Предмет методология и задачи курса




Экология – наука об отношениях организмов с окружающей средой, куда относятся все условия существования.

ЭП – отраслевое направление в экономике, исследующее соц-эк закономерности используемых человечеством природных богатств и регулирующее отношение природы и общества.(родоначальник Хачатуров)

ОЭиЭП – межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2 научных систем естественных(физики, химия, биология) и обществ(философия, история, социология, экономика)

Объект изучения – Природопользование: особая сфера деят, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспеченности экономики, ресурсосбережения, сокращения среды жизни и охраны разнообразия природы. Основные направления: ресурсопотребление, конструктивное преобразование природы, воспроизводство природных ресурсов, охрана природы, управление и мониторинг.

Предмет курса – отношение между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу исп.сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, т.е.эколого-экономические отношения.

Основная категория курса: Эк-эк системы – интеграция экономики и природы, предст.собой взаимное и взаимосвязанное функционирование общественного производства и ест.процессов в природе.

Существуют следующие методы: 1) Диалектический – исследование и изучение экологических и экономических процессов в единое. 2) Исторический – динамика взаимоотношения человека и пророды. 3) Системный – изучается структура социального объекта и взаимодействующие с ней объекты окр среды. 4) Нормативный – экологические нормативы определяют границы допустимых антропогенных нагрузок на природную среду. 5) Экономико-математическая – оценка природных ресурсов, подсчёт ущербов, различных расчётов. 6) Картографический – способствует оценке природных ресурсов и явлений. 7) Аэрокосмическая – изучение объектов природы и экологической обстановки на глоб уровне. Задачи курса – 1) Обоснование выбора альтернативных вариантов использования окр среды; 2) Экономическая оценка природных ресурсов и услуг окр среды; 3) Обоснование критериев и показателей эффективности природоохр деятельности; 4) Анализ внешних эффектов природопользования; 5) Разработка методов оценки эколого-экономического ущерба.

4. Основные понятия экологии

Все живые и неживые объекты, окружающие растения, животные и другие организмы и непосредственно взаимодействующих с ними называется средой обитания. Окружающая среда -это часть природы на которую воздействует человек.

Эл-ты среды, воздейств. на живые орган-мы, наз. эколог. факторами.По своему происхожд-ю и специфике влияния ЭФ делят на 3 осн. группы: • абиотические фак-ры— св-ва неживой природы,кот-е прямо или косвенно влияют на жив. орг-мы, определяя усл-я их существ-я (темп-ра, свет, влажность воздуха, атм. давление, ветер и т.п.); • биотические фак-ры—все формы воздейст-я живых существ друг на друга. •антропогенные фак-ры—все формы деят-ти чела, к-рые приводят к изменению природы как среды обитания др.видов.

Оптимум - точка, при которой наблюдается максимальный рост живых организмов и растений.

Зона оптимума - благоприятная сила воздействия фактора.

Экологической валентность -степень выносливости по отношению к данному.

Популяция - группа особей одного вида, занимающую определенное пространство и обладающую необходимыми возможностями для поддержания рода.

Сообщество – это совокупность популяций, населяющих определенную территорию.

Биоценоз - группировки совместно обитающих и взаимосвязанных организмов.

Б и о т а – совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения.

Биотоп - пространство, занимаемое биоценозом.

Биогеоценоз – образуют биоценоз и его биотоп.

Экосистема – это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Перенос энергии пищи от ее источника (автотрофов) через ряд организмов, происходящий путем поглощения одних организмов другими, называется пищевой (трофической) цепью. Каждая экосистема содержит совокупность живых и растительных организмов, которые по формам питания можноразделить на две группы:

Автотрофы – зеленые растения, способные осуществлять фотосинтез и использующие минеральные элементы для роста и воспроизводства.Автотрофные растения – это продуценты экосистемы, создающие органические вещества из неорганических.

Гетеротрофы – организмы, которым для питания необходимы органические вещества.

Консументы – это организмы, потребляющие органические вещества.

Редуценты – организмы, разлагающие мертвое органическое вещество.

Сукцессия – последовательная смена одного биоценоза другим.

Экологическая нишаэто совокупность условий жизни внутри экологической системы, предъявляемых к среде видом или его популяцией.

Важное экологическое положение состоит в том, что чем разнороднее и сложнее биоценоз, тем выше его устойчивость, способность противостоять различным внешним воздействиям. Устойчивость экосистем характеризует так называемый принцип Ле Шателье. Суть его состоит в том, что при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, последнее смещается в направлении, при котором эффект этого воздействия ослабляется.

 

 

5. Учение Вернадского о биосфере. Характеристика биосферы и её структурных единиц. Вернадский «Биосфера» (1926) - особая охвачен жизнью оболочк Земли. компоненты биосферы:

-жи.е в-во — сов-ть всех жив. орг-мов;

-косное в-во — нежив. тела или яв-ния (газы атмосферы, горные породы магматического, неорган. происх.);

-биокосное в-во — разнородные прир. тела (почвы, поверхностные воды и т.п.);

-биогенное в-во — продукты жизне­деятельности живых организмов (гумус почвы, каменный уголь, торф, нефть, сланцы и т.п.);

-радиоактивн. в-во;

-рассеянные атомы;

-в-во косми. Происхожд. (космич. пыль, метеориты).

Граница биосферы: весь нижний слой атмосферы(тропосфера8-18 км,)часть литосферы(3км на суше, о,5 на дне океана), вся гидросфера.(Наибольшая концентрация жизни сосредоточена до глубины 200 м, в эвфотнческой зоне, куда проникает солнечный свет и возможен фотосинтез. Именно здесь сконцентрированы все фотосинтезирующие растения и продуцируется первичная биотическая продукция. Глубже начинается дисфотическая зона)

На границе атмо-, гидро- и литосферы сконцентрирована наибольшая масса живого вещества планеты, и эта земная оболочка названа биогеосферой, или пленкой жизни. Только в ее пределах возможны жизнедеятельность и существование человека.

Живое вещество выполняет следующие функции:

- энергетическую - перераспределение солнечной энергии между компонентами биосферы;

- средообразующую (газовую) - в процессе жизнедеятельности живого вещества создаются основные газы: азот, кислород углекислый газ и др.;

- концентрационную - извлечение и накопление живыми организмами биогенных элементов (кислорода, углерода, водорода, азота, натрия, магния, калия, алюминия, серы и др.) в концентрациях, в сотни тысяч раз превышающих их содержание в окружающей среде;

- деструктивную (проявляется в минерализации органического вещества);

- окислительнo-восстановительную (заключается в химическом превращении веществ биосферы).

Процесс создания органического вещества в биосфере происходит одновременно с противоположными процессами потребления и разложения его гетеротрофными организмами на исходные минеральные соединения (воду, углекислый газ и др.). Так осуществляется круговорот органического вещества в биосфере при участии всех населяющих ее организмов, получивший название малого, или биологического (биотического), круговорота веществ в отличие от вызываемого солнечной энергией большого, или геологического, круговорота, наиболее ярко проявляющегося в круговороте воды и циркуляции атмосферы. Большой круговорот происходит на протяжении всего геологического развития Земли и выражается в переносе воздушных масс, продуктов выветривания, воды, растворенных минеральных соединений, загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных.

В.И. Вернадский: биосфера должна по сте пенно превращаться в ноосферу, или сферу разума. Под понятием "ноосфера" ученый подразумевал высшую форму развития биосферы, определяемую гармонично сосуществующими процессами развития общества и природы.

6. Основные законы и принципы экологии.

Законы экологии сформулир. американск. ученый-эколог Б. Коммонера (1974):

1) все связано со всем (закон о всеоб­щей связи вещей и явл. в прир.);

Cледствия:

А)Закон больш. чисел:совокупн. действие большого числа случ. факторов приводит к результ, почти не зависящ. от случая,

Б)Принцип Ле Шателъе (Брауна): при внешн. возд., выводящем систему из состояния устойч. равновесия, это равновесие смещается в направл., при кот. эффект внешн. возд. умень­шает,способности экосистем к саморе­гул.

В)Закон оптимальности: любая сис­тема функционирует с наибольш. Эффективн. в некот. характерных для нее пространств.-времен. пределах.

Из закона сохранения массы вещества ("все должно куда-то деваться") вытекают два постулата, имеющих практическое значение. Закон развития системы за счет окружающей ее среды гласит: любая природная или общественная система может развиваться только за счет использования материальнo-энергетических и информационных возможностей окружающей среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно. Закон неустранимости отходов или побочных воздействий производства: образующиеся в процессе производственной деятельности отходы неустранимы бесследно, они могут быть вновь переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве, а их действие может быть растянуто во времени.

Из закона «ничего не даётся даром»

Закон необратимости эволюции: большие системы эволюционируют только в одном направлении - от простого к сложному; инволюция, регресс могут относиться исключительно к отдельным частям или отдельным периодам развития системы. Правило ускорения эволюци и: с ростом сложности организации систем темпы эволюции возрастают. Не существует бесплатных ресурсов - еще одно следствие данного закона: пространство, энергия, солнечный свет, вода, какими бы неисчерпаемыми они ни казались, неукоснительно оплачиваются любой расходующей их системой. Следствие «не сущ. Бесплатных ресурсов»

Закон “природа знает лучше" определяет, прежде всего, то, что может и что не должно иметь места в биосфере.

+ закон «на всех не хватит»

Свою обобщенную классификацию экологических законов представил известный российский ученый Н.Ф. Реймерс. Закон социальнo-экологического равновесия (необходимости сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды, как природным, так и искусственным), принцип культурного управления развитием (наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений); правило социально-экологического замещения (необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей); закон социально-экологической необратимости (невозможность поворота эволюционного движения вспять, от сложных форм к более простым); закон ноосферы В.И. Вернадского (неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферу - геосферу, в которой разум становится доминирующим в развитии системы человек - ­природа).

 

7.Диалектика взаимоотношений человек — природа.

Различают 4 этапа взаимодействия природы и общества: 1) Палеолит – характерен тем, что человек не оказывал значительного внимания на природу. Длился около 3 млн лет. 2) Неолит – сформировался 10 тыс лет назад. Характерно – появилось земледелие и скотоводство, ухудшение природных условий, снижение продуктивности охоты. Усилилось воздействие человека на природу. 3) Промышленный переворот в 18-19 веков. От ремесленного производства к промышленному, от ручного труда – к машинному. Отношения между обществом и природой стали обострятся. 4) Вторая половина 20 века и назван эпохой НТР. Применение новых способов добычи сырья и получения энергии, воспроизводство продукции с новыми физико-химическими свойствами. Интенсивно используются все природные ресурсы; сокращение биологического разнообразия.

8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: