Значение Конвенция по защите морской среды Балтийского моря




 

Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (Хельсинкская конвенция) была подписана в марте 1974 г. представителями прибрежных стран: ГДР, Данией, Польшей, бывшего СССР, Финляндией, ФРГ, Швецией. Вступила в силу в мае 1980 г. Хельсинкская конвенция стала первым международным соглашением, затрагивающим все источники загрязнений, расположенные на побережье (точечные и диффузные, т.е. рассеивающие), в море (морские суда), а также атмосфере. В 1992 г. обновленная Конвенция была подписана всеми странами Балтийского моря и Комиссией Европейского экологического сообщества Хельсинкская конвенция занимает особое положение в системе международного права в области охраны окружающей среды. Она направлена на гармонизацию национального развития с учетом региональных проблем, охраны окружающей среды бассейна Балтийского моря на принципах согласованности. Основополагающий принцип Хельсинкской конвенции снижение вероятности загрязнения окружающей среды за счет изменения технологических, управленческих и иных форм природопользования. Общепризнанно, что это одно из самых успешных межрегиональных соглашений такого рода. Хельсинкская конвенция имеет мощную методологическую базу и свои концептуально-программные подходы. В полном объеме обеспечена исполнительными структурами. Финансирование осуществляется как на национальном и наднациональном уровнях. Ее рабочим органом является Хельсинкская комиссия (ХЕЛКОМ). За время ее работы разработано более 100 рекомендаций, требования которых должны соблюдаться в регионе. Реализация положений Хельсинкской конвенции предусматривает как внедрение в хозяйственную практику рекомендаций ее исполнительных органов, так и осуществление взаимного контроля по согласованным принципам. Сотрудничество между Балтийскими странами обеспечило значительное улучшение качества окружающей среды. К 1988 г. были обозначены основные экологические проблемы Балтийского моря. Среди основных наземных источников загрязнений были выделены: муниципальные и промышленные сточные воды, загрязнения от сельского хозяйства. Большое количество загрязнений в морскую среду поступало также и с дождевыми стоками. Проблема охраны окружающей среды в странах Балтийского региона является центральной в работе ХЕЛКОМ. Она многоаспектна и имеет отчетливо техноэкономический характер. В соответствии с положениями Конвенции приоритет в природоохранных мерах отдается снижению нагрузок от загрязнения биогенными элементами, солями тяжелых металлов и токсичными органо-галогенными соединениями и развитию международного сотрудничества в природоохранной сфере во имя возрождения экологического равновесия в Балтийском море. По инициативе ХЕЛКОМ за период действия Конвенции был принят ряд важных двусторонних и многосторонних соглашений, конкретизировавших обязанности стран-участниц по решению экологических проблем Балтики.

В 1988 г. Министерская декларация установила цель каждой Балтийской страны достичь к 1995 г.50% -го сокращения сброса всех загрязнений и обеспечить тем самым начало восстановления экологического баланса Балтийского моря. Было разработано и принято более 40 рекомендаций ХЕЛКОМ, главным образом, для точечных источников загрязнения.

конвенция загрязнение морская среда

В 1990 г. Международная конференция премьер-министров прошла в Роннебю (бальнеологический курорт в Швеции), где была принята Декларация Балтийского моря, включающая основные принципы и приоритетные действия, направленные на улучшение состояния окружающей среды Балтийского моря. Исполнительным советом ХЕЛКОМ была разработана "Балтийская совместная всеобъемлющая программа природоохранных мер" (JCP), связывающая общие природоохранные приоритеты с возможностями мобилизации финансовых источников, как на национальном, так и на международном уровнях.

Дипломатическая конференция 1992 г. была посвящена подписанию обновленной Хельсинкской конвенции всеми Балтийскими странами и Комиссией Европейского экологического сообщества. Все страны подтвердили свои обязательства по выполнению JСР и утвердили ее. Она предоставила уникальную Программу для всех приоритетных природоохранных проектов региона Балтийского моря. Были идентифицированы 132 наиболее значимых источников загрязнений, так называемых "горячих точек", из них 19 - в России. По каждой "горячей точке" была разработана конкретная программа действий и оценены необходимые инвестиции с учетом внутренних и внешних источников финансирования.

Министерское заседание (1994) было организовано для оценки прогресса в выполнении Министерской декларации и рекомендаций ХЕЛКОМ. На заседании были отмечены определенные успехи в снижении загрязнений от производственного сектора, в основном при очистке сточных вод, от городского хозяйства и транспорта, а также констатировалось отсутствие улучшения в сельском хозяйстве.

Министерская сессия (1998) подтвердила сохранение цели, поставленной Министерской декларацией 1988 г. - 50% -ное сокращение сброса загрязнений в Балтийское море. Основное внимание при этом уделялось токсичным или устойчивым органическим соединениям, тяжелым металлам и биогенным элементам. Министры и участники заседания отметили достижения в выполнении Программы GСР, в том числе ликвидацию 15 "горячих точек" и активную деятельность, ведущуюся по 82 из 117 оставшихся объектов. Сессия обратила внимание на значительный прогресс в области: сокращения сброса хлорорганических загрязнений; резкого снижения выбросов свинца в атмосферу от автотранспорта; восстановления популяций некоторых исчезающих видов морских организмов. Тем не менее, учитывая, что 50% -го сокращения сброса загрязнений не было достигнуто, Сессия обратила особое внимание на следующие проблемы: значительную эвтрофикацию Балтийского моря за счет высоких сбросов биогенных элементов, что может привести к развитию водорослей, дефициту кислорода и к замору рыбных и др. водных ресурсов; относительно высокие концентрации тяжелых металлов и устойчивых органических соединений в водах Балтийского моря; имеющиеся случаи незаконных сбросов в море загрязняющих веществ с судов.


Литература

 

1. Актуальные проблемы гражданского и экологического права: материалы Всерос. науч. - практ. конф. студентов, аспирантов, ученых: (19 мая 2006 г.) / науч. ред. Г.А. Воронов; отв. ред.С.М. Кудрин, А, В. Карзенкова. - Пермь, 2006. - 203 с.

. Винокуров А.Ю. Экологическое право: учеб. - метод. комплекс: программа курса, учебник, практикум / А.Ю. Винокуров. - М.: Экзамен, 2006. - 575 с.

. Духно Н.А. Экологическое право России: учебник / Н.А. Духно. - М.: Экзамен, 2006. - 446 с.

. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: по прогр. курса МГЮА, с учетом новейш. изм. в зак-ве: учебник / Б.В. Ерофеев. - 3-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2006. - 430 с.

. Кичигин Н.В. Комментарий к ФЗ "Об экологической экспертизе": от 23 нояб. 1995г. №174-ФЗ: постат.: с изм., вступ. в силу с 1 янв. 2007г. / Н.В. Кичигин. - М.: Юстицинформ, 2006. - 205 с. - (Б-ка ж-ла "Право и экономика").

. Кутузов В.И. Доступ к экологической информации: правовые аспекты / В.И. Кутузов. - Брянск: Изд-во ГУП "Клинцовская городская типография", 2004. - 150 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: