Земельный налог и механизм его взимания




Им облагаются земли:с/х назначения,лесного фонда,водного фонда,нас. Пунктов,пром-ти, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не взим.земельный налог с земель, загрязнен радионуклидами, Заповед-ники, заказники, ботанич сады и нац парки; 3. учреждения к-ры и обр-ния, здравоохр, спорт комплексы; 4. земли запаса; 5 кладби-ща; 6. земли общего польз-я (площади, парки) и т.д.

Механизм взимания:

Земельный налог не зависит от хоз-ой и иной дея-ти плательщика,это фиксированные ежегодные платежи. Уплачивается по ставкам в зависимости от кадастровой оценки(приложение 2 Нал.кодекса)

При отсутствии кадастровой оценки налог уплачивается по ср. ставкам по районам(приложение 3 Нал.кодекса)

Ставки налога на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хоз-ва в границах насел.пунктов, ведения коллективного садоводства, огородничества; пром-ти, транспорта, связи, обороны и иного назначения устанавл.согласно Приложению 5 Налогового колекса.

Зем.налог.взимается в 10 кратном размере, при наличии земел.уч-ков,превыш.по S уст.размеры; и для земель лесного и водного фонда,если они были предост.во временное пользование и вовремя не возвращены.,самовольно занятые,превыш.уст.S отвода. Объекты налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов
Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:
песка формовочного, стекольного, строительного;песчано-гравийной смеси;камня строительного, облицовочного;воды (поверхностной и подземной);минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти;грунта для земляных сооружений;глины и трепелов;бентонитовых глин;соли калийной, поваренной;нефти;мела и доломита;гипса (ангидрита); железных руд; торфа влажностью 40 процентов;сапропелей влажностью 60 процентов; мореного дуба;янтаря;золота;виноградной улитки;личинок хирономид.
2. Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не признается:добыча нефтяного попутного газа;добыча полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, а также составляющих нормативные потери полезных ископаемых; изъятие полезных ископаемых из недр при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе изъятых со дна водоемов при производстве дноуглубительных работ; добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;добыча попутных и дренажных подземных вод, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых;добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;добыча подземных вод из контрольных и резервных скважин при проведении планового контроля за их эксплуатацией, из скважин заградительного дренажа, предназначенных для защиты подземных вод от загрязнения в районе расположения мест хранения крупнотоннажных отходов; добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии.
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов
1. Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются в размерах согласно приложению 10 НК.
2. За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается
в 10-кратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.
3. За добычу (изъятие) воды (поверхностной и подземной) при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств применяются ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, увеличенные на коэффициент 1,5.

42. Зарубежный опыт экономического стимулирования ресурсосберегающей и природоохр деятельности

Инструменты ценового экол.- экон. регулир. за рубежом:

1)платежи за загрязнение окр. среды; 2)платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями; 3)ресурсные платежи – плата за право пользования прир. рес-сами, их воспроизводства и охраны; для исчерпаемых рес-сов прим-ся след. виды:

налог на объем продаж; налог на прибыль; ройялти – выплата добывающими компаниями правит-ву опред. %-та от стоим-ти извлеченного ресурса; 4)продуктовые налоги: надбавка к цене продукции, произ-во кот. или дальнейшее использование отриц. влияет на окр. среду (разновидность – экол. залог). 5)дифференциация налогов на прибыль: сист. применения льготных налогов на прибыль для предприятий, выпускающих экол. чистую продукцию, и завыш. налог ставок для предпр-ий, выпускающих грязную продукцию. 6)субсидии – безвозмездная помощь гос-ва. Может быть в виде: грантов; низкопроц-ых кредитов на осуществление экологизации произ-ва; налоговых льгот.7) Эколог-е страх-е: страх-е экон. ответствен-ти предпр-й-источников повышенного эколог.риска за причинение экон. ущерба третьим лицам в связи с аварийным и внезапным загрязн-ем окр. среды.

Осн. эл-ты сис-мы рын. регулир-я, нашедшей широкое применение в США и ФРГ

1)Баббл-принцип. Норматив выбросов устанавл-ся для целого региона. Цель: развязать предприятиям руки для достиж-я наиб. экон. эфф-ти за счёт оптимального пере-распред-я выбросов меж участниками рынка. 2) политика компенсации выбросов — предприятиям, сокращающим выбросы,даются лиценции-право на выбросы3) Банки выбросов – спец. банки, в к-рые фирма, сократившая объёмы своих выпусков ниже норматив. ур-ня, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы потом продать или использ-ть его при необход-ти. 4)биржи прав на загрязнение

43. Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учётом экологических требований.

Задачи экон. стимулир-я природоохр. и ресурсосбере-гающей деят-ти требуют корректировки как производств-х, так и макроэкон-х показателей с учётом требований. Экологизация показателей осн. произв-ва будет способств-ть заинтересован-ти субъектов хоз-я в рез-тах природоохр. деят-ти. Так, одним из осн. итоговых показателей работы предпр-я служит рентабельность, отражающая как кол-ные, так и кач-ные её рез-ты. Показатель общей рентабельности (R) рассчитыв-ся как отнош-е общей прибыли (Пб) к стоимости осн. произв. фондов и нормируемых оборотных ср-тв (Ф): R= Пб/Ф

Рост R произв-ва возможен как за счёт возрастания прибыли, так и за счёт экон. использ-я фондов, но это никак не отражает последствий воздействия предприятия на окр. среду, степени природоёмкости произв-ва. Необход. расчёт чистой прибыли, к-рая бы отражала как рез-тат производств-й деят-ти,так и степень её негативного влияния на окр. среду. Воздействие на среду проявляется в виде эколого-экон. ущерба. В случае наращивания фондов без учёта экол. требований предприятие увеличивает балансовую прибыль, но одновременно растёт и ущерб, т.к. с увелич-ем объёмов произв-ва растёт его природоёмкость. Поэтому при опред-нии R нужно оперировать размерами чистой прибыли (Пч), рассчитываемой как разница меж балансовой прибылью (Пб) и наносимым производств. деят-тью ущербом (У).

Но в процесс производства вовлекаются не только основные фонды, но и природные ресурсы, рациональное использование которых также должно сказываться на рентабельности пред­приятия. В "экологизированном" показателе рентабельности необходимо учитывать оценку используемых природных ресурсов (ПР).

В итоге интегральный показатель оценки работы предприятия — рентабельность — будет рассчитываться следующим образом:

Из этого следует, что чем меньше природных ресурсов пот­ребляет производитель и чем меньше наносит урон природе, тем выше будет показатель рентабельности. Если деятельность предприятия из-за нерационального использования ресурсов или загрязнения среды наносит ущерб обществу, то это приводит к изменению всех экономических показателей. Так, на величину установленного ущерба уменьшаются объем производства и прибыль, пропорционально им снижаются фондоотдача, производительность и т.д.

44. Основные источники и виды финансирования мероприятий по ООС

Финансир. природоохр. меропр. – целевое распредел. фин-ых средств, кот. наход-ся в распоряжении гос-ва, предприятий и организаций, аккумулированы в соотв. фондах и предназначены для покрытия затрат, связанных с нейтрализацией, ликвидацией негативных последствий наруш. окр. среды. Финансир-ие природоохр. программ и мероприятий произв. за счет: 1)средств республиканских и местных бюджетов; 2)средств гос. целевых бюдж. фондов охраны природы; 3) средств юридич. лиц и индивид. предприним-ей; 4)кредитов банков; 5)иностранных инвестиций; 6)средств граждан, в т. ч. Иностранных; 7)иных внебюдж. источников, не запрещенных законодат-вом РБ. Источники и назначение целевых бюджетных фондов охраны природы.

В 1993 г была создана сис-ма внебюджетных экол. фондов. С 1998 г явл-ся целевыми бюджетными фондами охраны природы. Источнооооооооооооооики формирования цел. бюдж. фонда: 1)платежи за выбросы, сбросы; 2)платежи за размещение отходов; 3)платежи за произв.и импорт товаров,которые после утраты потребительских св-в оказывают вредное воздействие на ООС (пр.:пластмассы).

Нормативы отчислений: 20%-в республ.бюджет,30%-в обласной бюджет,50%-в районный и городской бюджет.

Новые подходы финансир-ния подразумевают создание гармоничного регулирования природопользования, которое включает: экологические банки, привлечение средств из фондов экологич-го страхования, льготные экологические кредиты, собственные средства предприятий на экологич.потребности, привлечение средств иностранных фондов.

45. Формирование рыночных институтов эколого-экономического регулирования.

Проблемы собственности в природопользовании:

В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) записано, что недра, воды, л составляют исключительную собственность государства, в собственности государства находятся и зе^ сельскохозяйственного назначения. Однако в соответствии с законом Республики Беларусь «О праве сое венности на землю» (» редакции, 1997 г.) определены две формы собственности на нее — государствен и частная. В государственной собственности остаются все земли сельскохозяйственного назначения (к хозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий). В частную собственность не передаются п же земли, имеющие общегосударственное значение, а именно: земли общего пользования в населен) пунктах, занятые предприятиями транспорта (связи)

+множество проблем, связанных с приватизацией.

Предпринимательство и развитие рынка экологических ресурсов.

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования

ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве Совокупность определённых условий,позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки,составляет среду

предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Развитие эколого-ориентированного бизнеса может позволить существенно изменить экологическую ситуацию в стране, улучшить охрану окружающей среды и использование природных ресурсов.Сейчас самым важным является создание государством посредством эффективных, косвенных и прямых, экономических инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития эколого-ориентированного бизнеса. Экологическая ситуация в стране тесным образом связана со сложным положением в экономике и развитии производственной сферы.Развитие экологоориенитрованного бизнеса может существенно изменить экологическую ситуацию в Беларуси, решить проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В мире накоплен богатейший опыт экологического предпринимательства, доказывающий не только его жизненную необходимость, но и экономическую выгоду.Здесь важная роль отводится созданию и развитию научно-производственных предприятий экологического профиля,

предлагающих такие услуги, как экологический аудит, экологический консалтинг (в т.ч. по вопросам экологической политики предприятий в соответствии с требованиями стандартов, развития систем государственной стандартизации, метрологии и сертификации), а также разработку и промышленное внедрение современных высокоэффективных природоохранных технологий и оборудования для их реализации. Отношения в области экологического предпринимательства строятся на основе государственной поддержки и государственных гарантий экологического предпринимательства, и регулируются соответствующим законом и иными нормативными правовыми актами. Государственная поддержка экологического предпринимательства осуществляется путем: формирования рынка товаров и услуг природоохранного назначения для государственных нужд (государственного заказа на производство товаров, проведение работ, оказание услуг природоохранного назначения); и иными мерами, установленными законодательством Республики Беларусь. Долгое время в мире господствовало представление о том, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы и даже противоположны по своей природе. Однако в последние годы возрос интерес к взаимосвязи между бизнесом и экологией, что становится мощным импульсом развития общества в целом. Приходит время экологизации экономики как мощного импульса развития общества в целом и рынка экологического предпринимательства в частности. Все шире входят в обиход такие экономические понятия, как экологические займы, экологическое страхование и т.п. Перед предпринимателями ставится задача найти баланс между ресурсосберегающей и экологоориентированной технологией. Наиболее перспективным в этом плане является совмещение в единой технологической цепочке ресурсосбережения и экологической ориентированности. В этом случае возможно снижение себестоимости продукции за счет снижения ресурсоемкости единицы продукции при одновременном понижении нагрузки на окружающую среду. Становление и развитие рынка экологических услуг ставит вопрос о необходимости формирования инфраструктурных институтов в виде государственных и коммерческих структур по нормированию и квотированию природопользования, сертификации изделий по экологическим признакам, заключению сделок по купле-продаже прав на загрязнение, осуществлению экологического аудита, экологического страхования и др.

46. Формирование рынка страховых услуг в экол-ой сфере

 

Во многих странах мира распространено экологическое страхование. Экологическое страхование – страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловленного техногенной аварией или катастрофой.

Целью экологического страхования является компенсация ущерба, причиненного окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий. Из средств от продажи страховых полисов образуются страховые экологические фонды, необходимые для компенсации ущерба от аварийных загрязнений.

Основными функциями экологического страхования являются:

страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды, иначе говоря, страхование убытков, могущих возникнуть у третьих лиц в результате экологических аварий;

стимулирование противоаварийных мероприятий у страхователей за счет специальных резервов страховых экологических фондов;

возмещение за счет страховых резервов убытков самого страхователя, которые причинены аварией на его собственном производстве.

Формирование в Беларуси: 1) закон «о пром-ой безопасности опасных производст. Объктов»(2000) 2)закон об ООС (ст.79,ст.85) (2002)

Страхование экологического риска проводится на добровольной основе и в обязательном порядке. Обязательное страхование охватывает предприятия и производства, являющиеся экологически опасными объектами. Добровольное страхование экологического риска, в отличие от обязательного, не имеет никаких ограничений ни для страхователя, ни для страховщика.

47. Понятие, содержание и виды ущерба от загрязнения и истощения ОС

Важнейшим условием обеспечения экологической безопасности страны является обязательное возмещение субъектами хозяйствования ущерба от антропогенного воздействия на природную среду, выраженного в стоимостной форме. Для установления размеров компенсаций ущерба от загрязнения и истощения природной среды необходима его экономическая оценка.

Строго говоря, этот ущерб проявляется не только в недополученной продукции и иных материальных утратах, но и в потерях нематериальных ценностей. Каждое природное благо - это не только средство производства и среда обитания, которые можно компенсировать материальными затратами и трудом человека, но и уникальное образование, которое зачастую невоспроизводимо и незаменимо. Очень трудно оценить, во что обойдется обществу потеря живописных мест отдыха, бальнеологических объектов, представителей флоры и фауны и т.п.

Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Выделяют 3 вида ущерба:

1)эколог. ущерб хар-ся разрушениями, возникшими в прир. Экосистемах; 2)эконом. ущерб – выраж. в денежной форме фактический или возможные потери народного хоз-ва, обуслов-ые ухудшением экол. ситуации в рез-те антропогенной деят-ности; 3) соц. – наносится здоровью людей загрязн. воздухом, загрязн. продуктами питания, низким качеством питьевой воды, шумом и т. д.

 

 

48. Экономический ущерб от загрязнения и истощения ПС. Методика опр-ия совокупного экономического ущерба.

эконом. ущерб – выраж. в денежной форме фактический или возможные потери народного хоз-ва, обуслов-ые ухудшением экол. ситуации в рез-те антропогенной деят-ности;

Экономический ущерб можно схематически представить в виде 2 составляющих: 1)натур. потерь в ден. выражении (прямой ущерб(Pi))2)затрат на ликвидацию отриц. последствий или замену деградир. ресурсов (Z)(косвенный ущерб). Величина экономического ущерба(U) опр-ся: U=f(Pi,Z)

К числу натур. потерь принадлежит прямое разрушение прир. ресурса и прямой ущерб, кот. несет экономика вследствие такого разрушения. К косв. ущербу в промышл. отн-ся затраты на возмещение недополуч. продукции, дополнит. расходы на ремонт и содержание основных фондов и т. д.

 

49. Социальный ущерб от загрязнения ПС. Методика опр-ия совокупного экон-го ущерба

Социальный ущерб– ущерб, который наносится здоровью людей загрязн. воздухом, загрязн. продуктами питания, низким качеством питьевой воды, шумом и т. д.

Соц. ущерб можно условно подразд. на восполнимый и невосполнимый. Соц. восполн. ущерб выраж. в стоимостных показателях и включает: 1)потери произ-ва от невыходов на работу (недополуч. продукция); 2) прямые расходы в соц. обеспечении на оплату больничных листов; 3) прямые расходы в здравоохр.: затраты на лечение; 4) сниж. произ-сти труда; Невосполнимый соц. ущерб невозм. оценить стоим. показателями. 1) потеря здоровья; 2) сниж. творч. актив.; 3) досрочный уход на пенсию; 4) псих. Дискомфорт.дСовокупный предотвращенный ущерб отражает потери экономики и общества при отсутствии природо­охранных мероприятий. суммарный ущерб складывается из следующих видов локального ущерба:

-ущерб промышленности (включает дополнительные затраты на ремонт и восстановление основных фон­дов в связи с сокращением сроков их службы в условиях агрессивной среды; дополнительные затраты в связи с потерями сырья в техногенных выбросах; дополнительные затраты на очистку воздуха и воды, используемых в технологических процессах);

-ущерб от повышенной заболеваемости населения (включает дополнительные затраты на оплату больничных листов, медицинские услуги, потери продукции, связанные с повышенной заболеваемостью работников производства);

ущерб жилищно-коммунальному хозяйству (дополнительные затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства вследствие ухудшения состояния селитебных территорий, жилищного фона. растительности и т.д.);

3 методических подхода к экон. оценке ущерба:

1)метод прямого счета, базируется на сопоставлении затрат на лечение населения, урож. с/х культур, продуктивности скота, сроков службы и т. д. в загрязненном и контрольном районах. 2)аналитический метод основан на использовании матем. зависимостей м/д показателями состояния реципиентов и уровнем загрязнения окр. среды. 3)эмпирический (укрупненный) метод основан на принципе перенесения на частный исследуемый объект общих закономерностей воздействия ущербообразующих факторов. Эмпирическая (укрупненная) методика оценки экон. ущерба от загрязнения. Упрощенно экон. ущерб от загрязн. окр. среды можно представить как сумму ущерба от загрязнения атм. воздуха Уа, от загрязнения водных рес-сов Ув, от загрязн. почвы Уп, от загрязн. недр Ун.

50. Природоохр.затраты и их экон-ая сущность. Инвестиции в осн.капитал эког-го назначения.

Осуществление природоохранной деятельности, направленной на поддержание качества среды обитания I защиту природы, требует все возрастающих затрат. Все природоохранные затраты (экологические из держки) по их экономической сущности можно подразделить на издержки предотвращения (предзатраты и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтра лизацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений (постзатраты). К экологическим издержкам предотврищенш (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они учитываются пс двум основным направлениям:на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду

Экологические затраты', как и любые другие затраты на производство, должны окупаться доходами. Окупаются они за срок, в течение которого сумма приносимого этими затратами эффекта становится равной затратам. При расчете срока окупаемости необходимо учитывать, что экологические издержки позволяют не только снизить загрязнение окружающей среды, но и повысить эффективность производства во многих отраслях. Так, переход к замкнутой технологии, оборотным системам водоснабжения, с одной стороны.— это путь экономии водчых ресурсов, сокращения сброса загрязнения в водную среду, с другой — снижение затрат на водозабор, а следовательно, и себестоимости продукции, рост эффективности производства. Затраты на утилизацию отходов приводят к оздоровлению окружающей среды, сокращая количество загрязнений, что позволяет получить дополнинельную прибыль благодаря производству полезной продукции из отходов.

Инвестиции в осн.капитал эког-го назначения.

Капит. вложения – это единовременные матер. затраты общ-ва на создание, обновление, реконструкцию, замену и расширение осн. фондов природоохр. назначения, а также на совершенствование технологии произ-ва с целью сокращения его воздействия на прир. среду.

Прямые капит. вложения охватывают капит. затраты, осуществляемые исключительно в природоохр. целях и не используемые для иных произв. нужд.

Сопряженные капит. вложения – капит. затраты на совершенствование технологий произ-ва, кот. могут дать положит. экол. эффект.

51. Анализ затрат на ООС в РБ

В РБ существует «Классификатор видов природоохр.деят-ти и затрат на окруж.среду», в кот.входят природоохранные мероприятия (ПМ) и природоохранная деят-ть (ПД).ПД–деятельность, направл.на достижение стабильности окр.среды.ПМ–это ПД, предпринимаемая с целью улучшения состояния окр.среды. В классификаторе указаны виды природоохранной деятельности в виде отдельных природных сред:охрана водных ресурсов;охрана земель;лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов;охрана и воспроизводство животного мира; управление и контроль в области природоохранной деятельности.В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения:текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды; капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;затраты на содержание заповедников, а также на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов; затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды. На природоохранные мероприятия в Беларуси расходуется значительная часть капитальных вложений. Основная часть капиталовложений экологического назначения в РБ идет на охрану и рациональное использование водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений.

52. Проблема «интернализации» экстернальных (внешних)эк-их издержек.

Экологические издержки пр-тия включаются в общие производственные затраты и являются внутренними(интернальными) для пр-тия. Издержки, вызв. загрязнением окруж. среды – экологич ущерб – внешний для пр-тия(экстренальные издержки). Поскольку для производителей ущерб, вызванный его деятельностью не влияет на издержки производства, а общество в целом заинтерисовано в минимиз. обществ. экологич. издержек, включающих прир-охр затраты и экономич ущерб от загрязнения.Пр-тия озабочены внутр прир-охр издержками (интернальными), кот. уплачиваются из прибыли пр-тия. Экстернальные издержки проявл. в учелич затрат у других пр-тия на предварит. очистку загр воды, воздуха, прямых потерях дохода от уменьшений урожайности культур под возд. вредных выбросов и т.д. Для того, чтобы стимулировать пр-тия вкладывать деньги в прир-охр мероприятия необходимо превратить внешние издержки во внутренние, т.е. интернализировать внешние издержки (принцип – платит загрязнитель – эта проблема не решена даже в странах с развитой рын. экономикой). Пути превращ внешн изд во внутр: 1)законодат. закрепл принципа компенсаций ущерба. Сложности в том, что в регионе достаточно много пр-тий и установить виновника загрязнения довольно сложно. Принцип - «платит загрязнитель»2)ввести платежи за загрязнения расчит на основе предельных прир-охр затрат (принцип загрязняй но плати).(А.ПИГУ) — принцип «загрязняй,но плати» 3) Наиболее перспект методом интернализ. внешн изд в усл. перехода к рын. экономике явл введение ищум прав на ассимиляционный потенциал прир среды – под ассим. потенциалом понимается способность природной среды обезвреж, перерабатывать вредные в-ва без изменения своих основных положений и свойств. Благодаря наличию таких способностей у природной среды, общество имеет возможность осущ. экономию прир-охр издержек.Согласно Коузу: независимо от первоначального распределения прав собственности при отсутствии трансакционных издержек в ходе переговоров может быть достигнуто решение, соответствующее критерию эффективности.

53. Инвестирование прироохр.дея-ти. Классификация видов природоохр.дея-ти.

Выделяют 2 формы прирохранной деятельности: 1) текущая прирохранной деятельность (непрерывно осуществляемая, направленная на достижение стабильности и улучшение ОС. 2) природоохранные мероприятия (прирохранная деятельность в целях существенного улучшения состояния ОС. Результат прирохранных мероприятий - создание основных фондов прирохранного назначения) Виды прирохранной деятельности: защита атмосферного воздуха; охр водных источников от загряз сточными водами; управления отходами; защиты почвы и подземных вод; борьба с шумом и вибрацией; защита биоразнообразия и ландшафта; защита от радиационного воздействия. Выделяют следующие затраты экологичесого назначения: текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охр ОС; на капитальный ремонт основных фондов прирохранн назначения; капиталовложений на охр ОС и рациональному исп прир рес; на содерж особо охр прир террит, на науч иссл, и на международное сотруднич.

54. Сущность и осн.показатели экон-ой эффективности природоохранных затрат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: