ФГОС ДО. Расставьте нумерацию
Целевой раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений | |
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа | |
Дополнительный раздел (Краткая презентация Программы) | |
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста | |
Иные характеристики содержания Программы: | |
Использование специальных образовательных программ для получения образования ребенком-инвалидом | |
Используемые Программы | |
Механизмы адаптации адаптированной образовательной Программы в соответствии с ИПРА | |
Обеспечение коррекции нарушений развития ребенка - инвалида, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы | |
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | |
Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов | |
Описание материально-технического обеспечения Программы | |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | |
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения развития ребенка-инвалида | |
Описание осуществления квалифицированной коррекционной работы с ребенком - инвалидом | |
Описание проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий | |
Описание специальных условий для получения образования ребенком-инвалидом | |
Организационный раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений | |
Освоение ребёнком-инвалидом Программы, его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальная адаптация | |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | |
Планируемые результаты освоения образовательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом индивидуальной траектории развития (целевые ориентиры) | |
Пояснительная записка | |
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда | |
Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального образования | |
Принципы и подходы к формированию Программы | |
Программа «Городские умельцы», разработанная самостоятельно, учитывающая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность | |
Режим дня | |
Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому | |
Сложившиеся традиции Организации | |
Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» | |
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» | |
Содержание образовательной области «Речевое развитие» | |
Содержание образовательной области «Физическое развитие» | |
Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» | |
Содержательный раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений | |
Способы и направления поддержки детской инициативы | |
Формы организации работы с детьми, соответствующие потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива | |
Характер взаимодействия с другими детьми | |
Характер взаимодействия со взрослыми | |
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей | |
Цели и задачи реализации Программы | |
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений |
Задание 5. Изучите представленный ниже теоретический материал по расчету соотношения обязательной части образовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательных отношений
|
|
По отношению к обязательной части ФГОС ДО рекомендует нам выделять на часть программы, формируемую участниками образовательных отношений, не более 40 % от общего времени. Приведем конкретные расчеты для подготовительной к школе группы с длительностью пребывания детей в ДОУ 10,5 часов.
|
Общее время пребывания ребенка в ДОУ – 10,5 ч. = 630 мин. Из них 80 % – время на реализацию программы, а 20 % – сон.
Вычитаем время сна, в которое не реализуется программа: 630 – 130 = 500 мин/день (8 часов 20 минут) – это 100 % на реализацию программы, из которых не менее 60 % – обязательная часть и не более 40 % – формируемая участниками.
Переводим в минуты/часы:
· Обязательная часть – не менее 300 мин/день (5 часов)
· Формируемая часть – не более 200 мин/день (3 часа 20 минут)
С первого взгляда кажется, что три с лишним часа – это очень много. Но тут следует помнить, что часть программы, формируемую участниками образовательных отношений, воспитатель не реализует единолично. Это время делится со вторым воспитателем группы и со специалистами ДОУ (воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель, руководитель изо и др.), если таковые имеются.
Кроме того, в эти 3 часа 20 минут входит не только (и даже не столько) организованная образовательная деятельность, но и совместная деятельность со взрослым и активизация самостоятельной деятельности детей.
А также, у нас есть достаточно условные границы «не менее – не более». Это значит, что если мы не знаем чем и как занять детей в рамках второй части программы, то можем реализовывать обязательную часть стопроцентно. Но это будет не правильно, если подходить к вопросу профессионально. Ведь лишив программу второй части, мы тем самым лишаем детей богатейших возможностей развития, и себя –саморазвития и творчества. А вот сократить временные границы мы вполне имеем право.
Вернемся к расчетам. В качестве примера приведем расчет временных затрат на образовательную деятельность в подготовительной группе.
Возрастная группа | 6-7 лет |
Общее время пребывания детей | 10,5 часов=630 мин. |
Сон | 130 мин. |
Общее время реализации программы | 500 мин. |
Организованная образовательная деятельность | 90 мин./120 мин. |
Образовательная деятельность в режимных моментах | 200 мин./170 мин. |
Самостоятельная деятельность детей | 190 мин. |
Взаимодействие с семьями детей | 20 мин. |
Определим необходимые нам направления работы в части, формируемой участниками образовательных отношений:
2 часть, формируемая участниками образовательных отношений | |
«Лаборатория Знайки» | 30 мин. 30 минут в день, при этом 1 раз в две недели проводится занятие, в остальные дни парциальная образовательная программа реализуется в совместной и самостоятельной деятельности |
«В гостях у сказки» | 60 мин. 60 минут в день, при этом 1 раз в неделю проводятся занятия, в остальные дни парциальная образовательная программа реализуется в совместной и самостоятельной деятельности |
«Мой город – мне дорог» | 30 мин. 30 минут в день, при этом 1 раз в две недели проводится занятие, в остальные дни парциальная образовательная программа реализуется в совместной и самостоятельной деятельности |
Вариативная часть программы | 120 мин. 24% |
Итак, на вариатив ушло 120 мин. Вычитаем их из общего времени (500 мин.) и получаем время обязательной части | |
Обязательная часть программы | 380 мин. 76% |
Как видим, мы вполне уложились в требования ФГОС ДО.
Рассмотрим распределение образовательной деятельности в течение дня
Понедельник, среда, пятница | Вторник, четверг | |||
Соотношение частей программы | Обязательная часть программы 380 мин. (76%) | 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений 120 мин. (24%) | Обязательная часть программы 380 мин. (76%) | 2 часть, формируемая участниками образовательных отношений 120 мин. (24%) |
Организованная образовательная деятельность | 90 мин. 3 занятия в день по 30 минут в первую половину дня | --- | 90 мин. 3 занятия в день по 30 минут в первую половину дня | 30 мин. 1 занятие в день во вторую половину дня |
Образовательная деятельность в режимных моментах | 150 мин. | 50 мин. | 150 мин. | 20 мин. |
Самостоятельная деятельность детей (не менее 3-х часов по СанПиНу) | 130 мин. | 60 мин. | 130 мин. | 60 мин. |
Взаимодействие с семьями детей | 10 мин. | 10 мин | 10 мин. | 10 мин. |
Таким образом, в неделю в подготовительной группе у нас прошло 17 занятий: 15 занятий обязательной части (по 3 занятия в день в первую половину дня) и по 2 занятия в неделю вариативной части (во вторую половину дня). Мы вполне укладываемся в рамки СанПиНа и не противоречим им.
Согласно СанПиН на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Мы отводим 190 минут (3 часа 10 минут).
Представьте свой вариант расчета (одна возрастная группа на выбор)
Возрастная группа | |
Общее время пребывания детей | |
Сон | |
Общее время реализации программы | |
Организованная образовательная деятельность | |
Образовательная деятельность в режимных моментах | |
Самостоятельная деятельность детей | |
Взаимодействие с семьями детей |
2 часть, формируемая участниками образовательных отношений | |
Вариативная часть программы | |
Обязательная часть программы |