Искусственные эго-машины




1 https://technology.newscientist.com/article.ns7id — mg19926696.100&print—true.

2 Cleeremans A. Computational correlates of consciousness // Prog. Brain Res. 150:81-98 (2005). См. также его Consciousness: The radical plasticity thesis // Prog. Brain Res. 168:19-33 (2008).

3 См. также Metzinger T. Empirical perspectives from the selfmodel theory of subjectivity / Rahul Banerjee & Bikas K. Chakrabarti, eds. Progress in Brain Research. Amsterdam: Elsevier, 2008. Стр. 168, 215-246. DOI: 10.1016/S0079-6123(07)68018-2. На немецком см.: Metzinger T. Empirische perspektiven aus sicht der selbstmodelltheorie der aubjektivitat: Eine kurzdarstellung mit beispielen / S. Schütz-Bosbach & W. G. Schmidt (Hg.), Korperbilder in Kunst und Wissenschaf. Berlin, 2014. DOI: 10.1016/ Soo79-6123(07)68 018-2. Электронную версию можно запросить у автора.

4 Bongard J. et al. Resilient machines through continuous selfmodeling // Science 314:1118-21 (2006).

5 Bongard J. et al. Resilient machines through continuous selfmodeling // Science 314:1118-21 (2006). См. бесплатный материал на www.sciencemag.org/cgi/content/full/314/5802/1118/DCl. См. дополнительный материал: www.ccsl.mae.cornell.edu/research/ selfmodels/morepictures.htm.

6 Popper К., Eccles J. С. The Self and Its Brain: An Argument for Interactionism. New York: Routledge, 1984. Стр. 208. Статью Алана Тьюринга можно найти здесь: Mind 59:433-460 (1950).

7 Интересно отметить, что осознаваемое страдание — это, возможно, главное «слепое пятно» существующей философии. О ква-лия (англ, qualià) цвета и о зомби написаны тысячи страниц, а таким вездесущим феноменам, как ощущение боли, скуки или обыденной печали, известной как «субклиническая депрессия», почти не посвящается теоретических работ. То же относится к панике, отчаянию, стыду, осознаваемому переживанию собственной смертности и феноменологии утраты достоинства. Почему эти формы сознания философы в целом игнорируют? Просто ли из карьеризма («никто не хочет читать о страдании, как бы проницательны и важны ни были рассуждения») или для такого слепого пятна в познании есть более глубокие, эволюционные причины? Исследуя существующую феноменологию биологических систем этой планеты, обнаруживаем, что осознаваемое страдание, по меньшей мере, столь же существенно, как феноменология цветного зрения и способность к осознанному мышлению. Способность осознанно воспринимать цвета развилась в совсем недавнем эволюционно-биологическом прошлом, а способность к сложному, упорядоченному осознаваемому абстрактному мышлению — только с возникновением человека как вида. Между тем боль, паника, ревность, отчаяние и страх смерти появились миллионами лет ранее и у гораздо большего количества видов.

Технологии сознания и новый образ человечества

1 Я-модель можно представить как модель непрерывно порождающую гипотезы относительно предстоящего восприятия и минимизирующую ошибки этих гипотез. Об этом, например, у Friston К. The free-energy principle: a unified brain theory? // Nature Reviews Neuroscience 11:2 (2010), 127-138; Limanowski J., Blankenburg F. Minimal self-models and the free energy principle // Frontiers in Human Neuroscience, 7 (2012), doi:10.3389/fnhum.2013.00547; а также Seth А. К. Interoceptive inference, emotion, and the embodied self // Trends in Cognitive Sciences 17:11 (2013), 565-573. Также необходимо упомянуть о двух отличных философских монографиях: Hohwy J. The Predictive Mind. Oxford, 2013; Clark A. Surfing Uncertainty. Oxford, 2015.

2 Наша ярко выраженная способность верить в невидимых личностей может иметь дополнительные корни в том факте, что наши очень сильно развитые модули социального познания — то есть ответственные за построение психических моделей других личностей — могут сами по себе включиться в модусе офлайн. Некоторые авторы указывали, что, с эволюционной точки зрения, «гиперактивность» таких модулей полезна, поскольку намного лучше десять раз галлюцинировать виртуальную личность, чем один раз не заметить настоящую атаку. Касательно теории «гиперактивного распознавания действующих лиц» см. Barrett D. Exploring the natural foundations of religion // Trends Cog. Sci. 4:29-34. (2000). Относительно значения культа предков в данном контексте см. Dennett D. Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon.New York: Viking, 2006. Стр. 109 и далее; и Metzinger Т., Being No One: The SelfModel Theory of Subjectivity. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. Стр. 371 и далее. Опыт выхода из тела также почти неизбежно должен был внести свой вклад в твердую убежденность древнего человека в существовании невидимых личностей и более тонких уровней реальности. См. Metzinger Т. Out-of-body experiences as the origin of the concept of a “soul” // Mind and Matter 3(l):57-84 (2005).

Новая этика

1 См. Kamitami Y., Shimojo S. Manifestation of scotomas created by transcranial magnetic stimulation of human visual cortex // Nature Neuroscience 2:767-771 (1999).

2 См. Crane H., Piantanida T. P. On seeing reddish green and yellowish blue // Science 221:1078-1080 (1983).

3 Bejjani B.-P. et al. Transient acute depression induced by high-frequency deep-brain stimulation // E.Jour. Med. 340:1476-80 (1999). Вот примеры описания пациенткой своего сознательного опыта: «Я проваливаюсь в собственную голову, мне больше не хочется жить, видеть, слышать, чувствовать». Авторы сообщают, что на вопрос, почему она плачет и не больно ли ей, пациентка ответила: «Нет, я по горло сыта жизнью, с меня хватит... я больше не хочу жить, меня тошнит от жизни... все бесполезно, все напрасно, я боюсь этого мира». На вопрос, почему ей грустно, она ответила: «Я устала. Мне хочется забиться в угол... я, конечно, плачу над собой... я безнадежна, зачем вас беспокою». Заметьте, что глубокая стимуляция мозга может давать и обратный эффект, а именно облегчать серьезную, не поддающуюся лечению депрессию. Вот описания: «все пациенты спонтанно сообщали о мгновенном эффекте, в том числе „внезапном спокойствии или легкости”, „исчезновении чувства пустоты”, „чувстве обостренного восприятия”, „сопричастности” и о внезапном усилении света в помещении, в том числе об отчетливости зрительно воспринимаемых подробностей и яркости цветов в ответ на стимуляцию». См. Mayberg Н. Clinical study: Deep brain stimulation for treatment-resistant depression // Neuron 45:651-660 (2005).

4 Cook С. M., Persinger M. A. Experimental induction of the “Sensed Presence” in normal subjects and an exceptional subject // Percept Mot Skills 85:683-693 (1997). Относительно критической оценки и описания опыта от первого лица см. Horgan J. Rational Mysticism: Dispatches from the Border Between Science and Spirituality. New York: Houghton Mifflin, 2003.

5 См. Persinger M. A. Religious and mystical experiences as artifacts of temporal lobe function: A general hypothesis // Perc. Mot Skills 57:1255-62 (1983). Клиницисты давно наблюдают углубление эмоциональности и развитие ярко выраженных строгих этических и духовных установок у некоторых пациентов с хронической медиальной височной эпилепсией. Все еще обсуждается вопрос, можно ли считать это специфическим «личностным синдромом». См. Devinsky О., Najjar S. Evidence against the existence of a temporal lobe epilepsy personality syndrome // Neurology 53:S13-S25 (1999); Blume D. Evidence supporting the temporal lobe epilepsy personality syndrome // Neurology 53:S9-S12 (1999). Любопытное исследование недавнего случая можно найти в Picard F. State of belief, subjective certainty and bliss as a product of cortical dysfunction // Cortex 49:2492-2500 (2012)..

6 Больше информации о нейроэтике на веб-портале, который создали мои сотрудники Ханнес Больсен, Карстен Гризель и Элизабет Хильдт при Майнцском университете Иоганна Гутенберга, см. https://teamweb.uni-mainz.de/fb05/Neuroethics/. Обзор, который находится в свободном доступе в Интернете: Metzinger Т. Zehn Jahre Neuroethik des pharmazeutischen kognitiven Enhancements — Aktuelle Probleme und Handlungsrichtlinien fiir die Praxis // Fortschritte der Neurologie und Psychiatrie 80 (2012), 36-43.

7 См. Maher B. Poll results: Look who’s doping // Nature 452:674675 (2008). Также: Sakhanian B., Morein-Zamir S. Professor’s little helper // Nature 450:1157-5 (2007).

8 См. Farah M. J. et al. Neurocognitive enhancement: What can we do and what should we do? // Nature Reviews Neuroscience 5:421-425 (2004). Четыре года спустя, тщательно проанализировав все «за» и «против» и, возможно, многих удивив, ведущие специалисты по нейроэтике приходят к выводу, что: «нам следует приветствовать новые методы совершенствования работы мозга. В мире, где увеличивается продолжительность трудовой жизни и жизни вообще, инструменты совершенствования мышления — в том числе фармакологические — станут все полезнее для улучшения качества жизни и роста производительности, а также для борьбы с естественным и патологическим нарушением мышления в старости. Безопасные и эффективные средства пойдут на пользу отдельным людям и обществу». См. Greely Н. et al. Towards responsible use of cognitive-enhancing drugs by the healthy // Nature 456:702-705 (2008).

9 Относительно первой основательной дискуссии вокруг этого важного вопроса см.: Douglas Т. Moral enhancement // J. Appl Phil. 25:228-245 (2008). Изложенная доступным языком дискуссия на немецком языке: Metzinger Т. Neurotechnologie: Mit moraldoping zum besseren menschen? // SPIEGELOMJjVE, 9. 6. 2009. https:// www.spiegel.de/wissenschaft/mensch/0,1518,627199,00.html. В свободном доступе в Интернете находится также обзорная статья Metzinger Т. Zehn Jahre Neuroethik des pharmazeutischen kognitiven Enhancements — Aktuelle Probleme und Handlungsrichtlinien fur die Praxis // Fortschritte der Neurologie und Psychiatrie 80 (2012), 36-43.

10 См. Pahnke W.N., Richards W. A. Implications of LSD and experimental mysticism // Jour. Religion & Health 5:179 (1966).

11 См. Griffiths R. R. et al. Psilocybin can occasion mystical-type experiences having substantial and sustained personal meaning and spiritual significance // Psychopharm. 187:268-283 (2006).

12 См. Griffiths R. R. et al. Mystical-type experiences occasioned by psilocybin mediate the attribution of personal meaning and spiritual significance 14 months later // Jour. Psychophamn. 22:621632 (2008). Читателям, заинтересованным в молекулярных механизмах и феноменологическом измерении «океанической безграничности» я советую статью: Vollenweider F. Brain mechanisms of hallucinogens and entactogens // Dial. Clin. Nemo 3 (2001), 265-279, и Geyeru M, Vollenweider F. Serotonin research: contributions to understanding psychoses // Trends Pharmacol. Sci. 29 (2008), 445453. Хороший обзор на немецком: Vollenweider F. Neurobiologie der Halluzinogenerfahrung / H. Jungaberle, P. Gasser, J. Weingold und R. Verres (Hg.), Therapie mit psychoaktiven Substanzen, Bern 2008. Стр. 111-129.

13 См. Malleson N. Acute adverse reactions to LSD in clinical and experimental use in the United Kingdom // Br.Jour. Psychiatry 118:229-230 (1971).

14 См. Cohen S. Lysergic acid diethylamide: Side effects and complications // Jour. New. Ment. Dis. 130:30-40 (1960).

15 См. Strassman R.J. Adverse reactions to psychedelic drugs: A review of the literature // Jour. New. Men. Dis. 172:577-595 (1984); Halpern J. H., Pope H. G. Do hallucinogens cause residual neuropsychological toxicity? // Drug Alcohol Depend. 53:247-256 (1999); Johnson M. W. et al. Human hallucinogen research: Guidelines for safety // Jour. Psychopharm. 22:603-620 (2008). В самом свежем и полном обзоре научной литературы авторы выдвигают интересное (и, возможно, слишком смелое) утверждение, что «количество психотических реакций, суицидных попыток и самоубийств при использовании ЛСД (...) сравнимо с числом осложнений при обычной психотерапии». См. Passie Т. et al. The pharmacology of lysergic acid diethylamide: A review // CNS Neuroscience & Therapeutics 14:295-314 (2008).

16 См. Vastag B. Poised to challenge need for sleep, “Wakefulness enhancer” rouses concerns // Jour. Amer. Medic. Assoc. 291(2):167 (2004).

17 См. Metzinger T. Suffering / Kurt Almqvist & Anders Haag, eds. The Return of Consciousness. Stockholm: Axel and Margaret Ax:son-Johnson Foundation, 2016. В свободном доступе в Интернете.

18 Немецкий, доступный обзор для начинающих: Schleim S. Gedankenlesen. Pionierarbeit der Himforschung. Hannover, 2008.

19 См. Illes J. Neuroethics: Defining the Issues in Theory, Practice, and Policy. New York: Oxford University Press, 2005; и Wolpe P. R. et al. Emerging neurotechnologies for lie-detection: Promises and perils // Amer. Jour. Bioethics 5(2):39-49 (2005); или Metzinger T. Brain Fingerprinting — Gedankenleser im Kreuzverhör // Gehirn & Geist 3 (2008), 37-41. Переиздано в Konneker C. (Hg.) Wer erklärt den Menschen? Himforscher, Psychologen und Philosophen im Dialog. Frankfurt а. M., 2006, и в Konneker C. (Hg.) Die Zukunft des Gehirns — Wie Forscher den Menschen neu erfinden // Gehirn & Geist Dossier, 1. Стр. 50-54, Heidelberg, 2008; Metzinger T. Exposing lies // Scientific American MIND, October/November 17(5):32—37 (2006).

20 См. Cohen O. et al. MRI-based robotic embodiment: A pilot study / IEEE International Conference on Biomedical Robotics and Biomechatronics (2012), June 24-27, Rome, Italy.

21 В другом месте я исследовал этические последствия этих исторически новых форм деятельности и ввел понятие «ФМС-действие» (англ. «PSM-action»), то есть действие, при котором человек использует части своей я-модели для офлайн-симуляций, которые потом, минуя проксимальное, не-нейронное воплощение, ведут к последствиям в мире вне биологического тела. По разным причинам представляется возможным, что автономия действующего лица — и таким образом этическая ответственность — ограниченна относительно контроля импульсов и возможностей прекратить действие, см. Metzinger Т. Two principles for robot ethics / E. Hilgendorf & J.-P. Günther, eds., Robotik und Gesetzgebung. Baden-Baden: Nomos, 2013. Стр. 263-302. Электронную предпечатную версию можно найти здесь: https://www.blogs.uni-mainz.de/fb05philosophieengl/ files/2013/07/Metzinger_RG_2013_penultimate.pdf.

22 См. Two principles for robot ethics. In E. Hilgendorf & J.-P. Günther (Hrsg.), Robotik und Gesetzgebung. Baden-Baden: Nomos, 2013. Стр. 263-302, https://www.blogs.uni-mainz.de/fb05philosophieengl/ files/2013/07/Metzinger_RG_2013_penultimate.pdf.

23 Майкл Мадари (Michael Madary) и я разработали первый кодекс этического поведения для виртуальной реальности, который свободно доступен в Интернете, см: Real virtuality: А code of ethical conduct. Recommendations for good scientific practice and the consumers of VR-technology // Frontiers in Robotics and AI, 3:3 (2016). doi: 10.3389/frobt.2016.00003.

24 Приведу два примера. Во-первых, антинатуралист мог, читая о моем употреблении понятия «автономия», о том, чтобы побороть чисто идеологическую неприязнь и оборонительную позицию и использовать результаты исследований нейронауки в том числе креативно и конструктивно для «повышения автономии», указать, что я исхожу из очень слабого понятия автономии как гибкости и чувствительности к контексту, а не сильной формы свободы воли. Во-вторых, существует и более глубокий вопрос о том, как со стороны натуралистической позиции вообще можно сказать, что существует что-то подобное ценностям, что «хорошесть» действия или состояния сознания является объективным фактом, а не только чем-то, что эволюция встроила в нашу субъективную модель реальности, так как это имело успех. Спрашивая по-другому: выражают ли предложения, такие как «Нам следует минимизировать сознательное страдание всех существ, способных страдать!», вид познания о действительности или они, по сути, ни верны, ни неверны,

25 См. сноску 7 в главе 7 «Искусственные эго-машины».

26 См. Metzinger Т. Suffering / Kurt Almqvist & Anders Haag, eds. The Return of Consciousness. Stockholm: Axel and Margaret Ax:son Johnson Foundation, 2016. В свободном доступе в Интернете.

27 См. Harari Н. Democracy may be on its way out, (2006). www. edge.org/q2006/q06_2.html#harari.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: