Экономич эффект-ть затрат - соотношение между результатами и обеспечившими их затратами на природоохранные мероприятия. Оценка экономической эффективности затрат на охрану ОС необходима для рационального использования ресурсов предприятием. Она служит: для оценки полученной выгоды (или невыгоды); для выбора целесообразного варианта природоохранного проекта. С уч ф-ра времени формула соотношения выгоды/затраты для определения экономической эффективности природоохранных издержек, приобретет следующий вид:
Где Эзt – экон эффект с учётом ф-ра времени; t – время реализации прирохранного проекта; Р — полный годовой эффект; З — затраты, определившие эффект;
55. Понятие соц.эффективности эколог.затрат и соц.эффекта природоохр.мероприятий.
Соц эффективность — это та часть экономической эффект-ти, которая отражает результативность затрат, связанных с экологич нормализацией условий жизнедеятельности чела. Показатель соц эффек-ти Эс определяется, как и общая экономич эффект-ть, отношением годового эффекта к сов. экологич затратам: Эс =Э/З Соц. эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономических результатов: экономией затрат на соц страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производ-ти труда. Соц. эффект можно определить через экономические показатели: Э = Эч-п + Эс с + Эз.л. + Эп-Т-, где Эч п — эффект от предотвращения потерь чистой продукции; Эс.с. — эффект от сокращения выплат из фонда соц. страхования; Э3 л — эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся; Эп т — эффект от повышения производительности труда.
|
56. Глобальные экологические проблемы чел-ва и перспективы их разрешения
Глобальное потепление. изменения, обусловленые прир. процессами, их назыв. естественными, Наряду с естеств. факторами на глобальные климат. усл-я оказывает все возрастающее влияние хоз. деят-ть чела: увеличение кол-ва атмосферного углекислого газа, а также некоторых др. газов, поступающих в атмосферу в ходе хоз. деят-ти, что усиливает в ней парниковый эффект; увеличение массы атмосферных аэрозолей. Проблема защиты атмосферы. Под эгидой Европейской экон. комиссии ООН (ЕЭК) была заключена Конвенция о трансграничном загрязн-и воздуха на большие расстояния.
Разрушение озонового слоя Земли Примерно с 70-х годов XX ст. наблюдается глобальное уменьшение кол-ва стратосферного озона.
Истощение запасов пресной воды и загрязн-е вод Мирового океана. За период с 1900-1995г. потребл-е пресной воды в мире увеличилось в 6 раз, что более чем в 2 раза превышает темпы прироста населения. причины уменьш кол-ва воды: 1)рост кол-ва людей 2) нерац. использ-е и методы эксплуатации
Охрана кол-ва водных рес-сов непосредственно связана с разработкой стратегии водопольз-я на нац. и местных ур-нях, также им.место охрана кач-ва водных рес-сов.
Загр.мир.океана. Междунар. соглашения регулируют разл. аспекты, обусловливающие предотвращение загрязн-я Мирового океана, среди них: ♦запрещение или ограничение опред. условиями сбросов загрязняющих вещ-в,образующихся в процессе нормальной эксплуатации (1954); ♦предотвращение преднамеренного загрязн-я морской среды эксплуатационными отходами с судов, а также частично от стационарных и плавучих платформ (1973); ♦запрещение или ограничение захоронения отходов и др. материалов (1972); ♦предотвращение загрязн-я или уменьш-е его последствий в рез-те аварий и катастроф (1969, 1978).
|
Разрушение почвенного покрова Земли. Чел-во за свою историю безвозвратно потеряло больше плодородных земель, чем их распахивается во всем мире (более 1,5 млрд га), причины этого засоление почв в рез-те орошения, а также эрозия, вызван. чрезмерным выпасом, обезлесением, опустыниванием земель
57. Региональные экол-ие проблемы стран СНГ и пути их решения
На пространстве СНГ отмечают многие регионы с плохой экологич.ситуацией, близкие к понятию «зоны эколог.бедствия». площадь тер-рий СНГ, кот. Заражены, отравлены или превращаются в пустыню в рез-те хоз.деят-ти в ядерной, промыш. и с/х сферах, составляет по данным ООН 4 млн кв км.
Регионы радиац.загрязнения занимают наиб площади в Бел, на Укр, Рос и Казах. Радиац.загрязн тер-рии Сов Союза в 1-ю очередь связано со строительством атом.военных заводов, проведением продолжительн.время испытаний ядерных взрывов. Наиб масштаб.и сложной по радиац-экологич последствиям явл зона влияния аварии на ЧАЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий явл самой крупной катастрофой современности. Наиб кол-во загряз.тер-рий нах. на тер-рии Бел. На Укр наиб загрязнение радионуклидами наблюдается возле самого места аварии. Были разработаны нац программы ликвидации и минимизации последствий аварии на ЧАЭС.
|
Катастрофич.изменения природы Приаралья связаны с высыханием Аральского моря, опустыниванием, деградацией окруж.ландшафтов. безвозвратное использование воды для орошения привело к резкому сокращ стока рек в Ар.море.
Для улучшения экологич обстановки и состояния здоровья населения принимались спец.постановления, предусматр.проведение комплекса природоохр.мероприятий, но они не были выполнены. Внаст время проблема Приаралья – проблема водоснабжения стран Центр-Азиат региона – может быть успешно выполнена лишь совместн. Усилиями.
Огромные размеры тер-рии россии обуславливают разнообраз.экол.проблем. зона арктики хар-ся высок.уровнем загряз,низким потенциалом самовосстан окр среды и замедл процессом самоочищения, преоблад ресурсодобыв.отраслей. стратегия рац.природопользов.в Арктике должна строиться на основе приоритета традиц.форм природопольз.и соц-культ развития коренного населения региона.
Урал: загряз.атмосферы, истощение водн.рес-сов, нерац использов минерал-сырьевых рес-сов, радиац загрязнение тер-рии. Для улучшен экол обстановки приним.меры по внедрению более соврем технологий, строительству очистных сооруж в круп пром центрах, рекультивации земель и др. К специфич.проблемам относится сохранение прир комплекса бассейна озера Байкал. Развитие производ.сил, нерац.использов.прир.рес-сов привело к ухудшению гидрохимич.состояния рзера и его притоков,загрязн.атм.воздуха,развитию эрозионных процессов,деградации жив.орг-мов Байкала.
Украина: среди многообразн.экологич.проблем главн.явл.последствия аварии на ЧАЭС. Проблемы взаимод.человека и природыУкр таковы: усиление пр-сов водн и ветров эрозии, ухудшение сост почв и растительности, вредное воздействие на водоемы и возд.бассейн.
58. Экол-ие проблемы РБ
Приоритетное развитие ресурсоемких, многоотходных отраслей мат. пр-ва без уч-а естествен. способностей прир. среды к саморегуляции и восстановлению =>экопроблемы: ►загрязн-е более 1/5 S-ии радионуклидами => ограничение прир.-ресурсного потенциала (загрянено<22% с/х и 21% лесн. угодий), затраты на сн-ие радиац. пасности; ►многократное превышение нормативного ур-ня загрязн-я возд. бассейна в городах с в. ур-нь концентрации экологоопасных пр-в и б. парком автотранспорта; ►крупномасштабн. осушение заболочен. земель => исчезновение множества малых рек и ручьев => интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водн. режима речн. сети; ►стойкое увеличение индекса загрязн-я вод по всем рекам на фоне сокращения общ. V-а сбрасываемых в них стоков => нарушение процессов самоочищения водоемов; ►опасное загрязн-е пром-ыми, ком-ыми и поверх. сточными водами акваторий о. Нарочь, Свитязь, Голуб. и Браславских; ►техногенная деградация ландшафтов; ►многолетнее воздействие на среду обитания отходов крупн. животноводческих комплексов, химизация с/х, исп-ем тяжеловесной с/х-ой техники, изъятием плодородных земель для нес/х. целей, эрозией почв антропогенного происхожд-я, усыхание лесов и трансформация почв (непродуманной крупномасштабной мелиорации) => неблагополучная экоситуация в сельск. местности, связанная с и т.д.
Загрязнение атмосф. воздуха в крупн. городах и пром-ых центрах республики. Налажен постоянный мониторинг состояния атмосф. воздуха В зоне действия пром-ых п/п-ий, на автомагистралях и внутри жил. кварталов состояние атмосф. воздуха контролируется центрами гигиены и эпидемиологии Минздрава РБ.
Антропогенные нагрузки на водные объекты. Проблема кач-ва прир. вод явл-ся острой, невзирая на ум-ие водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений. Большинство рек республики относится к категории умеренно загрязненных Нарушения экоравновесия прир. сис-м. Долгие крупномасштабные осушительные мелиоративные работы => трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети => нарушение водн. баланса S-ий (Полесья), изменению водн. режима (ур-ней и скорости воды) отд. бассейнов и водных объектов, пон-ию ур-ня грунтовых вод, исчезновению многих малых водотоков, высыханию колодцев в сельской местности.
59. Международное сотрудничество в природоохр.деят-ти.Экол.деят-ть ООН и др.межд.организаций.
К настоящему времени сформировано несколько основных направлений международного сотрудничества это:1) сохранение природных систем, не затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия;2) рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала природной среды;3) создание эффективной системы международной экологической ответственности (в том числе ответственность за разрушение окружающей среды в ходе военных действий).
Получили развитие следующие формы международного сотрудничества:1) парламентское сотрудничество, ориентированное на координацию законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем. Оно предполагает разработку модельных (рекомендательных) законов по вопросам экологии;2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализацию экологических программ под эгидой ООН;3) сотрудничество конвенционного типа, предполагающее единый подход к решению конкретных экологических проблем отдельных территорий и объектов;4) научно–техническое сотрудничество, ориентированное на взаимный обмен информацией научного характера, совместное выполнение природоохранных разработок, комплексное использование приборов, осуществление научных проектов, экспертиз и т. д.
Эти основные формы сопровождаются сотрудничеством общественных организаций, деловых кругов, проведением международных экологических форумов и др.Одной из основных форм международного сотрудничества по проблемам окружающей среды является заключение договоров и других видов международных соглашений. Двусторонние и многосторонние соглашения и международные конвенции используются для координации природоохранных усилий различных стран. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона и совместного использования некоторых ресурсов.
Активно участвуют в сохранении глобальных общественных благ, решении экологических проблем ООН и ее структуры. Впервые ООН поставила проблему охраны окружающей среды в глобальном аспекте на своей конференции в Стокгольме (1972). Правительства подавляющего большинства стран считают охрану окружающей среды прерогативой экологических министерств и ведомств, в то время как эта проблема касается прежде всего практической деятельности экономических и финансовых правительственных структур. В связи с этим в решениях конференций ООН подчеркивалась необходимость перехода мировой экономики на модель устойчивого развития.
В соответствии с решениями Стокгольмской конференции (1972) в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП.В связи с тем что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:
ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;ФАО имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение питание и удаление отходов;ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization) содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;МАГАТЕ (International Atomic Energy Agency) разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.
Все указанные выше организации являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями. Кроме них вопросами охраны окружающей среды по отдельным аспектам так или иначе занимаются и другие организации, функционирующие как в составе, так и под эгидой ООН.
Региональные экологические проблемы находят отражение в деятельности комиссий, изучающих социально-экономическое положение в различных частях мира, вырабатывающих рекомендации для правительств и принимающих участие в реализации проектов. Такие комиссии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО).для Латинской Америки (ЭКЛАК), для Европы (ЕЭК - Economic Commission for Europe), в рамках которых существуют Комитеты по экологической политике.
Все вышеуказанные органы и организации ООН тесно взаимодействуют с многочисленными межправительственными и неправительственными образованиями. К последним можно отнести Всемирный союз охраны природы, Международную организацию по сохранению водно-болотных угодий, Международную федерацию по защите животных и др.
Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в его рамках финансовой помощи для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд Международный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и др. Поддержка экологических проектов осуществляется также по линии Европейского союза.
60.Участие РБ в межд. Экол.сотрудничестве
Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.
Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;Венская конвенция об охране озонового слоя;Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой;Рамочная Конвенция ООН об изменении климата;Конвенция ООН о биологическом разнообразии;Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ по проблемам окружающей среды и водным ресурсам,.
Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС). В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития.
В области охраны окружающей среды у Беларуси много общих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь - последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).
Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске был создан Межгосударственный экологический совет (МЭС).
Задачами МЭС являются:♦осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;♦проведение совместных экологических экспертиз проектов;♦оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС;♦ ведение межгосударственной Красной книги;♦определение условий и порядка участия сторон в выполнении обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охраны окружающей среды.