Начнем с того, что подходящей считается такая работа (в том числе временного характера), которая соответствует гражданину с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места (п. 1 ст. 4 Закона о занятости). Как правило, максимальная удаленность работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности (п. 10 Порядка регистрации).
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о занятости оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая предварительной подготовки, считается подходящей для следующих граждан:
- впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии (специальности);
- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также не работавших более трех лет;
- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
В свою очередь подходящей не может считаться работа, если:
|
- она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
- условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
- предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Однако данное положение не распространяется на граждан, заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения. В этом случае исходят из того, что доход должен быть не ниже величины прожиточного минимума (п. 4 ст. 4 Закона о занятости).
Прием на работу. Действия работодателя
Работник государственного учреждения службы занятости по телефону согласовывает с работодателем направление гражданина на собеседование и выдает соискателю направление на работу, оформленное в соответствии с Приложением № 6 к Регламенту (п. 54 Регламента). При этом безработному лицу может быть одновременно выдано не более двух направлений.
В свою очередь работодатель вправе принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с лицами, имеющими направление органов службы занятости (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).
При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема сотрудника (см. Пример 2). В случае отказа в приеме на работу работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление гражданину (п. 5 ст. 25 Закона о занятости).
Пример 2
Повышение квалификации
|
Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения утверждено постановлением Минтруда № 3 и Минобразования № 1 от 13.01.2000 г. (далее – Положение о профессиональной подготовке). Административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения прописан в приказе Минздравсоцразвития от 01.11.2007 г. № 680.
Следует отметить, что профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения должно проводиться по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. При этом гражданину не может быть предложена профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности дважды (п. 2 Положения о профессиональной подготовке).
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о занятости профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
- гражданин не имеет профессии;
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- гражданину необходимо изменить профессию в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у него профессиональным навыкам;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.
Приоритетным правом на профподготовку пользуются следующие лица (п. 3 ст. 23 Закона о занятости):
|
- инвалиды;
- безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
- граждане, уволенные с военной службы;
- жены (мужья) военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы;
- выпускники общеобразовательных учреждений;
- граждане, ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии.
Заметим, что продолжительность обучения не должна превышать 6 месяцев, а в отдельных случаях – 12 месяцев (п. 4 Положения о профессиональной подготовке). Так что получение безработными гражданами второго высшего либо среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости невозможно (п. 8 Положения о профессиональной подготовке).
В соответствии с п. 25 Положения о профессиональной подготовке безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государство гарантирует:
- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование;
- бесплатное обучение;
- выплату стипендии (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Размеры стипендии, выплачиваемой в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости
Между тем размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц либо ее выплата может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины (п. 5 ст. 29 Закона о занятости).
При этом гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, стипендия начисляется начиная с первого дня по окончании периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (п. 4 ст. 29 Закона о занятости).
Общественные работы
В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ. В данном случае речь идет о трудовой деятельности, имеющей социально полезную направленность (п. 1 ст. 24 Закона о занятости). Положение об организации общественных работ утверждено постановлением Правительства от 14.07.1997 г. № 875 (далее – Положение об общественных работах). Административный регламент предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ прописан в приказе Минздравсоцразвития от 07.06.2007 г. № 401.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, не получающие пособия по безработице, и лица, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. При этом участие граждан в таких работах допускается только с их согласия (п. 2 ст. 24 Закона о занятости).
В данном случае с лицами, участвующими в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом указанный документ может быть досрочно расторгнут гражданином при его устройстве на постоянную или временную работу (п. 2 ст. 24 Закона о занятости). На лиц, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании (п. 4 ст. 24 Закона о занятости). Финансирование таких работ производится за счет средств организаций, в которых они проводятся (п. 5 ст. 24 Закона о занятости).
В этот период за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. Исключение составляют лишь уже упомянутые лица, для которых в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о занятости данная работа считается подходящей (п. 3 ст. 24 Закона о занятости). Основанием для выплаты пособия в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки о фактически отработанном времени, ежемесячно выдаваемой работодателем (п. 18 Положения об общественных работах).
Кстати, время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию (п. 14 Положения об общественных работах).
Выплаты безработным