Обязательный государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Тренировочный вариант №1
Год
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение проверочной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются в поля ответов, расположенные после каждого задания части 2.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы. |
| По заключению специалистов, в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди. В этом проявляется в первую очередь
1) снижения производительности труда
2) исчезновения редких видов растений
3) загрязнения окружающей среды
4) глобального потепления
Ответ:
| |||
Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в
1) самопознании
2) самореализации
3) самосохранении
4) самообразовании
Ответ:
| ||||
В. 45 лет. Она высокая стройная брюнетка. Эти качества характеризуют её прежде всего как
1) индивида
2) работника
3) личность
4) потребителя
Ответ:
| ||||
Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность предполагает достижение определённой цели.
Б. В ряде случаев результат деятельности расходится с поставленной целью
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
| ||||
Известен жизненный девиз выдающегося россиянина, «святого доктора» Ф.П. Гааза: «Спешите делать добро». Эти слова выражают принцип
1) искусства
2) морали
3) политики
4) экономики
Ответ:
| ||||
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению.
Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
| ||||
В рыночной экономике, в отличие от командной, государство
1) регулирует спрос и предложение
2) перераспределяет доходы бюджета
3) вводит косвенные налоги
4) законодательно защищает частную собственность
Ответ:
| ||||
13-процентный налог взимается с доходов физических лиц (граждан). Объектом налога является
1) налогоплательщик
2) заработная плата
3) фирма
4) налоговая служба
Ответ:
| ||||
В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) командному
3) рыночному
4) традиционному
Ответ:
| ||||
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Для рыночной экономики характерно централизованное планирование производства.
Б. Основой рыночной экономики является частная собственность на средства производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
| ||||
Что отличает семью от других социальных групп?
1) единство интересов
2) общие цели деятельности
3) нормы поведения
4) общий быт
Ответ:
| ||||
Иван узнал, что Артем на свой день рождения пригласил всех одноклассников, кроме него. Он не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Артемом. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) посредничество
2) сотрудничество
3) уход из конфликтной ситуации
4) уступки противоборствующей стороне
Ответ:
| ||||
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Участие родителей в воспитании детей является социальной нормой.
Б. Социальные нормы вырабатываются, как правило, экономической элитой общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
| ||||
Что относится к признакам любого государства?
1) право взимания налогов
2) многопартийность
3) свободные выборы в органы власти
4) разделение властей
Ответ:
| ||||
В государстве Н. существуют президент и парламент. При этом правительство формируется на парламентской основе, то есть из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Правительство государства Н. ответственно перед парламентом. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?
1) конституционной монархии
2) парламентской республики
3) абсолютной монархии
4) президентской республики
Ответ:
| ||||
Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни в демократическом обществе?
А. Формой непосредственного участия граждан в политической жизни является общественное обсуждение законопроекта.
Б. Граждане могут участвовать в политической жизни, обращаясь в государственные органы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
| ||||
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) рассчитаны на многократное применение
Ответ:
| ||||
Президент Российской Федерации
1) разрабатывает и принимает законы
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) разрабатывает федеральный бюджет
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ
Ответ:
| ||||
Бизнесмен решил подарить школе, в которой учился, микроавтобус. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника в отношении принадлежащего ему имущества
1) потреблять
2) владеть
3) распоряжаться
4) пользоваться
Ответ:
| ||||
Верны ли следующие суждения об уголовном праве?
А. Уголовное право определяет, какие деяния являются преступлениями и какие наказания за них предусмотрены.
Б. Нормы уголовного права нацелены на охрану прав и свобод человека и гражданина.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
|
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы. |
На уроке обществознания учитель рассказывал о государстве и политических партиях. Сравните деятельность государства и политической партии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) представление интересов определённой группы общества
2) следование правовым нормам
3) разработка политических программ
4) исключительное право принимать законы.
Ответ:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Установите соответствие между примерами и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
|
В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы |
Конец формы
Конец формы
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Почти треть 20-летних знают о глобальных проблемах, но никак их не ощущают. 2) Менее трети опрошенных обеих групп сталкиваются с проявлением глобальных проблем ежедневно. 3) Четверть 40-летних считает, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь. 4) Доля тех, кто ничего не знает о глобальных проблемах, в двух группах опрошенных больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь. 5) Доля 40-летних опрошенных, ежедневно ощущающих проявления глобальных проблем, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь. Ответ: __________ | ||||||||
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Экологические проблемы не волнуют людей. 2) В стране Z сложная экологическая ситуация. 3) В стране Z популярны экологические движения. 4) У людей нет однозначного представления о влиянии глобальных проблем на их повседневную жизнь 5) Некоторые люди считают, что глобальные проблемы их не коснутся. Ответ: __________ | ||||||||
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Мы каждый день вступаем в разнообразные межличностные отношения. (Б)В зависимости от ситуации они могут быть официальными и неофициальными. (В)Мы уверены, что именно в неформальных межличностных отношениях наиболее ярко проявляются личностные особенности людей.
Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ:
|
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте поля ответов, расположенные после каждого задания. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
Прочитайте текст и выполните задания 26–31. |
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.
Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.
Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.
Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования – это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.
(По материалам интернет-издания)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте? Используя текст и знания курса, объясните смысл фразы: «Школа выполняет “заказ” общества». |
Ответ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Используя текст, назовите любые четыре принципа современной образовательной политики в РФ. Объясните один любой из них. |