1.Борьба с эрозией почв:а)агро. технич. мероприятия(попереч. распашка склонов;полосные посевы;безотвальная обраб. почв;мульчирование(присыпка или прикрывание) почв б)гидро.технич. мероп.(террасирование склонов) в)агролесомелират. мероп.(полезащитные лесные полосы;сниж. скорость ветра. 2)повышение продуктивности земель:а)мелторация(оптимиз. гидрологич. режима земель) б)химизация в)экологизация с/х г)рекультивация(повтор. возделывания земель) 3)мероприят. по улучшению использ. земельных рес.:а)улучш. земел. фонда,интенсификация б)огранич. влияние с/х отраслей в)использ. свобо. земель, пригод. в аграр. отношении.
22. Эколого-экономическое значение лесных и др. биол. Ресурсов.
Растения как единственные создатели органической материи служат биоэнергетической основой функционирования всей биосферы. От состояния растительного покрова территории отдельных стран и планеты в целом зависят общий баланс веществ и энергии на Земле. Благодаря фотосинтезу, свойственному только зеленым растениям, создается органическое вещество планеты. Фотосинтез - это процесс получения углеводов из углекислого газа и воды при помощи световой энергии солнечных лучей, которую растения превращают в химическую энергию и запасают в виде углеводов, белков, жиров, органических кислот и др. При этом выделяется кислород, а углерод входит в состав органических соединений.
Леса на земле образуют самые крупные экологич системы. Лес рассм как совокупн земли, древесной, кустарниковой и травяной растительности, микроорг и др компонентов окр среды, биологически взаимосвяз и влияющих друг на друга в своем развитии.
Лес - главный источник и аккумулятор органич вещ-ва, носитель колоссальной энергии. Особенно велика его роль в стабилизации кислородного баланса атмосферы на планете. Так, 1 га средневозраст леса поглощает ежегодно 4,6—6,5 т СО2 и выделяет 3,5—5 т О2. Наиболее значительна роль хвойных лесов северного полушария и вечнозеленых лесов тропиков и субтропиков. Функции леса:
|
1)Санитарно-гигиеническая роль(выделении фитонцидов, которые убивают болезнетворные микробы(1 м3 воздуха в лесу содержит 200—300 бактерий, а в крупных городах — в 200—500 раз больше). 2)Лес активно улавливает хим атмосферные загрязнения(газообразные). Обладает пылезащитными свойствами — листва крон очищает лес от вредных механических примесей. 3)Оздоровительное значение(рекреации населения в больших городах и пригородных зонах, лечебно-оздоровительные учреждения и спортивные сооружения, туристские комплексы, лагеря и т.д. 4)Леса могут захватывать до 50 % радиоактивной пыли, защищая от нее прилегающие посевы, сады, населенные пункты. 5)Лес явл источником получения материальных ресурсов (древесины, пищевых, лекарственных и технических ресурсов, продукции охотничьего промысла, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, отдых и туризм.Лесные ресурсы относятся к возобновимым (вместе с занимаемыми ими землями).
23. Лесные ресурсы РБ. Особенности лесопользования и лесовосстановления.
Осн. функции ЛиЛ в РБ выполняет лесное хоз-во—отрасль нар. хоз-ва, к-рая обеспечив-т потребности страны в древесине и др. продуктах Л, сохранение и рац. использ-е всего многообразия рес-сов лесного фонда и усиление эколог.функций лесов.Лесопольз-е,как один из важн. видов природопольз-я, закл-ся в заготовке древесины, извлечении из Л ср-в для получения технич-го и лекарственного сырья, пищевых продуктов, пушнины, дичи, а также в его использ-и в защитных, водоохранных, рекреационных и др. спец. целях. Лесные рес-сы- это не только древесина,но и разнообр. рес-сы не растит.,древесного и жив.происхожд-я.
|
В завис-ти от назначения насаждений все леса делятся на 2 гр.:
Первую группу с оставляют леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции (занимают 45,7 % площади лесного фонда).Они
Вторую группу образуют хозяйственные леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение (в структуре лесного фонда занимают 54,3 %). В лесах второй группы формируются высокопродуктивные древостои, обеспечиваются непрерывность и неистощимость использования лесных ресурсов.
24. Особо охраняемые природных территории.
Особо охраняемые природные территории- это участки земли и части водного пространства, природные комплексы, имеющие особое экологическое, научное, культурное, Все объекты, подлежащие охране, объединены в единую систему:
Заповедники природоохр научно-исследовательскими учреждения государственного значения: 1)сохранение в натуральном состоянии природного комплекса, 2)проведение научных исследований; 3)организация мониторинга окружающей среды; 4)содействие в подготовке научных кадров и специалистов, 5)популяризация..природоохр..взглядов, (Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологич заповедники, S — 297,3 тыс. га.)
|
Нац парки — это комплексные природо-охранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения, задачами которых являются:
1)сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы; 2)организация экологического просвещения и воспитания населения; 3)проведение научных исследований; 4)организация рекреационной деятельности; 5)ведение комплексного хозяйства и некоторые др.(Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера; S — 337,5 тыс. га.)
Заказники территории, выделенные с целью сохр и восстановления одного или нескольких видов прир рес подразделяются: 1)на ландшафтные, или комплексные, определенные для сохранения и восстановления особо ценных природных ландшафтов и комплексов; 2)биологические (ботаничкие,зоологические);3)палеонтологические (их назначение — сохранение отдельных ископаемых объектов и их комплексов);4)гидрологические..(болотные,..озерные,..лесные). (487 зак.)
25. Роль минераьных ресурсов в воспроизводственном процессе.
Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещ-ва минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) — основной источник энергии и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива является базой формирования промышленных комплексов (нефтехимических, газохимических, углехимических).
Для минерально-сырьевых ресурсов характерны: 1)резкая неравномерность размещения; 2)невозобновляемость конкретных видов ресурсов; 3)возмож-ть восполн. разведкой, освоения новых объектов; 4)разнообразие горнотехнич. и природно-экономич. условий эксплуатации;
5)ограниченность крупных и благоприятных месторождений, (Среднегод. мировая добыча пол/иск к к. XX в достигла 8-10 млрд т).
Общая классификация полезных ископаемых.
Пол/иск-природное минеральное образование земной коры неорганич и органич происхождения, кот может быть использовано в нар хоз-ве.
Пол/иск, в завис от обл хоз применения, разделяются на группы:
1)топливно-энергетическую (нефть, природный газ); 2)рудную (железная и марганцевая руды, хромиты); 3)горно-химического сырья (поваренная, калийные соли); 4)природных (минеральных) строительных материалов и нерудных пол/иск, к кот примыкают технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, горный хрусталь, алмаз и др.); 5)гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды).
Также действует классификация с разделением на четыре категории: А(наиболее разведаны, подготовл. Для добычи, границы залегания определены), В(предварительно развеанные и гр-цы за-я примерно опр-ны), С1(разведанные в общ. чертах), и С2(перспективные запасы).
26. Минеральные ресурсы РБ и их оценка.
Оценка мин. рес-сов РБ. В наст. время в недрах РБ выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представл-щих около 30видов минер сырья. Важн-ми полезн. ископ., добыча кот. наиб. сущ-но влияет на эк-ку страны, явл. калийные и каменные соли, нефть, торф, строит-ые материалы и сырье для их пр-ва, подземные пресные и мин. воды.
Топливные мин. рес. РБ вкл. нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Всего 65 месторождений нефти, 30 из них эксплуат-ся, а остальные относ-ся к категории разведываемых или законсервированных. Торфяные рес. эначит-но истощены вследствие интенсив-ного использ-я на предыдущих этапах эк-го развития РБ. Бурые угли, выявленные на тер-рии РБ наиб. изучены три месторожд-я – Житковичское, Бриневское и Тонежское. В перспективе бурые угли м.б. реал. источником энергетич-го и местного бытового топлива,а также применяться в кач-ве сырья для отд. хим. произв-в. Залежи горючих сланцев на юге РБ образуют крупный сланцевый бассейн. Гор. сланцы рассматр-ся в кач-ве потенц-ой сырьевой базы для развития энергетики, хим. пром-сти и пр-ва строит-ых мат-ов.
2)Горно-химическое сырье(калийные, каменные соли, фосфоритами). Калийные соли - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль(неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Строительные материалов(цементное сырье, доломит, мел, строит и облицовочн камень, глина для керамики, силикатные и строи-тельные пески и др. Исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод.(58 источников мин вод, 14 320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50). Для санаторно-курортного лечения, реализуются в кач лечебных и столовых вод. Минеральные рассолы(Припятский прогиб, 1830 км3, содержат 680-109 т мин вещ-ва.
27. Основные направления рационального использования и охраны минеральных ресурсов.
Калийные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль(неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т). Руды черных и цветных металлов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды повсеместно (300 месторождений) - сырьем для производства минеральных красок. Припятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальцинированной соды).
Использование ПР должно соответствовать Национальному плану действий по рациональному использованию ПР и ООС РБ.
Проблема эфф-ти использ-я мин.-сырьевых рес-ов не ставит перед собой задачу запретить или ограничить добычу, задачу воспр-ва (т.к. она невыполнима). Отсюда вытекают принципы (пути) зац-го использ-я и охраны недр: ● всемироное сокращение непроизв-венных потерь мин. рес-ов(Потери бывают в случаях: ♥неполного извлеч-я из недр (при добыче в земле остается 20-40% угля);; ●замена дефицитного сырья др. рес-ми (металл – полимером); ●поиск новых источников энергии;,
28. Управление природопользованием: сушность, методы, функции
Управление природопользованием — это деят-ть гос-ва по организации рац использ и воспроизводства прир рес, охр окр среды, обеспечение режима законности в эколого-экономич отношениях.
Методы управления — это способы воздействия на поведение и деят-ть управляемых объектов с целью обеспечения рац природопользования и охраны окружающей среды:
1)административные (возможность гос принуждения);
2)экономические (материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий);
3)социально-психологические (моральное стимулирования -поощрения, благодарности или, выговоры).
Редко применяются информационные методы управления – это обеспечение открытым доступом общества к информации экологического характера, а также освещение в сми информации о характере воздействия на окружающую среду предприятий.
Функции управления природопользованием:
1)нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окр среды; 2)учет природных объектов и ведение природных кадастров; 3)осуществление мониторинга окружающей среды; 4)экологический контроль, экспертиза и аудит; 5)эколого-экономическое прогнозирование и планирование; 6)экономическое стимулирование природоохранной деятельности; 7)разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение законодательства и др.
29. Особенности административного управления природопользованием.
Функции административного управления включают виды деятельности: 1)планирование, формирование целей, задач, определение ресурсов для их выполнения (мат, финансовых, кадровых), прогнозирование результатов; 2)выполнением детальной классиф предстоящих работ; 3)подбор кадров; 4)нормирование хоз деятельности, кач выпускаемой продукции и окружающей среды; 5)контрольные и учетные функции, лицензирование, мониторинг окр среды, нормативно-правовые акты..
ОСНОВА:Экологические стандарты:
1)стандарты качества окружающей среды(допустимое сост воздушного, водного бассейнов, почв и др природных сред). 2)стандарты воздействия на окр среду(уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника применения очистного оборудования). 3)технологические стандарты(требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии). 4)стандарты качества продукции(содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде).
Помимо экологич стандартов, запреты, ограничения, лицензии и пр.
Запреты(на произв продукции, использование первичных рес). Л и м и т ы, квоты(ограничивают использ).Сертификаты(на использ земли, воды и т.п., дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса). Разрешения и лицензии(для желающих легально осуществлять выбросы).
Главный принцип администр управления в РБ — разрешительно-запретительный.(устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы, размещение отходов и т.д. выдаются разрешения на природопользование).
30. Организационные структуры управления природопользованием.
Организац структуры — сист органов власти и управл природопользованием. Организационное управле природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.
Территориальный (с одной стороны, целостность природы, с другой — ее региональное своеобразие). Реализуется через декреты, указы, распоряжения, директивы президента, определение гос. Эколог. Политики Национальным собранием РБ, реализацию гос. Эколог. Поитики Советом Министоров РБ, и через местные Советы депутатов, которые несут ответственность за состояние ОС). Отраслевой(осуществление гос контроля за состоянием природных рес и принятии мер по их охране и рац использ), органам специальной компетенции. ОСНОВНОЙ ОРГАН: Мин прир рес и охр окр среды (Минприроды РБ). Подведомственными Минприроды РБ органами упр природопольз на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 118 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окр среды, применяют и меры административного воздействия, налагают штрафы, направляют представления в суд.
+демартамент гидрометеорологии, демартамент по геологии, Центр. Науч. - иссед. Институт компексного исп. ВР, Белорусский науч. - исслед. Геологоразв. Институт., Респ. Научн. - техн. Центр дист. Диагности ПР «Экомир», Бел. Научн. - исслед. Центр «Экология»
+ минист. По ЧС РБ, минист. Здравоохр. РБ, минист. Лесного хоз-ва РБ, Минист. С/Х и продовоьствия РБ, минист. Жил. - ком. Хоз-ва РБ, минист. Внутр. Дел РБ, Гос-ый таможенный комитет РБ, гос-ый комитет по имушеству РБ, Управление делами Президента РБ, Госинспеция по озране раст. И жив. Мира при Президенте РБ.
31. Управление природоохранной деятельностью и рациональным природопользованием на предприятии
Природоохранная деятельность объединяет все деят-ти направленные на минимизацию и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на природную среду, улучшение и рациональное ис-е прир потенциала решена гос-ва. На уровне предприятия упр-я природоохранной деят-ю осуществляет администрация(зам-директор). Функции упр-я природоохранной деятельностью на предприятии: 1) планирование природоохранными мероприятиями. 2) эксплуатация осн природоохранных фондов. 3)контроль за выбросами загрязнений. Природоохранные фонды предприятия: 1) Газоулавливающие установки; 2) Пылеулавливающие установки; 3)Водоканализации; 4) Очистные сооружения и др. Для оценки природоохр деят-ти предприятий исп такие параметр: 1)Натуральные, характеризующие степень негативного влияния на окр среду(фактические объёмы выбрасов, сбросов вредных в-в) 2)Ресурсопотребление и ресурсный баланс предприятия(итогопотребление, потр и произв электроэнергии) 3)техника и технологич характеристики предприятия(уровень износа осн фондов, наукоёмкость продукции) 4)экологоэкон показатели деят-ти предприятия(объёмы инвестиции природоохр деят-ти, природохр издержки, эффективности природоохр предприятий) Экологический паспорт предприятия, финансовая документация позволяет осуществлять такую оценку в целях анализа эффективности природохр деят-ти и её планирования.
32. Правовое регулирование природоохранной деятельности. Закон РБ «об охране ОС». Ответственность за нарушение природоохранного зак-ва.
Белорусское природоохранное законодательство - одно из старейших в мире. Началом государственного регулирования правовых норм природопользования на территории РБ следует считать принятие в 1588 г статута ВКЛ.
Формирование современной системы правового регулирования природопользования связано с установлением советской власти. Основные виды природных ресурсов стали государственной собственностью. Было принято немало административно-правовых актов, сыгравших впоследствии значительную роль природоохранной деятельности. Среди них декреты о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках и т.д.
В Беларуси закон об охране природы впервые был принят в 1961. В 90-е годы в Беларуси были сделаны важные шаги по заполнению законодательного вакуума в сфере экологии.Сложным шагом в обеспечении правовой защиты природы явился Закон Республики Беларусь Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляет:
Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55)
Законы Республики Беларусь:
"Об охране окружающей среды" (1992 ред 2011);
"О государственной экологической экспертизе" (1993, в ред. 2009);
"Об отходах производства и потребления" (1993, в ред. 2011);
"Об особо охраняемых природных территориях и объектах" (1994, в ред. 2008);
"Оживотном мир" (2007. ред. 2009);
"Об охране атмосферного воздуха" (1997 ред 2008);
«о раст. Мире» (2003 Ред.2009)
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (2000,ред 2006) и др.;
Кодекс Республики Беларусь о недрах (1997 ред 2008);
Водный кодекс Республики Беларусь (1998 ред. 2011);
Кодекс Республики Беларусь о земле (1999в ред 2011);
Лесной кодекс Республики Беларусь (2000в ред 2008).
"Об охране окружающей среды", вступивший в силу в янв1992 г. Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту правчеловека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, правительства и местных Советов в выработке и реализации экологической экспертизы, установлена юридическая основа для процесса экологической экспертизы, экологического мониторинга, выделения природных охраняемых территорий и зон экологического бедствия; предусмотрено создание левых фондов для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, введение компенсации за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окружающей среды, что дает право судам рассматривать иски граждан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода.
Ответственность за нарушение природоохранного законодательства: 1.административная(вплоть до закрытия предпр-я, запрет на польз-е прир. рес-ми) 2.дисциплинарная(выговоры, лишение премий) причина: невыполнение своих обязательств 3.уголовная ответственность(конфискация имущ-ва, лишение свободы).
33. Сущность и задачи мониторинга ОС. Нац.сист.мониторинга ОС РБ.
Мониторинг окружающей природной среды — это непрерывные комплексные наблюдения за ее состоят загрязнением, природными явлениями, которые происх в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей прир среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред: воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем.
Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов. Основными задачами экологического мониторинга являются наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, оценка фактического состояния природной среды, прогноз ее динамики и состояния в будущем.
В РБ создана нац.системы мониторинга окр.среды (координируется Мин ПР и ООС РБ), задачи:1)обеспечение регулярных наблюдений за природными экосистемами.2)Объединение инф.данных отд.видов мониторинга и созд.единой информ.системы.3)Подготовка периодич.информации об окр.среде и её загрязнения.4)Формирование оптимальной структуры сети мониторинга.5)оценка природных экосистем и источников эк.опасности.
Нац.система монит.окр.среды объединяет 11 видов мониторинга:1)мониторинг атмосф.воздуха;2)поверхностных вод;3)подземных вод;4)мониторинг земель(пром.загрязнения городских почв;загрязнение почв с/х-угодий, фонового загрязнения почв) 5)озонового слоя;6)геофизич.мониторинг;7)Радиационный мониторинг;8)мониторинг раст.мира;9)животного мира;10)мониторинг лесов;11)Локальный мониторинг
34. Основы экологического нормирования и стандартизации в области ОС
В целях госуд нормирования воздействие на окр среду хозяйственного и иной деятельности осущ её нормирование. Нормирование в обл охр окр среды заключается в установлении нормативов: - Нормативов допустимого воздействия на окр среду.; - Лемитов на природоохранение; - Нормативов кач-ва окр среды.; - Иных нормативов в облати окр среды. Нормативы в обл окр среды разр-я, утвержд-ся и вводятся в действие с учётом правил и стандартов в обл охр окр среды. Основные требования к разработке нормативов в обл охр окр среды: 1)установление оснований их разработки. 2) проведение научно –исследовательских работ по их обоснованию. 3) Оценка и прогнозирование экологических, экономических последствий их прим-я. 4)Иные треб-я устанавливаемые законодательством. Нормативы качества окр среды устанавливаются на уровне обеспечивающем экономическую безопасность и применяется для оценки и нормировании воздействия на неё. К этим нормативам относятся: 1) предельнодопустимых концентраций вредных вещ-в. Нормат кач-ва окр ср вкл ПДК загряз в-в мах конц вредн в-в в почве, воде, при повыш кот отчи их негатив возд-е на здор-е ич-ка и окр ср. для кажд в-ва, загрязн атм, установл 2 норматива 1) мах разовая пдк 2) среднесут ПДК
Мах разовая-устан для предупрежд рефлекторн р-ций у ч-ка при кратковр возд-и атмосф загряз (20 мин)Среднесут устан для предупрежд общетоксичн концероген и ждр влияния на орг-м ч-каДля в-в пдк кот не определены, устан ориентир безоп ур-ни возд-я (ОБУВ). Списки ПДК и Обув устан М-вом здравоохр и регуляторно дополн и уточняюьтся
2) Нормативы предельнодопустимых физических воздействий. 3)Нормативы предельнодопустимых концентраций микроорганизмов. 4) Нормативы допустимого воздействия на окр среду.: нормативы ПДВ, ПДС хим в-в; нормативы обр. отходов пр-ва;нормативы допустимых физич-х воздействий; нормативы допустимого изъятия ПР; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на ОС.
35. Учёт и отчётность в сфере природопользования и ООС.Кадастры ПР.
Гос. учет в области охраны окр среды осущ в целях регулир прир-охр деят-ти, а так же текущего и перспект. планирования мероприятий по минимиз вредного возд хоз и иной деят-ти на окр. среду. Для учета колич и кач характ-тик и природных ресурсов, а так же объема характера и режима их использования ведутся гос кадастры. Кадастровая форма предост. природно-экономич онформ о природных ресурсах, явл общепризнанной в мировой практике. Кадастр прир рес-сов – систематизир свод сведений(кол-ва кач-ных и террит адресных показателей) о естественно-физич, экологич, хозяйственных, экономических харак-тиках и правовом статусе прир. рес-сов. Основные принцпы формир кадастров: 1)Оценка фактич наличия прир ресурсов региона и прир-ресурсного потенциала республики 2)полная достоверность колич и кач-ного учета прир рес-сов и их распред по пользователям и территориям 3)обеспечение требований компексного природопользования. В РБ выделяют 9 гос кадастров – земельный, кадастр недр, водный, кадастр атмосферного воздуха, лесной, растит мира, живого мира, парниковых газов и отходов. Ведение госуд кадастров прир ресурсов осущ Мин Природой РБ. Балансовый учет в сфере прир-ния осущ в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик прир ресурсов, предн для хоз использ. Ведутся балансы недр, водохозяйственные балансы и различные забалансовые учеты. Формирование общегос системы, наблюд и котнроля за окр средой тесно связана с организацией экономико-статистич учета в области прир-ния и прир-охр деятельности. Практич основу статистики ОС осущ годовые формы госуд статистич отчетности, предост промышл пр-тиями, деят которой связана с эксплуатацией прир ресурсов, вредным возд на окр среду и осущ прир охр ф-ций. Впервые сис-ма показателей статистики окр. среды вводится в 1973 г. Она была призвана обеспечивать контроль выполнения плана природоохр. мероприятий. Разрабат-ся и внедряются формы статист. отчетности предприятий. В наст. время сис-ма показателей статистики окр. среды и прир. рес-в вкл. разделы: ●охрана и рац. использ-е водных рес-в ●загрязн-е, охрана и состояние атмосф. воздуха ●состояние и охрана земельных рес-в ●охрана и рац. исп-е лесных рес-в ●наличие, состояние и охрана заповедных тер-рий, охрана животных ●образование, удаление и утилизация отходов произв-ва и потребления ●затраты на природоохр. мероприятия и ввод в действие природоохр. мощностей ●радиоакт-е загрязн-е тер-рии, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Годовые формы отчёта: «Отчёт об исп-и воды», «Отчёт о выбросах загрязняющих в-в и диоксида углерода в атм. воздух от стационарных источников», «Отчёт о текущих затратах на ООС», «Отчёт об обращении с отходами производства»
36. Гос-ая экол-ая экспертиза и экол-ий аудит как инструменты управления природоохр.дея-тью.
Государственная экологическая экспертиза – это установление и анализ проектной или иной документации по планируемой хоз или иной деят-ти, требов законодательства об охране окр среды и рац использ прир ресурсов. Принципы гос экологич экспертизы: 1)обязательность ее проведения до утверж проектной или иной документации 2)учет и предотв вредного возд на окр среду планируемой или иной хоз деят-ти 3)законность и объективность заключ гос экологич экспертизы 4)достоверность и полнота информации. Объекты гос экологич экспертизы: 1)градостроит проекты общего специального детального планирования, ахритектурные проекты, застройки территорий 2)обоснов инвестирования по проектной документации 3)проекты водоохр зон и прибрежных полос, водных объектов 4)лесоустроительные проекты 5)проекты ведения охотн хозяйства, рыбоводногеологич обоснования, обосн на заготовку и/или закупку диких животных 6)проекты технич нормат правовых актов. Проведение ГЭЭ возложено на Мин Природы и ее областных подразделений. К проектной документации так же должны прилагаться результаты обсуждений градостр проектов с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты(протоколы, замечания и предложения, материалы в СМИ). Только положит заключение экспертизы даст возможность заказчику осущ финансирование по проекту. В заключ ГЭЭ указ выводы о соотв проектных решений требованиям законодат об охране окр среды. Отриц заключ не даст возм финансир данного проекта. В данном случае заказчик обязан доработать проктн документ с учетом выводов экспертов и представить ее на повторное рассмотрение. Расходы не провед. гос эк экспертизы финансир за счет республик бюджета.
Правовая основа ГЭЭ — закон «о ГЭЭ» (2009)
Экологич. Аудит (ЭА) – систематизированная, периодическая, подкреплённая документами обьективная оценка экологичности пр-ва и оборудования.
Обьекты: имущество (земельные участки, прир. обьекты и сооруж-я, машины, оборудов. и др.), текущие опрерации предпр-я, с-ма управл. предпр. в ЧС, программа охраны ОС и обеспечение безопасн-ти труд. коллектива.
Проводится ТОЛЬКО для действующих предпр.
Цель проведения: обеспеч. экологич. безопасности, опред. путей и сп-бов уменьшения риска воздействия на ОС хоз. дея-ти.
Формы проведения: 1)добровольная.
КТО проводит: аудитор из числа работников предприятия (внутренний), юр. или физические лица, имеющ. лицензию на этот вид дея-ти. (внешний) 2) обязательный,для организаций и видов дея-ти, включённых в перечень спец.уполн.органом.по ЭА
37. Контроль в области природопользования и природоохр.дея-ти.
Экологич контроль – система мер по контролю и надзору за окруж прир средой. Цель экологич контроля – обеспечивать и контролировать исполнение юр лицами и гражданами требований законодат в обл охраны окр среды. Задачи ЭК: 1)выявлять, пресекать, предупреждать правонарушения физ и юр лицами законодательства в отн охраны окр среды 2)установление причины и условия правонаруш в сфере прир-ния 3)привл к ответственности нарушителей прир охр законодательства. Виды ЭК: 1)гос контроль в обл охраны окр среды – это контроль за использ и охраной земель, недр, атм воздуха, озонового слова, лесн растит и животного мира, особо охран прир территорий, редких природн ландшафтов и др объектов. Гос Контроль может быть предупредительным и текущим. Задачей предупредит контроля явл недопущ деят-ти, кот в буд может оказать негат последствие на окр среду, поэтому он осущ на стадии проектирования. Текущий контроль проводится уже в процессе эксплуат пр-тий и иных и иных объектов, а так же в процессе прир-ния. гос контроль осущ Мин Природой, иными спец уполномоч республик органами гос управления, госуд инспекцией, охраны жив и растит мира при през РБ и местными советами депутатов, исполнит и распорядит органами. 2)Ведомственный контроль в обл охр окр среды проводится органами гос управления в целях контроля под ведомствен объектами (подчиненными) нац законодат в области охраны окр среды выполн предпис Мин природы и иных специальноуполномоч республик органов гос управления. Ф-ции по проведению ведомственного контроля опред как правило положениями об органах госуд управления. Н-р мин жилищн комун хоз-ва осущ ведомств контроль по обращ с отходами, очистки вод насел пунктов. 3)Произв контроль в обл охр окр среды возложен на юридич лица и индивид предпр, хоз деят-ть кот оказывает вредное возд на окр среду. Произво контроль проводится непоср на пр-тии и включ: 1)лаборат анализ взятых проб 2)учет номенклатуры кол-ва загр веществ, поступ в окр среду от хоз деят-ти 3)наблюд за выполн прир охр мероприятий 4) лок мониторинг окр среды 5)ведение документации о зарг в окр среде. Произв контроль в обл охраны ОС может вестись на пр-тиях за счет их фин ресурсов, а при необход с привлеч организ имеющих право проводить измерения в области охр ОС по р-там произв контроля выдаются предписания об устранении нарушений законодат об охране ОС 4)Обществ контроль в обл охр ОС осущ в целях реализ права каждого гражданина на благоприятн ОС и предотвращать наруш законодат РБ об охране окр среды. Обще контроль в праве проводить общ ограниз, трудов коллект и другие некоммерческие объединения, а т.же граждане. Результаты общ экологич контроля предоставл в органы гос власти и местного управления и подлеж обязат рассмотрению
38. Эк-ое стимулирование природоохр.деят-ти и рационального приропоьзования. Эк-ий механизм природопользования.
Экономическое стимулирование осуществляется методами негативной мотивации (экологический налог, штрафы,компенсационные выплаты) и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересованности (льготное налогообложение, премирование). С целью совершенствования хозяйственного механизма природопользования в 1990 г. впервые была установлена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязнителей в водные объекты и размещение отходов. В результате — эти показатеи снизились. Инструменты ценового регулирования 1)поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.), 2)принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и 3)компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.)По мере стабилизации экономики необходимо также постепенное освоение рыночных механизмов эколого-экономическое регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, что будет способствовать привлечению средств производителей на решение природоохранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы.
39. Прогнозирование и планирование прироохр.деят-ти рац-го испоьзования ПР
Объекты прогнозирования и планирования:отдельные природные комплексы и экол-ие сист.
Прогнозирование реализуется на основе закона «О гос-ом прогнозировании и программах соц. - экон.разв. РБ» (1997 г), Национальной стратегией устойчивого соц-экон. Разв(15 лет), основными направениями соц-экон. Разв(10 лет), программой соц-экон. Разв(5 лет). Прогноз соц. - экон. Разв. РБ разрабатывается ежегодно.
Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения.
Планирование природоохранной деятельности предприятия начинается с всестороннего ее анализа в базовом периоде. Определяется степень выполнения плана по всем разделам и подразделам, выявляются причины отклонений от плановых заданий, анализируется полученный природоохранный эффект.
Аспекты природоохранной деятельности: • разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; • строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; • содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; • планируемое снижение выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году; • разработка экологического паспорта предприятия; • контроль за работой природоохранных объектов, • экологический аудит и др.
Мероприятия, включаемые в план по охране окружающей среды, должны быть обоснованы расчетами экономической эффективности с учетом материально-технического и финансового обеспечения. Определяется также социальная значимость проводимых на предприятии природоохранных мероприятий.