Локус жизнеобеспечения личности
(Дудин В.А., Доценко Е.Л.)
Инструкция
Шаг 1
Методика предназначена для выявления наиболее значимых для человека жизненных трудностей и способов их решения.
Ознакомьтесь со списком трудностей и выберите четыре (4) из них, которые вам лично довелось пережить, и которые оставили след в вашей жизни (запомнились вам). Номера выбранных трудностей впишите в столбец «№» таблицы уточнение трудностей на следующей странице.
Таблица 1
Список жизненных трудностей
1. | Трудно выбрать между жизненно важными альтернативами, принять окончательное решение (например, выбрать круг общения, место работы, романтического партнера) | |
2. | Трудно выполнить требования, предъявленные окружающими к вашей деятельности | |
3. | Непонимание вас окружающими, м.б. враждебное отношение к вам | |
4. | Поиск ответа на важные вопросы «кто я такой?», «что для меня важнее?», «зачем я живу?» и пр. | |
5. | Ухудшение здоровья при стрессе или переутомлении, например, головная или зубная боли, затруднение дыхания, тошнота, расстройство желудка, сыпь и зуд, язва, онемение, мышечные боли, «ком в горле» | |
6. | Отказ от каких-либо индивидуальных привычек, изменение стереотипов (например, изменить внешний вид, бросить курить и пр.) | |
7. | Потеря (или поиск) жизненных ориентиров, целей. Сомнения в выбранном жизненном пути | |
8. | Трудность переключаться с работы на отдых и психическое переутомление | |
9. | Плохо контролируемая тяга к чему-либо (к алкоголю, перееданию, сексуальным связям и пр.) | |
10. | Ухудшение ранее отработанных двигательных навыков | |
11. | Душевный кризис, стремление найти или изменить смысл жизни | |
12. | Проблемы с оптимальной организацией времени | |
13. | Выраженный страх чего-либо (фобия), мешающий повседневной жизни | |
14. | Навязчивые негативные мысли, воспоминания или действия, повторяющиеся против желания | |
15. | Простудное заболеваниес осложнением, недомогание | |
16. | Конфликты с родителями | |
17. | Большой объем работы и малый срок для ее выполнения | |
18. | Как поступить: получить выгоду или остаться верным себе? | |
19. | Трудности в достижении цели (препятствия на пути начатого дела) | |
20. | Непонимание смысла (предназначения) тяжелых жизненных испытаний | |
21. | Заболевания, мешающие жизни, например, болезни сердца, кожи, легких, артериальное давление, рак и пр. | |
22. | Ненависть или агрессивные действия в отношении самого себя | |
23. | Ухудшение зрения или слуха по не выявленным врачами причинам | |
24. | Другие, особенно тяжелые заболевания, которым врачи затрудняются поставить диагноз |
Уточнение трудностей
|
Ответьте на уточняющие вопросы (см. столбцы) по каждой трудности, Столбцы «Код 1» и «Код 2» Не заполняются.
№ | Код 1 | Сколько времени назад проявилась трудность? То есть возникла ситуация, в которой она ощущалась наиболее сильно? | Что произошло? Уточните главное (значительное) затруднение, с которым вы столкнулись. Опишите один яркий случай (ситуацию) его проявления | Ваше понимание (толкование) трудности.Закончите предложение: Откровенно говоря, для меня это является трудностью так как (я, мне, меня, у меня) … | Код 2 |
|
Шаг 2
Инструкция к заполнению таблицы
1. Придумайте и впишите краткие обозначения ваших трудностей в пустые ячейки первой строки таблицы, которая дана на следующей странице. Краткое обозначение – это произвольное название ваших трудностей, отражающее основную суть трудности, например, «поссорился с отцом», «уволили с работы», «потерял себя и смысл», «резко ухудшилось здоровье»и пр. Сохраните тот же порядок перечисления трудностей как в предыдущей таблице. Пример представлен ниже.
2. Далее оцените, насколько каждое слово и словосочетание (в левом столбце), по вашему мнению, соответствует вашим действиям, эмоциональному состоянию, мыслям и ощущениям, которые у вас связаны с каждой трудностью. Оценивайте с помощью цифр (от 0 до 7), где «0» обозначает, что слово или словосочетание совершенно не соответствует вашим действиям, эмоциональному состоянию и мыслям, которые связаны у вас с данной трудностью, а «7», наоборот, обозначает полное соответствие. Цифры ставьте на пересечении соответствующих строк и столбцов таблицы. Оценивайте трудности по порядку. Избегайте крайних и средних оценок, стараясь отыскивать оттенки вашего субъективные отношения.Пример заполнения дан ниже.
3. Вспомните моменты, когда началась каждая трудность, может вы вспомните, что вы тогда думали и чувствовали, возможно, заметите какие ощущения были в теле, и то, что вас окружало в тот момент, люди, пространство… Опираясь на воспоминания о начале каждой трудности оцените слова и словосочетания.
|
№ | Объекты Слова и словосочетания | ||||
1. | Выход | ||||
2. | Готовность, готовый | ||||
3. | Действовать, чтобы не опоздать | ||||
4. | Контролировать, контроль | ||||
5. | План, планировать | ||||
6. | Грусть, печалиться | ||||
7. | Долгожданная, ожидать, дождусь | ||||
8. | Медленно, замедление | ||||
9. | Плакать | ||||
10. | Скрывать слабость | ||||
11. | Веселить, веселят | ||||
12. | Имея внутреннюю силу, легко преодолевать препятствия | ||||
13. | Интегрированность | ||||
14. | Найти новые ресурсы | ||||
15. | Найти смысл | ||||
16. | Бояться, боюсь | ||||
17. | Жесткость | ||||
18. | Злиться, злой | ||||
19. | Колючие, колючий | ||||
20. | Мерзнуть | ||||
21. | Побороть лень | ||||
22. | Подниматься | ||||
23. | Преодолеть трудности | ||||
24. | Приложить усилия | ||||
25. | Решительно прорваться | ||||
26. | Сконцентрироваться на одной задаче | ||||
27. | Эффективный способ | ||||
28. | Скрыть, скрывать | ||||
29. | Слабость | ||||
30. | Смирение, смириться | ||||
31. | Стараться оправдать себя | ||||
32. | Уйти «в никуда» | ||||
33. | Эмоционально отстраниться от окружающей реальности | ||||
34. | Могущество, могущественное, мощность, мощь | ||||
35. | Невесомое, невесомость | ||||
36. | Притягивает, затягивает | ||||
37. | Тяжело дышать | ||||
38. | Тяжесть в сердце | ||||
39. | Осознать себя центром своей жизни | ||||
40. | Получать | ||||
41. | Прощение | ||||
42. | Свобода в своих действиях | ||||
43. | Сиять, сияние, луч, лучезарный | ||||
44. | Созерцать | ||||
45. | Стремиться к вдохновению, почувствовать вдохновение | ||||
46. | Творить | ||||
47. | Теплеет, теплый |
4. Теперь уловите то, как вы относитесь к этим же трудностямв данный момент, когда заполняете тест. Сохраните тот же порядок трудностей при вписывании их в ячейки таблицы.
№ | Объекты Слова и словосочетания | ||||
1. | Выход | ||||
2. | Готовность, готовый | ||||
3. | Действовать, чтобы не опоздать | ||||
4. | Контролировать, контроль | ||||
5. | План, планировать | ||||
6. | Грусть, печалиться | ||||
7. | Долгожданная, ожидать, дождусь | ||||
8. | Медленно, замедление | ||||
9. | Плакать | ||||
10. | Скрывать слабость | ||||
11. | Веселить, веселят | ||||
12. | Имея внутреннюю силу, легко преодолевать препятствия | ||||
13. | Интегрированность | ||||
14. | Найти новые ресурсы | ||||
15. | Найти смысл | ||||
16. | Бояться, боюсь | ||||
17. | Жесткость | ||||
18. | Злиться, злой | ||||
19. | Колючие, колючий | ||||
20. | Мерзнуть | ||||
21. | Побороть лень | ||||
22. | Подниматься | ||||
23. | Преодолеть трудности | ||||
24. | Приложить усилия | ||||
25. | Решительно прорваться | ||||
26. | Сконцентрироваться на одной задаче | ||||
27. | Эффективный способ | ||||
28. | Скрыть, скрывать | ||||
29. | Слабость | ||||
30. | Смирение, смириться | ||||
31. | Стараться оправдать себя | ||||
32. | Уйти «в никуда» | ||||
33. | Эмоционально отстраниться от окружающей реальности | ||||
34. | Могущество, могущественное, мощность, мощь | ||||
35. | Невесомое, невесомость | ||||
36. | Притягивает, затягивает | ||||
37. | Тяжело дышать | ||||
38. | Тяжесть в сердце | ||||
39. | Осознать себя центром своей жизни | ||||
40. | Получать | ||||
41. | Прощение | ||||
42. | Свобода в своих действиях | ||||
43. | Сиять, сияние, луч, лучезарный | ||||
44. | Созерцать | ||||
45. | Стремиться к вдохновению, почувствовать вдохновение | ||||
46. | Творить | ||||
47. | Теплеет, теплый |