Человек как существо разумное и деятельное содержит в себе такую фундаментальную отличительную черту, как свобода. Свобода предполагает возможность выбора, следовательно, условием свободы является некоторый набор возможностей, из которых человеку предстоит выбрать какую–либо. Но свобода не бесцельна, человек должен представлять последствия своего выбора для достижения поставленной цели. Тезис Спинозы «Свобода есть познанная необходимость» полагает, что знание необходимости (закономерности) позволяет человеку действовать расчетливо и безошибочно. Но главный аспект свободы связан с внутренней свободой человека, духовной независимостью от догм, от поклонения авторитетам науки, политики, техники. Свобода духовная приводит человека к расширению границ его знания, деятельности во всех ее измерениях. Люди не вольны выбирать условия начала своей жизни, но они свободны в выборе средств и способов изменить их. Но свободная деятельность возлагает на человека моральные обязательства, т. е. ответственность. Духовная свобода и ответственность – необходимые условия в поиске ответа на вопрос о цели и смысле жизни, ведь отношение человека как сознательного, свободного существа к самому себе выражается в смысле и цели его жизни.
Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели, – считает большая часть философов. Но подчеркивает при этом, что дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни невозможно, т.к. поиски его в назначении человеческого бытия приведут нас к вопросу, кто установил эту цель? Если сфокусировать смысл жизни на сократовском «познай самого себя», то ему можно противопоставить слова Ницше: «Познавший самого себя – собственный палач». Кроме того, наряду со смыслом жизни возникает вопрос о смысле смерти и т. д. Все это приводит к различным толкованиям смысла жизни, которые можно представить в виде двух разных позиций: с точки зрения конкретного человека и человека как представителя человеческого рода.
|
С точки зрения отдельного человека смысл жизни – элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, его собственная иерархия ценностей. Говорить о едином для всех смысле жизни довольно затруднительно. Эта проблема достаточно разработана в экзистенциализме. Так, А.Камю, в творчестве которого вопрос о смысле жизни занимает центральное место, утверждает, что поскольку мир абсурден и хаотичен, а следовательно вера в смысл жизни также абсурдна, он (смысл) состоит в бунте против абсурда («Бунтующий человек»). Экзистенциализм связывает предназначение человека, «подлинное человеческое существование» с полнотой переживания собственной жизни, с поисками и проявлением уникальной Самости личности через борьбу, бунт, любовь страдание, творчество, радость самореализации. Экзистенциальное понимание смысла жизни противостоит стремлению навязать его извне, кем-то со стороны.
Осознание индивидом цели и смысла жизни – сложный и длительный процесс. Мера его осознанности – один из показателей развития духовного мира личности, ибо по меткому замечанию Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как».
Осознание смысла представляется в виде постоянной работы по осмыслению и переосмыслению тех ценностей, ради которых живет человек. Процесс поиска идет параллельно с его реализацией, в результате которой происходит переоценка ценностей, а следовательно, пересмотр исходных целей и смыслов. Человек стремится привести в соответствие с ними свою деятельность или изменяет сами цели и смыслы.
|
Второй аспект понимания смысла жизни связан с человеком как представителем человеческого рода. Исторически первой формой осознания проблемы смысла жизни стали религиозные представления, затем и философские. Абстрактно-всеобщий смысл жизни человека религиозная философия связывает с созерцанием и воплощением божественного начала человека в вере, в стремлении к сверхчеловеческой истине, и высшему благу. Для того чтобы человек открыл для себя смысл жизни, – считает русский философ С. Л. Франк, – нужны два условия: во-первых, «бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательство и торжество над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможность для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщиться к Богу и заполнить свою жизнь им…». Абстрактно-всеобщий смысл жизни человека отражен и в марксистской философии. Смысл жизни человека она определяет как самореализацию сущностных сил человека через его активную преобразующую деятельность.
Было бы ошибочно противопоставлять эти два аспекта, они взаимно дополняют друг друга, раскрывая разные стороны этой проблемы. В целом же в философии выделяются четыре типа ориентации на ценности, лежащие в основе смысла жизни: гедонизм, аскетизм, созерцание и деяние.
|
Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) можно выразить словами мыслителя эпохи Возрождения Лоренцо Валла: «Жить без наслаждения невозможно, а без морали можно». Суть гедонизма Фрейд выразил как стремление к счастью, которое «имеет две стороны: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств – с другой». На аскетизм и созерцание как смыслообразующие ценности жизни человека ориентирует религия. Деяние – ценностный ориентир современной философии, т.к. смысл жизни человека состоит в его саморазвитии и самосовершенствовании. А поскольку человек существо общественное, то и смысл его жизни заключен с сопряжении интересов личности и общества, – считают такие философы, как А.К. Уледов, Г.И. Иконникова, психолог С.Л. Рубинштейн. Определить личностный смысл жизни – значит осмыслить жизнь в целом, объяснить, что в ней подлинное, что мнимое, определить цели и задачи и реальные средства по их осуществлению. А это превосходит всякую ученость, т.к. это свойство человека называется мудрость
Вопрос о смысле жизни – это и вопрос о смысле смерти человека и его бессмертии.
Живя по-своему, каждому из нас все же нельзя забывать о своей принадлежности к обществу. Ведь все мы - его дети, и стремление прожить в этом мире без соучастия в его судьбе неминуемо будет вести к краху личности, к деградации и духовной смерти человека. Но надо ли умирать преждевременно? Власть времени над всеми нами необъятна, и приближение к смерти неумолимо. Вот почему надо торопиться ответить на смысложизненный вопрос. Ответить, чтобы не прожить свою жизнь зря, впустую, без следа в ней. Ведь всем нам жизнь дается, говоря словами известного литературного героя, всего лишь один раз. Жить, созидая добро и творя тем самым жизнь, - вот в чем состоит подлинное призвание человека и его великая миссия, порученная ему судьбой. А. Камю говорил, что каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. Мое, однако, уже знает, что мир оно не переделает. Но его задача, быть может, более значительна. Она состоит в том, чтобы помешать миру исчезнуть. Помешать миру исчезнуть - кто еще кроме человека сможет выполнить столь великую и благородную задачу? В человеке есть все, и он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях. А если может, то значит - должен, призван.
Выводы по теме
Как видим, для исследования человека в философской антропологии существует многообразие понятий. На наш взгляд, их можно привести в некоторую систему и попытаться выразить ее графически в виде трех поясов (рядов) и пронизывающего их креста. Первый пояс (ряд) - понятия, раскрывающие сущность и природу человека: "человек", "индивид", "личность" и др. Второй пояс - понятия, характеризующие человека как существо деятельное, творящее: "труд", "познание", "культура" и др. Третий пояс - понятия, раскрывающие человека как существо, ищущее себя в этом мире ("смысложизненные понятия"): "свобода", "смысл жизни", "цель", "счастье" и др. В этой схеме человек предстает как точка, в которой пересекаются противоположности (природа и культура, отчуждение и свобода и т.д.). Человек - это живое противоречие, в нем есть все, он являет собой малый Космос, многое в едином. Исследование человека – это решение задачи со многими неизвестными, т.к. человек, по мнению французского философа, ученого ХХ века Тейяра де Шардена, является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен образовываться?
Вопросы для самоконтроля
- К какому биологическому виду относится человек, и чем он отличается от других живых существ?