Природа и сущность человека




Тема.Философская антропология о человеке

Цели изучения темы

Познакомить студентов с философской антропологией, которая рассматривает человека, как существо многомерное и универсальное, подчеркивая при этом, что тема человека является непреходящей.

  • Развить умение мыслить логически, обобщать и сравнивать, делать выводы.
  • Воспитать интерес, любовь к человеку как высшему творению природы (Бога).
  • Научить рациональному, логическому осмыслению представленной темы, проникнуться ее сложностью и неоднозначностью.

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление о философской антропологии и ее основных понятиях.

Студент должен знать сущность философского понимания человека, а также философские взгляды на эту проблему в разные исторические периоды.

Студент должен уметь излагать основные понятия философской антропологии, проблему соотношения социального и биологического в человеке, а также использовать литературу и источники.

Студент должен представлять причины и условия перехода от животного мира к социальному (генезис человека).

Студенту необходимо разобраться в роли и значении деятельности в формировании человека (иметь представление о смысле жизни).

 

Ключевое понятие

Ключевое понятие: человек.

Человек - это биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, умеющее производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

 

Второстепенные понятия

  • индивид
  • личность
  • антропология
  • космоцентризм
  • теоцентризм
  • антропоцентризм
  • природа человека
  • сущность человека
  • смысл жизни человека

 

Структурная схема понятий

 

 

Тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией.

Человек всегда был объектом интереса философии. Но выделение проблемы человека в отдельную область знания – идея Канта. Он считал, что человек – самый главный предмет в мире, ибо он для себя своя последняя цель. Он заложил основы антропологии, которую разделял на физиологическую, изучающую человека как природное создание, и прагматическую, которая объясняет человека как свободно действующее существо и стремится понять, каким он может стать в результате собственных усилий. Кант поставил вопрос о многомерности и многокачественности человека.

Природа и сущность человека

Философская антропология рассматривает человека в целостности, т.е. совокупности всех его отдельных сторон. Главная проблематика философской антропологии – определение природы и сущности человека. Под природой человека в философии и науке понимается своеобразие и специфика человека как живого существа. Сущность человека – это его определяющее, интегрирующее основание. В зависимости от того, объединяют эти два понятия или разделяют, в мировой философии сложилось три подхода:

субъективистский (человек – это прежде всего его внутренний, субъективный мир);

объективистский (человек – продукт и носитель внешних, объективных условий его существования);

синтезирующий (человек – единство внутренней субъективности и внешней объективности).

Субъективистское направление в мировой философии представляет экзистенциализм (философия существования). Экзистенциализм сосредоточил внимание на духовном мире человека, на уникальности и невыразимости внутреннего мира человеческого бытия – экзистенции. Атеистическое направление экзистенциализма (Ж. П. Сартр) отрицает возможность определения природы и сущности человека. Человек существует настолько, насколько себя осуществляет, следовательно, человек – совокупность своих поступков. Природа – это свободное, уникальное для каждого индивида самосозидание; сущность – итог, результат самосозидания. Религиозное направление экзистенциализма (Карл Ясперс) определяет человека как единство бытия, сознания вообще и духа. Как «бытие» человек есть существо, живущее обыденной жизнью, как все. Как «сознание вообще» он – создатель общезначимых предметов и норм. Как «дух» человек связан с миром вечного и абсолютного через веру. Сущность человека – в его экзистенции, т.е. Самости – уникальности, единственности и исключительности, которая проявляет себя в «пограничной ситуации» (болезни, смерти, страдании.

Экзистенциализм имеет огромное влияние в мировой культуре, направив ее на исследование проблем свободы, ответственности, творчества, активности человека, самоценности его внутреннего мира. Но уровень напряжения внутренних сил, к которому призывают экзистенциалисты, нереален: прожить на нем «долго и массово» нельзя.

Объективистский подход в понимании природы и сущности человека связывают с материализмом, или марксизмом. В марксизме природа человека рассматривается как единство биологического и социального. Человек – существо природное, телесное и общественное. Биологическая природа человека – естественная предпосылка, условие осуществления, а социальность – сущность человека. Социальная жизнь – это деятельность людей, возникающая в процессе их взаимодействия, в соединении способностей и возможностей и взаимном обмене. Поскольку человеческая деятельность может осуществляться только как общественная, а человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, которые складываются в процессе общественного производства, то сущность человека предстает как совокупность общественных отношений. Человеческое и общественное в марксизме становятся синонимами. Вне воплощения своих сил в общественных отношениях человек как бы не развивается и не существует как человек. Марксизм развивает «деятельностный подход» к пониманию сущности человека, но сама деятельность в нем понимается в основном как материальный процесс. Духовная сторона деятельности, а следовательно, и духовность человека как составляющая его сущности не нашли должного отражения, хотя следует отметить, что современный марксизм уделяет большое внимание духовному миру человека.

Синтезирующий подход (Э. Фромм) характеризует человека как существо двойственное: он – часть природы и он – мыслящее существо, свободное в своем мышлении от природы. Он не находится ни здесь, ни там. Сущность человека в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. По Фромму человек разрешает этот конфликт двумя путями: или возвращается в своем поведении к животной жизни, или развивает в себе человеческие силы, прежде всего, разум.

Проблема природы и сущности человека в современной философии позволяет выделить следующие его характерологические черты:

Человек – это целостность, открытая система, включающая в себя такие составляющие, как природное начало, т.е. состояние организма с присущими ему задатками; духовное начало, т. е. способность к сознанию, рефлексии; Социальное начало, определяемое той системой отношений, в которую включается человек; родовое начало, обусловленное общечеловеческим генофондом и информационной памятью прошлых поколений; и космическое начало, которое представлено теми циклами и ритмами, которым следует Земля, Галактика, Вселенная.

Вся история человечества прямо или косвенно свидетельствует: человек существо пограничное. Он рожден природой, своим становлением обязан обществу, развитием – только себе.

Вопрос природы и сущности человека неизбежно приводит нас к понятиям «Человек», «личность», «индивидуальность ». Принято различать три уровня понятия ЧЕЛОВЕК:

– человек как родовое существо, представитель человеческого рода;

– человек конкретно-исторический (античный человек);

– человек отдельно взятый (индивид).

Понятие ЛИЧНОСТЬ определяется в зависимости от понимания природы и сущности человека. В современной философии в понятие личности вносятся такие ее свойства, как социальность, духовность, разумность, т.е. сущностная характеристика человека. При этом личность может быть рассмотрена как личность вообще, как конкретно-историческая личность и личность отдельно взятого человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это целостная неповторимость, самобытность индивида в отличие от типичности, общности (см. схему).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: