Результаты изучения представлений об окружающем мире (уровни)




Состояние предметных представлений у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

 

В ходе констатирующего эксперимента были получены данные об особенностях предметных представлений у детей с нарушениями зрения.

Рассмотрим результаты выполнения детьми первой серии заданий.

Таблица 1

Результаты изучения представлений об окружающем мире (уровни)

Имя ребенка Задания
1. Узнай, назови и расскажи 2. Узнавание в модальностях   3. Расскажи о предметах 4. Расскажи, что к чему подходит 5. Составь Петрушку
  Света Х. средний низкий низкий средний низкий
  Семен Ш. средний низкий средний низкий средний
  Илья К. средний средний средний средний средний
  Вика Т. высокий средний низкий высокий низкий
  Ксюша К. низкий низкий низкий низкий низкий
  Дима В. средний средний средний средний средний

 

Анализ результатов, представленных в таблице 1 показал, что у большинства детей предметные представления сформированы недостаточно.

При выполнении первого заданиябольшинство детей испытывали трудности при определения признаков предметов.

Дети не всегда правильно называли и определяли форму, цвет и вкус предмета, например Ксюша К. определила «конфету» как «вкусная, черная…..», назвать форму и точные вкусовые характеристики она не смогла.

Особые затруднения вызвало у детей выполнение второго задания «Узнавание в модальностях». Дети затруднялись в определении предметов, представленных в схематичном изображении, они называли отдельные детали, а предмет в целом определить не могли. Так, Семен Ш. путал изображения лисы и зайца, машины и поезда. Более успешно справились дети с заданием по узнаванию силуэтных и контурных изображений.

Результаты выполнения третьего и четвертого заданий «Расскажи о предметах» и «Расскажи, что к чему подходит» показали, что дети с нарушением зрения имеют представления о предметах, которыми они чаще всего пользуются и тех, которые их окружают. Так большинство детей назвали предметы, относящиеся к игрушкам, одежде, обуви, посуде, мебели, и смогли сказать, для чего нужны эти предметы. Затруднения вызвали такие темы, как «Электроприборы», «Инструменты». В 50% случаев на вопрос экспериментатора дети отвечали «Ну это чтобы….», не давая содержательного ответа.

В ходе эксперимента нами было выявлено, что 83,3 % детей испытывают трудности при обобщении и классификации предметов. Чаще всего дети производят элементарные обобщения (посуда, одежда и т.п.), не группируя предметы по видовым признакам (например: посуда чайная, столовая, кухонная). Они допускают разнообразные ошибки при отнесении видовых понятий к родовым. Так в одних случаях дети «расширяют» понятие, когда наряду с подходящими предметами дети относят в группу предметы других родовых групп. Например, при выполнении задания «Назови мебель, какую знаешь» к понятию «мебель» относят предметы бытовой техники, убранство квартиры, отдельные части помещений. В разряд мебели, таким образом, попадают телевизор, шторы, газовая плита, дверь, стиральная машина и другие предметы. В других случаях дети, наоборот, сужают значение обобщающего слова.

Значительное число ошибок при назывании детьми конкретных предметов, относящихся к определенной родовой группе, связано со смешением понятий «овощи-фрукты».

Таким образом, уровень знания обобщающих понятий у дошкольников с нарушениями зрения недостаточный.

Также было отмечено, что часть детей при классификации предметов по родовому признаку также испытывали затруднения. Так, Света Х. осуществляла группировку по функциональному или второстепенному признаку – например, цвету. Значительное количество групп было создано на ситуативной основе. Так мебель, посуда объединялись в одну группу, потому что «в комнате это есть».

В пятом задании «Составь Петрушку» детям было предложено назвать геометрические фигуры, которыми они воспользовались. Результаты словесного обозначения геометрических фигур показали, что у детей с нарушениями зрения эти представления ограничены. Дети больше знакомы с квадратом, кругом, треугольником. При этом затруднялись в назывании прямоугольника, овала.

16,6 % детей не смогли передать общее строение объекта сложной формы. Например, Света Х. при воспроизведении петрушки не смогла выложить из геометрических форм туловище, а при воспроизведении ног использовала овалы разных размеров.

Рис.1 Распределение детей по уровням сформированности предметных представлений об окружающем мире

1 - Узнай, назови и расскажи

2 - Узнавание в модальностях

3 - Расскажи о предметах

4 - Расскажи, что к чему подходит

5 - Составь Петрушку

 

На рисунке 1 представлено распределение детей с нарушениями зрения по уровням сформированности предметных представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что низкий уровень отмечается преимущественно у слабовидящих детей. Вместе с тем, дети с монокулярным характером зрения испытывали значительные трудности при воспроизведении предметов сложной формы, узнавании схематичных изображений предметов, выделении и обозначении в речи существенных признаков предметов.

Рассмотрим результаты выполнения детьми второй серии заданий (таблица 2).

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: