Режиссерский замысел и его компоненты.




Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества.

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего мероприятия, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, так и его отдельные структурные составляющие – действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения.

Режиссёрский замысел – это не осуществлённое решение, предчувствие, предвидения, предощущение, предварительное видение режиссера будущей постановки. Это творческая работа режиссера, процесс осмысления, анализа и рождения образа будущего театрализованного представления или спектакля.

Режиссёрский замысел в своём определении очень близок к определению замысла сценария - это художественно-образное решение будущего театрализованного представления, это идейно-образное, художественное предвидение будущего спектакля во всей его целостности рождаемое воображением режиссера.

Режиссер мероприятия зачастую является и его сценаристом. Режиссерский замысел представляет собой задуманное автором построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения. Режиссер в процессе работы над замыслом посредством художественных образов, типичных обстоятельств воспроизводит доступными ему средствами реальную жизнь в своем воображении и фантазии, воплощая ее в новую сценическую форму, которая, в свою очередь, через материализованную авторскую мысль воздействует на восприятие зрителей и уже опосредованно влияет на реальный мир. Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его "несущих" конструкций. В основе замысла любого мероприятия прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю.

Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором, «проблема», существующая объективна, взятая из внешнего круга обстоятельств, но глубоко волнующая автора.

Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку любое театрализованное представление не создается абстрактно, а всегда рассчитано на определенную конкретную аудиторию.

Определенность и ясность выбранной темы культурно-досуговой программы неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос "что я хочу сказать зрителям?".

Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

Тесно связаны с идеей мероприятия такие элементы режиссерского замысла, как сверхзадача и сквозное действие.

Сверхзадача – те мысли, чувства и устремления, которые вкладывает режиссёр в своё представление. Сверхзадача – это то, с какими чувствами должен уйти зритель, к каким обобщениям он придет, побывав на предполагаемой программе? какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного?, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя?

Сверхзадача и сквозное действие главная жизненная суть нервный пульт представления, это основная творческая цель и творческое действие, которые включают в себя, совмещают, обобщают все тысячи отдельных разрозненных задач, эпизодов, отдельных номеров, образов и пр..

Сквозное действие – это действенное воплощение сверхзадачи. Это подсознательное стремление к сверхзадаче. Обычная жизнь, как и искусство, требует порядка последовательности и постепенности в развитии чувства и переживания. Сверхзадача и сквозное действие дают этот порядок. Они всё время руководят творчеством поэта, режиссера, артиста и всех без исключения творцов театрализованного представления. Там, где происходит уклонение в сторону от сверхзадачи и сквозного действия появляются лишние подробности, сажается темпо-ритм, в конечном итоге зритель теряет суть и смысл происходящего.

В процессе работы над замыслом театрализованного представления можно проследить и вычленить следующие этапы:

1. Отклик на "социальный заказ" общества, сбор и поиск материала. Повод для создания мероприятия.

2. План творческой деятельности Определение тематической основы будущего представления, его формы, изучение предполагаемой аудитории.

3. Кристаллизация плана, обрастание содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами.

4. Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала. Структуризация замысла в соответствии с идеей представления.

5 Обоснование конфликта, поиск сюжета, сюжетного хода, образной выразительности. Создание сценарного плана.

6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.

7. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла.

8. Постановочная и организационная работа.

Замысел – содержит в себе идейное толкование, смысловое и действительное. Интересный замысел всегда индивидуален. Можно привести не мало примеров, когда несколько человек участников какого-либо события совершенно по-разному рассказывают об одном и том же происшествии. Так и в режиссуре. «Сколько людей столько и мнений». У каждого режиссёра своё видение, мировосприятие и толкование тех или иных событий и поступков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: