В 1999 г. на 43-м заседании Комитета по защите морской окружающей среды (МЕРС) были приняты правила, по которым суда, перевозящие трудно разлагающиеся виды нефтепродуктов (например, мазуты), включаются в список судов, к которым предъявляют более строгие требования, например, как к танкерам с сырой нефтью. Дополнения, вступившие в силу 01.01.2001 г., связаны с правилом 13G Приложения I. По нему существующие и новые танкеры должны иметь двойные борта.
Приложение II. В части 11 даны определения терминам: Чистый балласт, изолированный балласт, жидкие вещества.
Контроль загрязнения, причиненного вредными жидкостями. Оно уточняет критерии разливов и мероприятия по контролю за загрязнениями, причиненными вредными жидкостями, перевозимыми навалом. Около 250 веществ были классифицированы и введены перечнем в приложение к Конвенции. Сброс этих веществ или их смесей допускается только в приемные устройства. Сброс любых смесей с содержанием вредных веществ запрещен на расстоянии до 12 миль от берега. Более строгие требования были разработаны для районов Балтийского и Черного морей.
Приложение III. Предотвращение загрязнения, причиняемого вредными жидкостями, перевозимыми в упакованном виде или во фрахтовых контейнерах, в перемещаемых емкостях или в автотранспортных и железнодорожных цистернах. Это приложение содержит общие требования для определения стандартов по упаковкам, маркировке, этикеткам, документации, погрузке, ограничению количества, исключениям и заявлениям в целях предотвращения загрязнения в результате сброса и выброса вредных веществ.
Приложение IV. Предотвращение загрязнения, причиненного сточными водами. Приложение согласовано 73-я странами, на чью долю приходится 42,6% общемирового тоннажа морских судов.
|
Приложение V. Отходы. Это приложение относится к разным видам отходов и определяет расстояния от берега и способ возможного их удаления. Для "специальных зон" требования более строгие. Основное требование данного приложения - запрет на удаление с судна любого вида пластмассовых изделий.
Приложение VI. Предотвращение загрязнения воздуха судами. Введено в состав Конвенции в 1997 г. и направлено на ограничение выбросов соединений серы и азота с судов. Также это приложение запрещает выброс веществ, уничтожающих озоновый слой. В состав Приложения VI входит общемировой максимум (4,5 %) содержания серы в топливе. Суда обязаны установить систему газоочистки или использовать любую другую технологию по ограничению выбросов соединений серы и азота. На всех видах судов запрещается установка оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества.
Страны, которые ратифицировали Конвенцию, обязаны согласовать только Приложения
Общие положения Конвенции по защите морской среды Балтийского моря
Конвенция по защите морской среды Балтийского моря состоялась 09.04.1992 г. и была открыта для подписания по 09.10.1992 г. Необходимость данной конвенции является защита исключительных гидрографических и экологических особенностей Балтийского моря и чувствительности его водных живых ресурсов (далее ВЖР) к изменениям состояния окружающей морской среды. Балтийское море имеет богатую историческую, экономическую, социальную и культурную значимость и продолжающее загрязнение моря вызвало озабоченность мирового сообщества. Конвенцией была поставлена задача, добиться экологического возрождения Балтийского моря путем обеспечения возможности самовосстановления морской среды, которая не может быть решена принятием национальных усилий. Данная конвенция высоко оценила результаты, достигнутые в рамках конвенции 1974 г. по защите морской среды района балтийского моря, а также конвенции 1973 г. о рыболовстве и сохранении ВЖР в Балтийском море и Бельтах (Гданьск). Бельты - проливы, соединяющие Балтийское море с проливом Каттегат. Конвенция 1992 года распространяется на район Балтийского моря, которым является Балтийское море с входом в него ограниченное параллелью, проходящий через пункт Скаген в Скагекракке. Также район включает воды, расположенные в сторону суши от базовой линии, от которой отмеряется ширина территориального моря до границы установленной договаривающими сторонами, о чем информируется правительство Депозитарий об установлении границы своих внутренних вод. Конвенцией даны определения некоторым понятиям. Так, загрязнение - это внесение человеком прямо или косвенно в море, включая эстуарий, веществ или энергии, которые могут создать опасность для здоровья человека, живых организмов, экосистемам, а также ухудшать качество морской воды. Загрязнение из наземных источников - загрязнение моря сбросами с суши из всех видов точечных или рассредоточенных источников, сбрасываемых в море водным или воздушным путем, или непосредственно с побережья.
|
Инсинерация - преднамеренное сжигание отходов или других материалов в море с целью их уничтожения термическим методом.
|
Инцидент загрязнения - происшествие или серия происшествий одного происхождения, в результате которого произошел или может произойти сброс нефти или других вредных веществ (далее ВВ).
Конвенцией разработаны основные принципы и обязательства сторон. Так, стороны индивидуально или совместно принимают законодательные, административные и другие меры для предотвращения и ликвидации загрязнений. Свою деятельность стороны осуществляют на принципе превентивных действий (предупредительных), даже если отсутствует причинная связь, между внесением в морскую среду опасных ВВ или энергии и их воздействием. Для предотвращения и ликвидации загрязнения стороны используют наилучшие природоохранные практики и технологии. Между сторонами действует принцип - загрязнитель платит. Стороны обеспечивают проведение измерений и расчетов сбросов и выбросов научно обоснованными методами, с целью определения оценки состояния морской среды, а также обеспечивают не допущение трансграничного загрязнения районов, расположенных за пределами района Балтийского моря. Конвенция направлена на защиту морской среды Балтийского моря, которая включает толщу воды и морское дно, ЖМО и другие формы жизни. Она не применяется к любым военным кораблям и судам государств. С целью выполнения обязательств по предотвращению и ликвидации загрязнения, каждая сторона принимает меры в водосборном бассейне Балтийского моря. При этом принимаются специальные программы, стандарты, правила касающиеся выбросов и сбросов в воду, качества окружающей среды. ВВ из точечных источников не должны вводиться прямо или косвенно в морскую среду, исключая их поступление в незначительных количествах, без предварительного специального разрешения, выданного специальным национальным органом. При необходимости обеспечивается проведение оценки воздействия на окружающую среду какой-либо планируемой деятельности. О планируемой деятельности уведомляются Комиссия и заинтересованные стороны, интересы которых могут быть затронуты, а также проводятся консультации. Стороны принимают специальные меры к прогулочным судам по уменьшению загрязнения воздуха, борьбы с шумами, гидродинамическими последствиями, а также обеспечения судов установками для приема отходов. Каждая сторона (государство) устанавливает запрет на сжигание в районе Балтийского моря каких-либо материалов. Кроме этого обеспечивает выполнение конвенции судами: зарегистрированными на ее территории или плавающими под ее флагом; осуществляющими в пределах своей территории или территориального моря погрузку веществ и материалов, подлежащих сжиганию или которые предположительно будут осуществлять сжигание в пределах ее внутренних вод и территориального моря.
В Балтийском море запрещается какое-либо захоронение. Так, для захоронения вынутого грунта требуется предварительное специальное разрешение. Положения конвенции не применяются, если: человеческая жизнь, судно или самолет в море находятся под угрозой полного уничтожения или гибели; или в любом случае, когда создается опасность для человеческой жизни; если захоронение является основным способом предотвращения угрозы и если по всей вероятности ущерб, причиненный таким захоронением, будет больше того, который был бы, если бы захоронение не производилось. Такое захоронение должно осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму возможность ущерба человеческой жизни и жизни в море.
Для выполнения требований настоящей конвенции в 1974 году учреждена комиссия по защите морской среды Балтийского моря. Председателем комиссии является представитель каждой стороны согласно алфавитному порядку названия стороны на английском языке и выполняет он свои функции в течение двух лет. Сессия комиссии проводится раз в год и созывается председателем. По просьбе стороны при условии, что эта просьба поддерживается другой стороной, созывается чрезвычайная сессия, но не позднее чем через 90 дней после поступления просьбы. Договаривающие стороны регулярно информируют комиссию о юридических, регулирующих и др. мерах и их эффективности, проблемах, возникающих при выполнении положений. Предоставляют информацию о выдаче разрешений на сбросы и данные о выбросах или качестве окружающей среды. Предоставляется информация общественности о состоянии Балтийского моря и водных объектах, а именно: о выданных разрешениях, о результатах отбора проб воды и стоков, проверок соответствия качества воды и разрешений. Предоставление информации не должно затрагивать национальные законодательства по защите интеллектуальной собственности, промышленной и коммерческой тайне, безопасности. Но если сторона предоставляет защищенную информацию, то другая сторона обязуется уважать конфиденциальность полученной информации и использовать только в целях, для которых она была получена. На комиссию возложены задачи по разработке рекомендаций о принятии мер, относящихся к целям конвенции. Осуществляет постоянное наблюдение за выполнением ее рекомендаций, рассматривает содержание конвенции. Разрабатывает рекомендации о внесении необходимых поправок в текст конвенции, устанавливает критерии борьбы с загрязнением. Содействует принятию дополнительных мер по защите морской среды, получает из доступных источников, обрабатывает, обобщает, и распространяет научную, техническую, статистическую и др. информацию. Содействует научным исследованиям, пользуется услугами международных и национальных организаций. Рабочим языком комиссии является английский язык. Секретариат комиссии находится в Хельсинки. Комиссия назначает исполнительного секретаря, который является главным административным должностным лицом комиссии, другого необходимого персонала. Финансовое обеспечение осуществляется по правилам комиссии, которая принимает годовой или двухгодичный предполагаемый бюджет. Общий бюджет, включая любой дополнительный, утверждается комиссией и формируется за счет равных взносов сторон, кроме ЕЭС, которое вносит не более 2,5% административных расходов бюджета. Каждая сторона имеет один голос в комиссии. Научно-техническое сотрудничество - стороны обязуются непосредственно или через международные организации осуществлять сотрудничество в проведении научных, технических и др. исследований. Стороны гармонизируют свою политику в отношении процедуры выдачи разрешений на проведении этой деятельности. Государства разрабатывают и принимают правила, касающиеся ответственности за ущерб, пределов ответственности, критериев и процедур, средств судебной защиты. В случае возникновения споров в отношении толкования или применения установленных правил стороны должны стремиться к его решению путем переговоров. Если стороны не могут прийти к согласию, то они должны обратиться за услугами к третьей стороне о посредничестве. При необходимости спор с общего согласия выносится на рассмотрения арбитражного суда, созданного для разрешения конкретного спора, постоянно действующего арбитражного суда или Международного суда. Поправки вносятся согласно установленных сроков - 90 дней. Любое предложение о поправках к приложениям направляется сторонам правительством - депозитарием и рассматривается комиссией. При принятии, комиссия направляет сторонам поправку с рекомендацией о ее принятии. Вступает она в силу по истечению срока, установленного комиссией, если хотя бы одна сторона не уведомит в письменном виде Правительство-депозитарий о своих возражениях. Если какая-либо сторона до истечения срока уведомит, что по конституционным обстоятельствам не может принять поправки, то этот срок продлевается на 6 месяцев. Конвенция не препятствует, чтобы в течение времени, не превышающего одного года, приостановило применение конвенции или ее части, или поправки, о чем информируются другие стороны. Эта конвенция открыта для всех государств, при условии, что они или организации приглашены всеми договаривающими сторонами. Если стороной является ЕЭС, тот оно от своего имени осуществляет свои права. В этом случае государства-члены таких организаций не имеют права индивидуально осуществлять свои права. По истечении 5 лет после вступления в силу любая сторона может денонсировать конвенцию путем письменного уведомления об этом. Такой выход приобретает силу 30 июня года, следующего за годом, когда правительство - депозитарий получило уведомление о выходе из конвенции. Правительство - депозитарий созывает совещание для рассмотрения последствий такого выхода. В качестве депозитария действует правительство Финляндии, которое уведомляет всех сторон о подписании, сдаче на хранение любой ратификационной грамоты, дате вступления в силу конвенции, любой предложенной или рекомендованной поправке, любом уведомлении, любом действии или уведомлении, касающемся конвенции, передаче заверенных копий организациям по экономической интеграции.