должности.
Статья 201 УК РФ
Злоупотребление полномочиями - умышленное преступление, совершаемое лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своих полномочий вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Объективная сторона преступления характеризуется причинением существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Преступление посягает на отношения, складывающиеся в сфере деятельности коммерческих организаций. Виновное лицо нарушает ее интересы, наносит ей материальный ущерб либо ущерб авторитету этой организации.