ФГОС ДО. Расставьте нумерацию
| Целевой раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений | |
| Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа | |
| Дополнительный раздел (Краткая презентация Программы) | |
| Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста | |
| Иные характеристики содержания Программы: | |
| Использование специальных образовательных программ для получения образования ребенком-инвалидом | |
| Используемые Программы | |
| Механизмы адаптации адаптированной образовательной Программы в соответствии с ИПРА | |
| Обеспечение коррекции нарушений развития ребенка - инвалида, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы | |
| Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | |
| Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | |
| Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов | |
| Описание материально-технического обеспечения Программы | |
| Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | |
| Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения развития ребенка-инвалида | |
| Описание осуществления квалифицированной коррекционной работы с ребенком - инвалидом | |
| Описание проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий | |
| Описание специальных условий для получения образования ребенком-инвалидом | |
| Организационный раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений | |
| Освоение ребёнком-инвалидом Программы, его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальная адаптация | |
| Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | |
| Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | |
| Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | |
| Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | |
| Планируемые результаты освоения образовательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом индивидуальной траектории развития (целевые ориентиры) | |
| Пояснительная записка | |
| Предметно-пространственная развивающая образовательная среда | |
| Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального образования | |
| Принципы и подходы к формированию Программы | |
| Программа «Городские умельцы», разработанная самостоятельно, учитывающая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность | |
| Режим дня | |
| Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому | |
| Сложившиеся традиции Организации | |
| Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» | |
| Содержание образовательной области «Познавательное развитие» | |
| Содержание образовательной области «Речевое развитие» | |
| Содержание образовательной области «Физическое развитие» | |
| Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» | |
| Содержательный раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений | |
| Способы и направления поддержки детской инициативы | |
| Формы организации работы с детьми, соответствующие потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива | |
| Характер взаимодействия с другими детьми | |
| Характер взаимодействия со взрослыми | |
| Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей | |
| Цели и задачи реализации Программы | |
| Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений |
Задание 5. Изучите представленный ниже теоретический материал по расчету соотношения обязательной части образовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательных отношений
По отношению к обязательной части ФГОС ДО рекомендует нам выделять на часть программы, формируемую участниками образовательных отношений, не более 40 % от общего времени. Приведем конкретные расчеты для подготовительной к школе группы с длительностью пребывания детей в ДОУ 10,5 часов.
Общее время пребывания ребенка в ДОУ – 10,5 ч. = 630 мин. Из них 80 % – время на реализацию программы, а 20 % – сон.
Вычитаем время сна, в которое не реализуется программа: 630 – 130 = 500 мин/день (8 часов 20 минут) – это 100 % на реализацию программы, из которых не менее 60 % – обязательная часть и не более 40 % – формируемая участниками.
Переводим в минуты/часы:
· Обязательная часть – не менее 300 мин/день (5 часов)
· Формируемая часть – не более 200 мин/день (3 часа 20 минут)
С первого взгляда кажется, что три с лишним часа – это очень много. Но тут следует помнить, что часть программы, формируемую участниками образовательных отношений, воспитатель не реализует единолично. Это время делится со вторым воспитателем группы и со специалистами ДОУ (воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель, руководитель изо и др.), если таковые имеются.
Кроме того, в эти 3 часа 20 минут входит не только (и даже не столько) организованная образовательная деятельность, но и совместная деятельность со взрослым и активизация самостоятельной деятельности детей.
А также, у нас есть достаточно условные границы «не менее – не более». Это значит, что если мы не знаем чем и как занять детей в рамках второй части программы, то можем реализовывать обязательную часть стопроцентно. Но это будет не правильно, если подходить к вопросу профессионально. Ведь лишив программу второй части, мы тем самым лишаем детей богатейших возможностей развития, и себя –саморазвития и творчества. А вот сократить временные границы мы вполне имеем право.
Вернемся к расчетам. В качестве примера приведем расчет временных затрат на образовательную деятельность в подготовительной группе.
| Возрастная группа | 6-7 лет |
| Общее время пребывания детей | 10,5 часов=630 мин. |
| Сон | 130 мин. |
| Общее время реализации программы | 500 мин. |
| Организованная образовательная деятельность | 90 мин./120 мин. |
| Образовательная деятельность в режимных моментах | 200 мин./170 мин. |
| Самостоятельная деятельность детей | 190 мин. |
| Взаимодействие с семьями детей | 20 мин. |
Определим необходимые нам направления работы в части, формируемой участниками образовательных отношений:
| 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений | |
| «Лаборатория Знайки» | 30 мин. 30 минут в день, при этом 1 раз в две недели проводится занятие, в остальные дни парциальная образовательная программа реализуется в совместной и самостоятельной деятельности |
| «В гостях у сказки» | 60 мин. 60 минут в день, при этом 1 раз в неделю проводятся занятия, в остальные дни парциальная образовательная программа реализуется в совместной и самостоятельной деятельности |
| «Мой город – мне дорог» | 30 мин. 30 минут в день, при этом 1 раз в две недели проводится занятие, в остальные дни парциальная образовательная программа реализуется в совместной и самостоятельной деятельности |
| Вариативная часть программы | 120 мин. 24% |
| Итак, на вариатив ушло 120 мин. Вычитаем их из общего времени (500 мин.) и получаем время обязательной части | |
| Обязательная часть программы | 380 мин. 76% |
Как видим, мы вполне уложились в требования ФГОС ДО.
Рассмотрим распределение образовательной деятельности в течение дня
| Понедельник, среда, пятница | Вторник, четверг | |||
| Соотношение частей программы | Обязательная часть программы 380 мин. (76%) | 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений 120 мин. (24%) | Обязательная часть программы 380 мин. (76%) | 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений 120 мин. (24%) |
| Организованная образовательная деятельность | 90 мин. 3 занятия в день по 30 минут в первую половину дня | --- | 90 мин. 3 занятия в день по 30 минут в первую половину дня | 30 мин. 1 занятие в день во вторую половину дня |
| Образовательная деятельность в режимных моментах | 150 мин. | 50 мин. | 150 мин. | 20 мин. |
| Самостоятельная деятельность детей (не менее 3-х часов по СанПиНу) | 130 мин. | 60 мин. | 130 мин. | 60 мин. |
| Взаимодействие с семьями детей | 10 мин. | 10 мин | 10 мин. | 10 мин. |
Таким образом, в неделю в подготовительной группе у нас прошло 17 занятий: 15 занятий обязательной части (по 3 занятия в день в первую половину дня) и по 2 занятия в неделю вариативной части (во вторую половину дня). Мы вполне укладываемся в рамки СанПиНа и не противоречим им.
Согласно СанПиН на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Мы отводим 190 минут (3 часа 10 минут).
Представьте свой вариант расчета (одна возрастная группа на выбор)
| Возрастная группа | |
| Общее время пребывания детей | |
| Сон | |
| Общее время реализации программы | |
| Организованная образовательная деятельность | |
| Образовательная деятельность в режимных моментах | |
| Самостоятельная деятельность детей | |
| Взаимодействие с семьями детей |
| 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений | |
| Вариативная часть программы | |
| Обязательная часть программы |
| Понедельник | Вторник | Среда | ||||
| Соотношение частей программы | Обязательная часть программы ___ мин. (__%) | 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений ____ мин. (___%) | Обязательная часть программы ___ мин. (__%) | 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений ____ мин. (___%) | Обязательная часть программы ___ мин. (__%) | 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений ____ мин. (___%) |
| Организованная образовательная деятельность | ||||||
| Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
| Самостоятельная деятельность детей (не менее 3-х часов по СанПиНу) | ||||||
| Взаимодействие с семьями детей |
| Четверг | Пятница | |||
| Соотношение частей программы | Обязательная часть программы ___ мин. (__%) | 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений ____ мин. (___%) | Обязательная часть программы ___ мин. (__%) | 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений ____ мин. (___%) |
| Организованная образовательная деятельность | ||||
| Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
| Самостоятельная деятельность детей (не менее 3-х часов по СанПиНу) | ||||
| Взаимодействие с семьями детей |