Распределение давления на уровне моря вдоль земной поверхности предст авлено на приземных кар тах пого ды. На эт и кар ты наносится д авление, измеренное на метеорол огических станциях и привед енное к уро вню моря. Точ ки с одинако вы м д авлением на картах погод ы соединяют ся пл авными линиями, кот оры е называются изоб арам и. Изо бар ы обыч но провод ят ся через 5 гПа д ля значений давления, кр атных
5 (995, 1000, 1005 и т.д.). Поле атмосферного давления, изобр аженно е на картах по годы с
помощ ью изобар, называет ся б арическим пол ем или б арическ им рел ьефом. Фор мы барического поля носят название барических систем. Основными фор мами б арическо го поля (б арическими сист емами) являются: цикл оны, антицикл оны, л ожбины, гребни и сед ловины (рис. 2.8).
Циклон - область низкого давления, очерченная на картах погоды замкнутыми изобарами, с минимальным давлением в центре. На картах погоды в Украине и странах СНГ об означается буквой “ Н” (низкое давление), а на международных карт ах – “ L ” (low pressure). Д авление в циклоне уменьшается от периферии к цент ру.
Антициклон – област ь высокого давления, очерченная на карт ах погоды замкнутыми изобарами, с максимальным давлением в центре. На картах погоды в Украине и странах СНГ обозначается б уквой “ В ” (высокое давление), а на международных картах – “ Н” (high pressure). Д авл ение в ант ициклоне уменьш ается от центра к периферии.
Рис. 2.8. Формы барического рельефа
Ложбина – узкая вытянутая полоса пониженного давления, расположенная на периферии циклона или межд у двумя антициклонами. Линия, соединяющая точки с наименьшим давлением в ложбине, называет ся осью ложб ины.
Гребень – узкая выт янут ая полоса повышенного давления, расположенная на периферии антициклона или между двумя циклонами. Линия, соединяющая точки с наибольшим давлением в гребне, называется осью гребня.
Седловина – э то барическая система, которая образуется между двумя циклонами и двумя антициклонами, расположенными крестообразно.
В циклоне и ложбине, как правило, наблюдают ся сложные условия погоды, в антициклоне и гребне – б лагоприятные, а в седловине – промежут очные.
ИНФОРМАЦИЯ О ДАВ ЛЕНИИ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ МЕТЕООБЕСПЕ-
ЧЕНИИ ПОЛЕТОВ
Для обеспечения б езопасност и полет ов установлены правила верт икального эш елонирования возд уш ных судов (ВС). Эшелон полета – это выделенная для полетов ВС относительная барометрическая вы сота (Нр), отсчитываемая от изобарической поверхности с
давлением 760 мм рт.ст. (1013,2 гПа). Вы сота полета на эшелоне выдерживается с помощ ью
баромет рического высотомера, нуль шкалы которого установлен на давлении 760 мм рт.ст. Поэтому полет на эшелоне является полетом вдоль одной и той же изобарической поверхност и. Истинная же высота полета (высот а над рельефом местности), а также аб солютная (высота над уровнем моря) могут значительно отличаться от баромет рической. Это об условлено т ем, что над различными районами уровень с давлением 760 мм рт.ст. располагается по-разному – выше или ниже уровня моря, т.е. изоб арические поверхности не параллельны уровню моря. На рис. 2.9 схематически показано изменение абсолютной и барометрической вы соты при полете на эш елоне.
Рис. 2.9. Изменение абсолютной (Набс) и барометрической (Нр)
высоты полета на эшелоне
В связи с этим при метеообеспечении полет ов используют различные значения д авления: QFE, QFF, QNE, QNH.
Давление QFE [Question field elevation (Q – code)] –давление на уровне аэ родрома или
порога ВПП.
Давление QFF [Atmospheric pressure converted to mean sea level or barometric pressure setting at mean sea level (Q – code)] –атмосфер ное давление, приведенное к среднему уровню моря.
Давление QNE [Question normal elevation – standard pressure (Q – code)] – стандартное
ат мосферное давление по стандартной атмосфере.
Давление QNH [Question normal height – sea level pressure (Q – code)] – ат мосферное д авление, приведенное к среднему уровню моря по условиям стандарт ной атмосферы.
В свод ках о факт ической погоде в формат е код ов METAR (SPECI) указывает ся д авление QNH с окр углением в меньшую ст орону до целого гектопаскаля.
Аэ родромные метеорологические органы предост авляют диспетчерскому органу подхода и аэ родромной диспетчерской вышке информацию о фактическом значении QNH на регулярной основе, a QFE – в соответ ствии с договоренностью на регулярной основе или по запросу.
Районный диспетчерский центр обеспечивает ся данными о фактическом давлении QNH
на аэ родромах и прогнозируемом минимальном давлении QNH в пред елах района полет ной информации.
В местных регулярных и специальных сводках указывает ся информация о давлении QNH и QFE в гектопаскалях, а при потребности дополнит ельно указывает ся давление QFE в миллиметрах рт утного ст олба.