Состояние предметных представлений у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
В ходе констатирующего эксперимента были получены данные об особенностях предметных представлений у детей с нарушениями зрения.
Рассмотрим результаты выполнения детьми первой серии заданий.
Таблица 1
Результаты изучения представлений об окружающем мире (уровни)
№ | Имя ребенка | Задания | ||||
1. Узнай, назови и расскажи | 2. Узнавание в модальностях | 3. Расскажи о предметах | 4. Расскажи, что к чему подходит | 5. Составь Петрушку | ||
Света Х. | средний | низкий | низкий | средний | низкий | |
Семен Ш. | средний | низкий | средний | низкий | средний | |
Илья К. | средний | средний | средний | средний | средний | |
Вика Т. | высокий | средний | низкий | высокий | низкий | |
Ксюша К. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | |
Дима В. | средний | средний | средний | средний | средний |
Анализ результатов, представленных в таблице 1 показал, что у большинства детей предметные представления сформированы недостаточно.
При выполнении первого заданиябольшинство детей испытывали трудности при определения признаков предметов.
Дети не всегда правильно называли и определяли форму, цвет и вкус предмета, например Ксюша К. определила «конфету» как «вкусная, черная…..», назвать форму и точные вкусовые характеристики она не смогла.
Особые затруднения вызвало у детей выполнение второго задания «Узнавание в модальностях». Дети затруднялись в определении предметов, представленных в схематичном изображении, они называли отдельные детали, а предмет в целом определить не могли. Так, Семен Ш. путал изображения лисы и зайца, машины и поезда. Более успешно справились дети с заданием по узнаванию силуэтных и контурных изображений.
Результаты выполнения третьего и четвертого заданий «Расскажи о предметах» и «Расскажи, что к чему подходит» показали, что дети с нарушением зрения имеют представления о предметах, которыми они чаще всего пользуются и тех, которые их окружают. Так большинство детей назвали предметы, относящиеся к игрушкам, одежде, обуви, посуде, мебели, и смогли сказать, для чего нужны эти предметы. Затруднения вызвали такие темы, как «Электроприборы», «Инструменты». В 50% случаев на вопрос экспериментатора дети отвечали «Ну это чтобы….», не давая содержательного ответа.
В ходе эксперимента нами было выявлено, что 83,3 % детей испытывают трудности при обобщении и классификации предметов. Чаще всего дети производят элементарные обобщения (посуда, одежда и т.п.), не группируя предметы по видовым признакам (например: посуда чайная, столовая, кухонная). Они допускают разнообразные ошибки при отнесении видовых понятий к родовым. Так в одних случаях дети «расширяют» понятие, когда наряду с подходящими предметами дети относят в группу предметы других родовых групп. Например, при выполнении задания «Назови мебель, какую знаешь» к понятию «мебель» относят предметы бытовой техники, убранство квартиры, отдельные части помещений. В разряд мебели, таким образом, попадают телевизор, шторы, газовая плита, дверь, стиральная машина и другие предметы. В других случаях дети, наоборот, сужают значение обобщающего слова.
Значительное число ошибок при назывании детьми конкретных предметов, относящихся к определенной родовой группе, связано со смешением понятий «овощи-фрукты».
Таким образом, уровень знания обобщающих понятий у дошкольников с нарушениями зрения недостаточный.
Также было отмечено, что часть детей при классификации предметов по родовому признаку также испытывали затруднения. Так, Света Х. осуществляла группировку по функциональному или второстепенному признаку – например, цвету. Значительное количество групп было создано на ситуативной основе. Так мебель, посуда объединялись в одну группу, потому что «в комнате это есть».
В пятом задании «Составь Петрушку» детям было предложено назвать геометрические фигуры, которыми они воспользовались. Результаты словесного обозначения геометрических фигур показали, что у детей с нарушениями зрения эти представления ограничены. Дети больше знакомы с квадратом, кругом, треугольником. При этом затруднялись в назывании прямоугольника, овала.
16,6 % детей не смогли передать общее строение объекта сложной формы. Например, Света Х. при воспроизведении петрушки не смогла выложить из геометрических форм туловище, а при воспроизведении ног использовала овалы разных размеров.
Рис.1 Распределение детей по уровням сформированности предметных представлений об окружающем мире
1 - Узнай, назови и расскажи
2 - Узнавание в модальностях
3 - Расскажи о предметах
4 - Расскажи, что к чему подходит
5 - Составь Петрушку
На рисунке 1 представлено распределение детей с нарушениями зрения по уровням сформированности предметных представлений об окружающем мире.
Следует отметить, что низкий уровень отмечается преимущественно у слабовидящих детей. Вместе с тем, дети с монокулярным характером зрения испытывали значительные трудности при воспроизведении предметов сложной формы, узнавании схематичных изображений предметов, выделении и обозначении в речи существенных признаков предметов.
Рассмотрим результаты выполнения детьми второй серии заданий (таблица 2).
Таблица 2